Снег сыпал четыре дня подряд. Техника не поспевала за снегопадом, дороги превратились в кашу, тротуары – в полосу препятствий, а лестницы – в горки. Но никто в Ижевске не роптал, даже таксисты беззлобно пожимали плечами: «Зима ведь…» Таковы удмурты – терпеливые и принимающие жизненные невзгоды как данность. Но и веселые, легкие на подъем, гостеприимные, как наши друзья из Международного образовательного комплекса «Гармония – школа №97», что встречали нас, мобильных учителей, в эти заснеженные дни.
«Мобильный учитель» – простой и гениальный проект, в рамках которого директор школы Ахтам Чугалаев приглашает на неделю учителей разных предметных областей из других регионов страны. За это время ученики имеют удовольствие встретиться с приглашенными учителями на праздничных, как бы я назвала, уроках. Это вовсе не значит, что учителя школы «Гармония» не дают таких уроков, нет, они прекрасны и сами могут транслировать передовой опыт, наработанный в одной из лучших школ России. Однако другой взгляд на предмет, другой ракурс урока, другая культура преподавания дают такой эффект, что проект «Мобильный учитель» повторяется из года в год и привлекает все новых учителей – участников профессиональных конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют». Мобильными становились учителя года из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Москвы, Краснодарского края, Ленинградской области, Белгорода, Уфы, Грозного.
В этот раз уроки вели абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»- 2012 учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Александр Демахин, учитель года Воронежской области-1997 старший методист регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» Наталья Тихонова и ее коллега, педагог-организатор Елена Недикова, а также я, преподаватель начальных классов, учитель года Красноярского края-2013.
Такое событие, как «Мобильный учитель», – отличный повод придумать новый урок для детей или семинар для коллег. Выбирая темы уроков в 1‑х и 2‑х классах, я задумалась. Ведь они должны быть универсальными для любой программы начальной школы. Тема «Старинные меры длины» дала возможность поработать с величинами и сравнить 38 попугаев и 5 мартышек, а также определить длину ушей Конька-Горбунка и рост новорожденного царевича Гвидона. Чудесные первоклассники и второклассники школы «Гармония» пришли к выводу, что сажень, аршин и вершок, конечно, помогут при отсутствии современных измерительных приборов, но не совсем точны, ведь у людей разная длина пальцев, рук и ног. Все-таки эталонный метр очень облегчил жизнь перфекционистам всего мира.
Интересно, что в школе «Гармония» есть классы футболистов, хоккеистов и кембриджские классы, обучающиеся в языковой среде. Они поблагодарили меня за урок по-английски и передали «Hello» моим ученикам. Мне не терпелось скорее довезти его до Красноярска!
В шестом классе 2 февраля, в День воинской славы, удалось провести телемост «Красноярск – Ижевск» в честь переломного момента в Сталинградской битве. Ребята из поискового отряда «Витязь» красноярской школы №137 пригласили учеников «Гармонии» на виртуальную экскурсию по своему музею боевой славы и рассказали об экспонатах, добытых во время Вахты памяти в полевых условиях под Волгоградом. Среди вопросов, заданных детьми в Ижевске, был и такой: «А как можно попасть на Вахту памяти?»
О серьезных вещах говорил со старшеклассниками Александр Демахин на уроке мировой художественной культуры. О том, что же главное в произведениях реализма. Опираясь на сюжеты картин Василия Сурикова и Николая Ге, библейскую историю о предательстве Иуды, образ Базарова из романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева и пещеры Платона как прообраз кинематографа, даже стул на трех ножках, десятиклассники открыли идею, которая считывается в описании или изображении реальности. Идея отличает романы Льва Толстого от вполне реалистичных текстов в блогах и новостях, идея заставляет читателей поверить в существование Евгения Базарова и симпатизировать ему, идея позволяет зрителю переместиться во времени до или после события и увидеть совесть Иуды. Урок до слез, до мурашек, до озарения!
Наталья Тихонова принимала в своей литературной гостиной непривычную для нее детскую аудиторию – пятый класс. Наталья Сергеевна – любимый и бессменный мобильный учитель «Гармонии» уже несколько лет. Важные вопросы, которые задали дискуссию: «Какое открытие я сделал благодаря одноклассникам? И благодаря мобильным учителям?»
А в 11‑м классе Наталья Сергеевна так страстно читала Маяковского и погружала в хирургию Блока с его «нравственным скальпелем», что вдохновила ребят на участие в поэтическом вечере, который организовала Елена Недикова. Из номеров ребят получился полноценный спектакль, основанный на концепции «Километры» по стихотворению Евгения Гришковца. Как измерить скорость жизни, скорость проживания? Походами в кино? Ремонтами, выходными, простудами? Командировками, свадьбами, похоронами? Мелкой ложью каждый час или важными решениями раз в десять лет? Спектакль был попыткой ответить на эти вопросы с помощью стихов. Стихов о жизни, о любви, о них – девочках и мальчиках школы «Гармония», хоккеистах, журналистах, математиках, физиках и лириках. Такой вот получился неожиданно теплый и волнующий поэтический вечер в финале нашей недели.
Конечно, принимая мобильных учителей в своей школе, директор Ахтам Чугалаев не ограничивается экскурсией по прекрасным холлам с интерактивными табло, специализированным кабинетам и медиацентру, медицинскому отделению и уютному чайному домику. Есть обязательная культурная программа, повествующая об удивительной истории и прекрасных людях Удмуртии, которые говорят с мягкой вопросительной интонацией.
На этот раз мы попали в удивительную усадьбу Чайковских в городе Воткинске, где родился и провел детство великий композитор Петр Ильич Чайковский.
Тихая и просторная усадьба на берегу пруда с лебедями хранит немало свидетельств рано проснувшегося таланта маленького Пети, его дара и его мучений от постоянно звучащей музыки в голове: стекло, разбитое пальчиками пятилетнего ребенка, выбивающего такт дождя; детский рояль, запертый на замок, чтобы не слишком возбуждать болезненную душу музыкой; огромный обеденный стол для счастливой семьи; старая липа, обняв которую можно загадать желание. Трогательная история Петра Чайковского – сына, воспитанника, брата, рассказанная нам в окружении мутных зеркал и оловянных солдатиков под знаменитую музыку гения, заставила дрогнуть сердца учителей и еще раз вспомнить, что грандиозное будущее закладывается в детстве.
Спасибо, Ижевск, спасибо, Чайковский, спасибо, чудесная школа «Гармония», за эти слезы, за путешествие, за радость профессии! Спасибо ижевским коллегам за улыбки и нежную силу! До новых мобильных встреч!
Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов школы №137 Красноярска
Комментарии