Действующие лица: Знайка, Наташка-первоклашка, Незнайка, Бармалей, Айболит, Букварь, Добрая Фея, Почтальон Печкин, Красная Шапочка, Мойдодыр.
Классная комната (зал) украшена воздушными шарами, на которых написаны буквы.
Дети усаживаются на стулья, звучит песня В.Шаинского “Учат в школе”.
Знайка: Здравствуйте, ребята. Знаете, кто я? Правильно – Знайка. Дорогие ребята, поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге-букварю. Но букварь не только познакомил вас с буквами, его страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила. А кто может назвать эти правила?
Первый ученик: Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
Второй ученик: Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Третий ученик: Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Знайка: Молодцы!
Стук в дверь. Входит Наташка-первоклашка.
Знайка: Наташа, а ты что здесь делаешь? Ты ведь должна быть в школе?
Наташка-первоклашка: А я узнала, что в первом классе сегодня праздник и не пошла на уроки, а пришла к вам.
Знайка: Ребята, хорошо ли поступила Наташа, что не пошла в школу?
Наташа: Я знаю, что это плохо, но мне так хотелось побывать на празднике. (Читает стихотворение).
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
А согласные согласны
Шелестеть, шуршать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слоги.
Ма и ша, а вместе Маша
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты и ква, а вместе тыква,
СО и ВА, итак, сова.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно понемногу
Мы научились все читать.
А вы читать умеете?
Стук в дверь. Входит Почтальон Печкин.
Печкин: Здесь первый класс занимается? Вам письмо, только я его вам не отдам, у вас документов нет.
Знайка: А как же нам его получить?
Печкин (чешет затылок): Дайте мне подумать. Ага, придумал. Вот если вы справитесь с моими заданиями, то получите письмо, а если нет, то отнесу я его обратно на почту. Пусть там дальше лежит.
Наташа: Скажите, Печкин, а от кого хоть письмо?
Печкин: Письмо? А отгадайте (загадывает детям загадку):
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и нынче, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем…
Дети хором: Букварь!
Знайка: Вот видишь, Печкин, дети отгадали, отдай им, пожалуйста, письмо.
Печкин: Э нет, они еще мое задание до конца не выполнили.
Наташа: Загадывай, Печкин, побыстрее свои задания.
Печкин: А ты, маленькая, дерзкая девчонка, помолчи. Будешь меня торопить, не отдам письмо.
Печкин загадывает свои задания детям.
Печкин очень огорчен.
Расскажу я вот о чем…
Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девочка,
Настя ходит в первый класс!
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слова…
Дети хором: Здрастье!
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте – зря от Вити
Ждал я слова…
Дети хором: Извините.
И про внучку я скажу:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы…
Дети хором: Спасибо.
Вижу, вы молодцы, слова хорошие и очень нужные в жизни знаете. Надеюсь, что вы эти слова всегда говорите. Так и быть. Отдам я вам письмо. (Отдает письмо Знайке, а сам уходит).
Знайка (удивленно): Интересно, почему это Букварь прислал нам письмо, ведь он давно уже должен быть здесь? Наверное, что-то случилось. (Читает письмо).
“Здравствуйте, ребята. Помогите! От злодея Бармалея меня освободите. Держит Бармалей меня в клетке, говорит, что не увижу вас я, детки. Помогите мне, пожалуйста. Освободите меня.
Жду вашей помощи. Букварь”.
Наташа (плача): Что же делать? Надо выручать Букварь. Как же праздник без Букваря?
Знайка: Не плачь, Наташа, раньше времени, а лучше думай, как помочь Букварю.
Наташка (радостно): Я придумала. Давайте Добрую Фею позовем.
Знайка: Ну что же, попробуем.
Вместе с детьми зовут Фею: “Добрая Фея, приди, пожалуйста, на помощь!” Но вместо Феи появляется Красная Шапочка.
Знайка и Наташка (удивленно): А вы кто такая?
Красная Шапочка: Я Красная Шапочка. Я шла к бабушке, несла ей пирожки, вдруг поднялся ветер, и началась буря. И вот я оказалась здесь. А вы кто?
Знайка: Я Знайка, это Наташка-первоклашка, а это ученики 1-го класса. У нас беда. Бармалей похитил Букварь. Надо торопиться его освободить. Мы хотели позвать Добрую Фею, но вместо нее появилась ты.
Красная Шапочка: Подождите, я знаю, как позвать Фею.
Знайка и Наташка (вместе): Как?
Красная Шапочка: Нужно вспомнить название хотя бы одной сказки, где есть Добрая Фея.
(Дети называют сказки, после чего появляется Фея).
Фея: Здравствуйте, вы меня звали?
Наташка, Красная Шапочка и Знайка наперебой рассказывают о случившемся.
Фея: Все понятно. Помогу я вам, ребята, попасть в Африку. Закройте глаза. И слушайте меня.
Летим сквозь леса, летим через горы. Летим через реки, озера, моря. Летим к берегам жаркой Африки. Сейчас я взмахну волшебной палочкой раз, два, три…
Сама исчезает. На сцене – декорации с изображением Африки. Звучит музыка из кинофильма “Красная Шапочка”. Красная Шапочка, Знайка и Наташка идут по Африке.
Красная Шапочка: Ой, как пить хочется.
Наташа: Ой, как жарко.
Знайка: Терпите, надо найти и помочь Букварю.
Перед ними Букварь, привязанный к пальме. Бармалей ходит вокруг Букваря и громко орет.
Бармалей: Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей.
И мне не надо ни мармелада,
Ни шоколада, а только книжек да очень маленьких ребятишек.
Букварь (плача): Милый, милый Бармалей. Отпусти меня скорей. Научу тебя читать я сказки и рассказы. Буквы разные писать, с ребятишками играть.
(Обращается к Знайке, Красной Шапочке, Наташке-первоклашке).
Бармалей: Посмотрите-ка, кто к нам пожаловал? Что, жить надоело? Хотите, чтоб я вас тоже на солнышке поджарил?
Знайка: Бармалей, мы пришли освободить нашего Букваря. Он очень нам необходим.
Бармалей: Зачем? Терпеть не могу, когда дети читают, пишут, считают.
Наташка: Бармалей, отпусти его. Мы и тебя читать научим.
Бармалей: Вот еще! Что я больной, что ли?
Красная Шапочка: Отпусти, я тебя вкусными пирожками накормлю.
Бармалей: Пирожками? Нет, все равно не отпущу.
Знайка: Проси все, что захочешь. Только отпусти Букварика.
Бармалей: Ну ладно. Сумеете спеть мне что-нибудь веселенькое, отпущу.
Знайка (обращается к детям): Ребята, споем?
Дети исполняют частушки.
Мы, ребята-первоклашки,
Вам частушечки споем,
Мы в своей любимой школе
Замечательно живем.
Эх, топни, нога,
Топни правенькая,
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая.
Мы, ребята-шестилетки,
Любим бегать и играть,
А учиться обещаем
На “4” и на “5”.
Бармалей: Ладно, отпускаю, уж очень мне понравилось, как они пели. Что-то мне захотелось тоже к вам в школу. Может, возьмете и меня?
Отпускает Букварь. Букварь потрепанный, заплаканный.
Наташа и Красная Шапочка (вместе): Бедный, бедный наш Букварик, что с тобой сделал этот людоед.
Обращаются к Бармалею.
Наташа: В школу захотел?
Красная Шапочка: Понравилось тебе, как ребята поют? А как ты обращался с нашим бедным Букварем?
Знайка: Надо что-то делать! Нельзя таким Букварь на праздник вести. Давайте Бармалея заставим лечить наш Букварь.
Бармалей (жалобно): Я не умею!
Знайка: Тогда иди и пригласи доктора Айболита. Да будь с доктором повежливее.
Бармалей уходит искать Айболита, в это время, откуда ни возьмись, появляется Незнайка и дудит в дудку. Знайка, Наташка-первоклашка, Красная Шапочка: А ты-то откуда тут взялся?
Незнайка: Я? Да я на каждой страничке Букваря побывал, я все знаю, все буквы, все слова. Все знаю про учеников первого класса. Вот узнал, что у них праздник Букваря, и пришел. Я даже к этому дню стихи сочинил. Хотите послушать, ребята? (Читает стихи).
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Наташка: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Дети: Грачей.
Незнайка: Ну подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(Все смеются).
Ну что? Опять ошибся? Не может быть? А как надо?
Дети: Чайки.
Незнайка: Тогда другое прочитаю, вчера сочинил:
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом.
Почему вы смеетесь и не хлопаете? Поэты любят аплодисменты. Неужели я опять-таки ошибся?
Дети: Не дом, а сом.
Незнайка: Ну понял-понял. Слушайте дальше.
Врач напомнил дяде Мите: Не забудьте об одном,
Обязательно примите десять цапель перед сном.
Тут появляется Айболит, которого под руку ведет Бармалей.
Айболит: Чего-чего не забыть принять?
Незнайка: Десять цапель перед сном.
Айболит (смеется): Эх, ты, Незнайка! Не цапель, а капель.
Незнайка: Подумаешь, лучше бы похвалили, а то сразу смеяться, я же старался.
Знайка: Незнайка, ты не обижайся. А лучше приходи почаще в школу и учись.
Незнайка уходит, немного успокоившийся, дудит в дудочку.
Айболит: Кому моя помощь нужна?
Наташа: Вот с нашим Букварем приключилось несчастье.
Красная Шапочка: Помоги нам, пожалуйста.
Айболит: Давайте вашего больного. (Осматривает Букварь со всех сторон). Все ясно. С тобой обращался неряха. С неряхами надо бороться. (Хлопает в ладоши, дает Букварю касторки, подклеивает).
А в это время появляется Мойдодыр, Бармалей прячется от него за пальму.
Мойдодыр: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок командир,
Я узнал, что в вашей школе есть неряха-ученик,
Книжки грязными руками он в портфель бросать привык.
Горько жаловался Гоголь, был он в молодости щеголь,
А теперь на склоне лет он растрепан и раздет.
У бедняги Робинзона кожа содрана с картона.
У Крылова вырван лист, в математике измятой,
На странице 35, нарисован трубочист.
В букваре Петрова нарисована корова и написано:
Сея, эта книжица моя, кто возьмет ее без спросу, тот останется без носу.
Написал мне Айболит, что он в Африку летит, что неряха
Бармалей стащил книжку у детей. Книжка непростая,
Я хотел не опоздать и неряху Бармалея наказать.
Айболит: О, пожалуйста, скорее проучите Бармалея, чтобы неряха Бармалей не хватал бы и не рвал бы книжки маленьких детей.
Мойдодыр Бармалею: Уходи-ка ты домой поскорей, да лицо свое умой поскорей, а не то как налечу и ногами растопчу.
(Берет Бармалей за воротник и уводит).
Айболит детям: Ребята, а кто из вас знает, как надо обращаться с книгами?
(Дети отвечают).
Выходит радостный Букварь.
Букварь: Вышел только из больницы, починили мне страницы, переплет и корешок. Я попал в просторный зал! (Гаснет свет, появляются декорации классной комнаты). Из больницы к вам на бал!
Научились вы читать? Научились вы писать?
А теперь проверю я, как вы знаете меня.
Дети читают стихи про буквы из “Мохнатой азбуки” Бориса Владимировича Заходера.
Букварь: Вижу – потрудились вы на славу. Молодцы! Теперь я могу быть уверен в вас. Думаю, что краснеть мне не придется, когда вы прибудете на планету “Читалию”.
Выходит Мойдодыр с Бармалеем.
Мойдодыр Бармалею: Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я.
Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил.
У Бармалея в руках книги, перевязанные красной лентой.
Появляется Добрая Фея.
Фея: Эти литературные герои, а с ними и многие другие поведут вас, ребята, дальше, на планету Читалию. Но всегда с вами будет и моя дружина, мои буквы. Добрый вам путь! На память о сегодняшнем дне хочу вручить вам эти книги!
Выходят все персонажи и вместе с детьми поют песню В.Шаинского “Учат в школе”.
Оксана МАЗУН,
учитель начальных классов
село Ивановка,
Красноярский край
Комментарии