Юбилеи бывают разные. Большие и маленькие. Незаметные и запомнившиеся многоголосьем. И ждут юбилеев тоже по-разному. Кто-то спокойно, кто-то в лихорадке приготовлений. Гимназия N248, которой в конце осени исполнится тридцать пять лет, в преддверии торжества встретила меня… работой. Обычным пасмурным днем сновали туда-сюда по коридорам мальчишки, прихорашивались у зеркал старшеклассницы, сосредоточенно готовились учителя за стеклянными дверями классов, а рядом с кабинетом директора шумел спортивный зал. Текла обычная повседневная жизнь, в которой место празднику было отведено в грядущем, а пока… пока важно было взаимодействие опыта и молодости, знаний и неведения, разума и эмоций.
– Конечно, конечно, о юбилее мы помним! – заверил директор гимназии Антон Викторович Кудрявцев. – Готовимся вместе с детьми. Но не бесконечно же об этом говорить – надо работать.
Так, “работая”, он и рассказал, что школа N248 существует с 1967 года, что на статус гимназии стала претендовать с 1995 года и на протяжении нескольких лет эксперимента этот статус подтверждала, а потом и закрепила за собой окончательно. Неизменной со “школьной” поры осталась ориентация на углубленное изучение иностранного языка. К английскому теперь добавился и немецкий. Вопреки утверждению, что гимназия – учреждение сугубо гуманитарного профиля, “виновница торжества” обеспечивает гимназический уровень образования, не игнорируя предметы математического, естественно-научного направлений. Огромная заслуга в деле создания этого учебного заведения принадлежит ее бывшему директору заслуженному учителю РФ Евгении Кирьяновой. Именно она настаивала на концептуальной идее гимназии как учреждения, ориентированного на интеллект, культуру, знание, самопознание. Если школа с углубленным изучением предмета настраивает на определенную предметную или образовательную область, то гимназия держит курс на общекультурную компетентность, на продолжение образования.
– Мы это реализуем, выделяя те дисциплины, которые считаем формирующими культуру общения человека со знаковой системой. А именно: с языком. Русским, иностранным, символическим (математика), искусственным (язык общения с техническими системами). По этим дисциплинам сохранено должное количество часов. Но нельзя сделать что-то не за счет чего-то. В старшей школе решаем проблему, составляя индивидуальные образовательные маршруты, – за счет формирования на основе вариативных часов четырех профильных групп, которые ребята выбирают, желая расширенно изучать отдельные предметы.
Гимназия имеет три компьютерных класса, специальные классы для изучения иностранного языка, информационно-методические центры для учителей.
– Наши третьеклассники совершенно свободно работают в Сети! – хвалится Кудрявцев и указывает на одну из стеклянных дверей. За ней на фоне компьютеров виден целый ряд макушек.
Еще он показывает номер исторического журнала “Времена”, который издается усилиями самих ребят, комнату, где обитает исторический театр, тренажерный зал. “Проскакиваем” мы и клуб юных путешественников-экологов, клуб ревнителей петербургской перспективы.
У директорской двери трудно удержаться, чтобы не заглянуть в соседний спортивный зал. Тем более что картина там интересная: на одной половине – девочки, на другой – мальчики. У девочек – свой педагог, у мальчиков – свой.
– Мы, пожалуй, единственное учебное заведение, где такое разделение практикуется. Объясняется это простой причиной: “девочкам легче понять педагога-женщину, мальчикам – педагога-мужчину”, – утверждает учитель физкультуры Виктор Бондарь. Он один из “старожилов”: в гимназии с 1968 года.
– Виктор Ильич – учитель от Бога! – замечает Кудрявцев. – Был период, когда он от нас уходил, но с его возвращением количество спортивных результатов резко возросло. Мы уже несколько лет занимаем по району стабильное второе место в спартакиаде.
– В прошлом году выступали по 13 видам спорта и взяли пять кубков. – Виктор Ильич говорит об этом спокойно, словно подразумевая, что победа для его ребят плевое дело.
Впрочем, сомневаться не приходится, нашей беседе все время “аккомпанируют” твердые мячики, верно бьющие в цель: мальчишки ни на секунду не прекращают занятия.
– Меня постоянно просят: сдайте в аренду спортзал. А я не могу, – разводит руками Кудрявцев. – Не могу предоставить его даже соседней школе для организации занятий, потому что до сумерек он занят: секции мини-футбола, баскетбола, настольного тенниса, волейбола, легкой атлетики, атлетической гимнастики. Хотя, но это уже непраздничная тема, спортзал не выдерживает такую огромную нагрузку.
Непраздничная тема могла бы прозвучать очень громко: не ремонтированное ни разу со дня постройки здание, текущая крыша, изношенное донельзя сантехническое и электрическое оборудование, катастрофическая нехватка педагогических кадров. Однако неистребимый дух оптимизма побеждает.
– Тех, кто сейчас преподает в гимназии, я считаю великими подвижниками, – признается директор. – Людьми, безоговорочно преданными школьному делу. Мы – гимназия на окраине, у нас другая социокультурная среда, нежели в историческом центре города, но именно в этом и видится задача – дать качественный уровень образования, независимо от местоположения. Думается, с этой задачей мы справляемся: 99% наших выпускников поступают в серьезные вузы Петербурга. Впрочем, Антон Викторович меняет выражение лица на лукавое, каким бы ни был высоким их сегодняшний образовательный уровень, они приходят сюда к своим учителям. Продолжая оставаться детьми. И в этом мы скоро убедимся в тридцать пятый раз.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии