search
main
0

Праздник эпохи

Расширяя художественные и исторические горизонты

Конвергенция все чаще становится ведущим принципом обучения и воспитания в образовательном процессе. Комплексный культурно-исторический подход научились успешно применять в школе №1576, чтобы расширять кругозор учащихся, формировать у них целостное и образное представление о разных периодах в истории человечества.

Проекты, связанные с интеграцией различных школьных дисциплин, переживают второе рождение благодаря развитию в столичных школах системы предпрофессионального образования. Это и неудивительно, ведь подготовка ребят в рамках городских проектов («Инженерный класс», «Медицинский класс», «ИТ-класс») требует не просто увеличения количества часов, но и активного практического включения в образовательный процесс, проектно-исследовательской деятельности, «профилизации» непрофильных дисциплин. Очевидно, что подобный подход на уровне 10-11‑х классов определяет вектор развития всей школы. Конвергенция становится ведущим принципом обучения и воспитания.

В школе №1576 большое внимание уделяют личностному росту обучающихся, формированию у них системных знаний о различных аспектах развития страны и мира. С этой целью создается образовательная и интеллектуально-мотивирующая среда, что развивает аналитические способности и коммуникативные навыки, повышает интерес к изучению предметов, ведет к накоплению творческого потенциала, глубокому пониманию учебного процесса как целостной системы и в то же время индивидуализирует этот процесс.

Идея организации и проведения «Праздников эпохи» возникла не сразу. Она явилась следствием подхода к образовательной модели в целом, а также результатом вдумчивой работы всего педагогического коллектива, многочисленных дискуссий, связанных с возможностью интеграции предметов на основе исторического принципа в рамках существующих программ.

Безусловно, именно принцип историзма делает такой подход логичным, открывает широкие возможности для интеграции и конвергенции различных учебных курсов в рамках одной эпохи.

Первоначально «Праздник эпохи» был задуман только как театрализованное представление. Позже в ходе проведения праздников возникла мысль, что проект можно дополнить конкурсом «Знаток эпохи», который не только будет выявлять уровень знаний ребят, но и показывать, какие темы они не усвоили. Проведение такого конкурса помогает и организаторам, и участникам анализировать, что помогает выстраивать логические и ассоциативные цепочки, а что мешает этому процессу.

Важным завершением праздника становятся итоговые эссе или проектные работы, показывающие индивидуальные достижения учащихся. Проект «Праздник эпохи» дополняет программа обязательных экскурсий, отвечающая общему интегративному принципу. Она расширяет образные представления школьников об изучаемом историческом периоде развития человечества.

Комплекс мероприятий, входящих в наш, рассчитан на учащихся 1-11‑х классов с учетом возрастных особенностей и возможностей познавательной деятельности. Сейчас планируем и активно обсуждаем подключение к проекту дошкольников.

«Праздники эпохи» – традиционные общешкольные мероприятия, в которых участвует большая часть обучающихся. Их совместно планируют, готовят, проводят и анализируют педагоги и ребята, часто активное участие в них принимают родители воспитанников.

Особое место отведено мероприятиям для начальной школы. С одной стороны, разнообразные формы творческой деятельности должны формировать отношение ребенка к своей стране, к своему краю, городу, району. Они призваны помочь в осмыслении нравственных понятий, соответствующих воспитательным задачам, а также норм поведения в обществе.

С другой стороны, их задача – подготовить обучающихся к переходу в среднюю школу, помочь осознать основную концепцию проекта, формирующего любовь к Родине, глубокое понимание уникальной культуры нашей страны и одновременно способствующего интеллектуальному развитию, умению видеть связи между различными предметами.

В начальной школе предполагается знакомство с устным народным творчеством. Увидеть красоту и многообразие родной природы детям помогают обращение к лучшим произведениям российских поэтов и художников, изучение как художественных, так и публицистических произведений о Родине, посещение музеев (в том числе и виртуальное), знакомство с подвигами героев Отечества в сложные исторические периоды, театрализованные постановки, тематические конкурсы, сценарии, проекты, эссе.

И это только начальный этап творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков, азы метапредметности и конвергентности, но это еще не «Праздники эпохи», а предисловие к ним.

Учащиеся средней и старшей школы на протяжении учебного года готовят театрализованное представление в рамках определенной эпохи и конкурс «Знаток эпохи», что предполагает самостоятельное творчество, проектную деятельность. В то же время эти мероприятия объединяют педагогов, сотрудников школы, обучающихся и их родителей в единый коллектив.

Театрализованное представление – это кульминация «Праздника эпохи», когда каждый ученик может реализовать свои творческие возможности, понять ту или иную эпоху через опыт личного участия в совместном действе.

Конкурс «Знаток эпохи» расширяет кругозор обучающихся, определяет уровень конвергентных и метапредметных знаний, предоставляет возможности как для личной, так и для командной работы.

Особое место занимает проектная деятельность. Проект также может быть индивидуальным и групповым, он должен отражать особенности той или иной эпохи в разных ее проявлениях, а также показывать достижения обучающихся в плане учебного и интеллектуального развития.

Подготовку и проведение мероприятий можно осуществлять как очно, так и дистанционно. Это имеет особое значение в условиях напряженной эпидемиологической ситуации. Дистанционная форма может использоваться и в дальнейшем, так как позволяет привлекать большее количество участников, а также дает возможность пересматривать представления и тематические программы в записи. Так, в этом учебном году школа уже провела в дистанционном формате конкурс-игру для 8‑х классов, успешно презентовав театрализованные представления, посвященные культуре XVII-XVIII вв., на платформе Microsoft Teams.

Для подготовки театрализованного представления и конкурсов классные руководители используют классные часы, но дистанционно могут привлекаться и другие учителя. Можно вести подготовку во время, отведенное на преподавание основных предметов. Задача команды учителей – комплексно подойти к изучению той или иной эпохи, «вписать» изучаемый материал в исторический контекст, не упустив при этом содержание своего предмета (именно здесь происходит интеграция).

Участие в театрализованном представлении развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде, объединяет учащихся не только одного класса, но и всех воспитанников параллели.

Важно, что ребята не просто изучают предметы, но анализируют особенности эпохи, отмечая для себя важные моменты развития человеческого общества. Они постигают естественные законы развития человеческой цивилизации и культуры, начинают понимать, почему, например, то или иное открытие было сделано в определенное историческое время.

«Праздники эпохи» показывают, что ограничиваться классно-урочной формой обучения уже невозможно, а контроль за освоением изученного материала может проходить и в форме творческого отчета.

В целом здесь можно выделить следующие коммуникативные действия:
– определение цели сотрудничества с учителем;
– планирование учебного взаимодействия со сверстниками;
– постановка вопросов при поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов;
– управление поведением партнеров;
– умение полно и точно выражать свои мысли.

Увлекательная совместная интеллектуальная и творческая деятельность сводит к нулю правонарушения среди наших учеников, способствует почти стопроцентному участию в олимпиадах и конкурсах, достижению высоких результатов в олимпиадном движении.

Важнейшими результатами мы считаем то, что у большинства участников проекта рождаются любовь к книге, желание выйти за рамки учебной программы, узнать еще неизведанное, открыть новые художественные и исторические горизонты, проявить творческие способности.

Наш проект «Праздник эпохи» постоянно развивается в соответствии с требованиями времени. Мы планируем привлечь к участию в нем старшие группы детских садов, составив для ребят программу, соответствующую их познавательным возможностям. Уверены, что именно этот проект станет центральным элементом образовательной программы школы, создав единую мета- и межпредметную вертикаль – от групп кратковременного пребывания до выпускных классов.

Александр СУРКОВ, директор школы №1576;
Сталина КРОХИНА, учитель русского языка и литературы школы №1576

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте