Введение«Российские профсоюзы наделены очень широкими полномочиями по защите человека труда… Нужно добиваться, чтобы работодатели действовали в соответствии с законом, а права наемных работников не были ущемлены» (из выступления В.В.Путина на девятом съезде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
«Наша страна прошла очень сложный путь с начала 90‑х годов, и этот сложный путь вместе со страной проделало и гражданское общество, и общественные организации, которые и есть, собственно говоря, сама страна и весь народ, если абстрагироваться от наукообразных формулировок. В основе деятельности общественных организаций лежит, конечно, стремление улучшить нашу жизнь, помочь людям», – отметил В.В.Путин на форуме активных граждан «Сообщество» 4 ноября 2015 года.
Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
Такое право закреплено и международным законодательством. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает, что каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Актуальность темы определяется:
– глубокими трансформациями, происходящими в российских профсоюзах как социальных институтах современного российского общества, в том числе и Общероссийском Профсоюзе образования. В настоящее время существует настоятельная необходимость переосмысления теоретических и практических аспектов деятельности профсоюза;
– превращением профсоюзов в существенный фактор реформирования российского общества, развития социальных процессов и социальной демократии;
– появлением трудоспособного поколения россиян постсоветского пространства.
Цель работы – исследовать правовой статус профсоюза, что особенно актуально в современных условиях активного создания автономных организаций и организаций негосударственной формы собственности, и просто ответить на вопрос рядового члена профсоюза «Для чего нужен профсоюз и чем он отличается от огромного количества различных НКО?».
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
определить понятие профессионального союза;
рассмотреть правовой статус профсоюзов;
проанализировать проблемы реализации юридических гарантий прав профсоюза;
предложить возможные пути ликвидации пробелов в действующем трудовом законодательстве по гарантиям прав профсоюза;
определить отличие профсоюза от иной некоммерческой организации социальной направленности.
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА ПРАВА
В общей теории государства и права под субъектами права понимаются физические и юридические лица, которые на основании юридических норм могут быть носителями субъективных прав и обязанностей [10. С.417].
Правосубъектность – признанная государством способность иметь и лично реализовывать права и обязанности, а также способность самостоятельно нести юридическую ответственность за правонарушения в сфере права, состоит из трех элементов: 1) правоспособность (признаваемая государством и законодательством способность иметь права и обязанности); 2) дееспособность (способность по нормам законодательства своими действиями осуществлять права и обязанности); 3) деликтоспособность (способность отвечать за совершение правонарушений).
Правовой статус – это базовая, основная характеристика, определяемая нормами законодательства, раскрывающая положение данного субъекта права и позволяющая ему принимать участие в правоотношениях в регулируемой сфере. Правовыми категориями, с помощью которых юридический статус субъекта права приобретает практическую значимость, являются гарантии и ответственность.
Таким образом, содержание юридического статуса субъекта права образуют следующие элементы:
– правосубъектность;
– основные права и обязанности;
– законные интересы;
– юридические гарантии осуществления основных трудовых прав и законных интересов;
– ответственность за выполнение или невыполнение своих обязанностей.
2. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА
В основе создания профсоюзов, объединений профсоюзов и объединений работодателей лежит право и принцип свободы объединения. Пункт 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гарантирует право каждого на вступление в профсоюзы для защиты своих интересов, а ст. 20 – право каждого на свободу мирных собраний, а также на запрет принуждения вступать в какую-либо ассоциацию. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. также гарантирует право на создание профсоюзов.
О необходимости признания принципа свободы объединения говорится в преамбуле к Уставу МОТ 1919 г. Филадельфийская декларация МОТ 1944 г., которая рассматривается в качестве приложения к Уставу МОТ, среди четырех провозглашенных в ней принципов в п. «б» §1 устанавливает, что «…свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса».
Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. называет свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров среди четырех основополагающих принципов и прав человека в сфере труда. Регулированию свободы объединения посвящено значительное число конвенций.
В соответствии с частью первой статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты своих интересов.
В России профсоюзы появились в 1870‑х гг., но лишь в начале ХХ в. возможность их создания была легализована. В советское время на профсоюзы были возложены функции, не являвшиеся в полном смысле слова профсоюзными, в частности, по распределению жилья, организации соцсоревнований, содействию изобретательству, руководству социальными фондами, санаторно-курортными объектами, осуществлению контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, включая право привлечения к административной ответственности, и др. Членство в профсоюзах рассматривалось государством и администрацией предприятий как обязательное. В постсоветское время профсоюзы были лишены функций, не являвшихся непосредственно профсоюзными.
На современном этапе деятельность профсоюзов регулируется специальным Федеральным законом от 12 января 1996 г. №10‑ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». К регулированию создания и деятельности профсоюзов применяются также федеральные законы от 19 мая 1995 г. №82‑ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. №7‑ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 6 Закона о профсоюзах права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются помимо Конституции РФ, указанных федеральных законов также другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Если международными договорами РФ, конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные Законом о профсоюзах, то применяются правила международных договоров и конвенций.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Как юридическое лицо является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в организационно-правовой форме общественной организации.
Крупнейшим общероссийским объединением профсоюзов является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), в состав которой входят членские организации общероссийских профсоюзов, территориальные объединения организаций профсоюзов.
ФНПР является членом Международной конфедерации профсоюзов, штаб-квартира которой находится в Брюсселе. Председатель ФНПР М.В.Шмаков – президент Всеобщей конфедерации профсоюзов, член Исполнительного бюро и Генерального совета Международной конфедерации профсоюзов, президент Всеевропейского регионального совета профсоюзов Международной конфедерации профсоюзов (ВЕРС-МКП), член Административного совета Международной организации труда (МОТ) [16].
Самой многочисленной членской организацией ФНПР является Общероссийский Профсоюз образования. По итогам 2015 года в структуре профсоюза 80 территориальных организаций на уровне субъектов РФ, 2341 местная профсоюзная организация на уровне муниципальных образований, 80 798 первичных профсоюзных организаций. Численность профсоюза составляет 4279561 человек [18].
Общероссийский Профсоюз образования входит в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и является неотъемлемой частью международного учительского сообщества – Интернационала образования, членской организацией Международного объединения профсоюзов (МОП «Образование и наука») стран СНГ.
Председатель Общероссийского Профсоюза образования Г.И.Меркулова является вице-президентом Европейского комитета профсоюзов образования Интернационала образования и председателем Международного объединения профсоюзов (МОП «Образование и наука») [17].
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ПРОФСОЮЗА
Профессиональные союзы – это коллективные субъекты трудового права. Следовательно, юридический (правовой) статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям.
Профсоюзная организация создается по инициативе не менее трех человек. Профсоюз считается созданным после того, как его учредителями приняты решения о создании профсоюза; об утверждении его устава; о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов профсоюза. Право вступления в профсоюз, право создавать профсоюз и выходить из него имеет каждый, достигший возраста 14 лет и ведущий трудовую (профессиональную) деятельность.
Критерием для объединения работников в профсоюз является общность именно трудовой деятельности. В судебной практике неоднократно рассматривался вопрос о том, может ли профсоюз создаваться по национальному признаку или признаку наличия гражданства у работников; и во всех случаях на этот вопрос был дан отрицательный ответ.
Особенность правосубъектности профсоюза заключается в том, что он считается созданным и имеет право действовать, в том числе представлять интересы работников, вести коллективные переговоры, осуществлять другие права и обязанности вне зависимости от регистрации в качестве юридического лица. Это право прямо предусмотрено ст. 8 Закона о профсоюзах. Так, профсоюзная организация, не зарегистрированная в качестве юридического лица, имеет право вести переговоры по заключению коллективного договора, участвовать в консультациях относительно разрабатываемых работодателем локальных нормативных актов и т. д. Согласно нормам ГПК РФ (ст. 36, 46) и Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст. 27) профсоюз, не зарегистрированный в качестве юридического лица, также имеет право обращаться в суд как для защиты собственных прав и интересов, так и своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях вне зависимости от того, является ли он юридическим лицом.
Законодательством в России установлен уведомительный порядок государственной регистрации профсоюзов.
Необходимость государственной регистрации определяется профсоюзом самостоятельно, и тогда правосубъектность профсоюзов и их объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной уведомительной регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.
Работники не обязаны предоставлять работодателю информацию о создании профсоюза. С другой стороны, очевидно, что профсоюз не может взаимодействовать с работодателем в случае отсутствия у последнего соответствующей информации. Информация о факте создания профсоюза и его численности (представительности), но не списочного состава, необходима для того, чтобы участвовать в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, осуществлять учет мнения представительного органа при принятии локальных нормативных актов и др.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРОФСОЮЗОВ
Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи – представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.
В российском законодательстве права профсоюзов закреплены в гл. 2 «Основные права профсоюзов» Закона о профсоюзах, а также в отдельных статьях ТК РФ, ст. 21 Закона о занятости и ряде других актов. К числу основных прав профсоюзов можно отнести следующие:
право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11 Закона о профсоюзах). Профсоюзы участвуют в регулировании условий труда работников, имеют право контролировать соблюдение прав работников, могут посещать рабочие места членов профсоюзов;
право на содействие занятости (ст. 12 Закона о профсоюзах) позволяет профсоюзам в определенных пределах защищать рабочие местах работников и влиять на государственную политику в области занятости;
право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров (ст. 13 Закона о профсоюзах) является, пожалуй, наиболее значимым, центральным правом профсоюза. Правовое регулирование этих вопросов осуществляется в гл. 6, 7 ТК РФ;
право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14 Закона о профсоюзах) также можно отнести к числу наиболее важных прав профсоюзов. Порядок возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, урегулирован в гл. 61 ТК РФ;
право на информацию, чтобы профсоюз мог осуществлять иные права в области представительства и защиты интересов работников;
право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, регулируется ст. 19, 20 Закона о профсоюзах, ст. 370 ТК РФ;
право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23 Закона о профсоюзах, ст. 46 ГПК РФ) дает им возможность в случаях нарушения законодательства о труде обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры, по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе.
Профсоюзы пользуются и другими правами, которые не относятся к числу исключительно профсоюзных. Например, они могут проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и другие акции. Имеют наравне с другими социальными партнерами право на паритетное участие в управлении государственными внебюджетными фондами, а также на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.
Профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации, создавать образовательные организации и научные организации, осуществлять подготовку и дополнительное профессиональное образование профсоюзных работников и членов профсоюза, направлять часть своих усилий на организацию и проведение оздоровительных, культурных и иных мероприятий для членов профсоюза и их семей.
У профсоюзов имеются так называемые совещательные права, которые означают, что решение принимается работодателем с учетом мнения профсоюза. Статья 371 ТК РФ предусматривает, что работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ. К ним, в частности, относятся принятие локальных нормативных актов и расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ТК РФ работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, коллективными договорами и соглашениями. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Процедура учета мнения при принятии локальных нормативных актов регулируется ст. 372 ТК РФ. Трудовой кодекс РФ содержит указания на необходимость принятия локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников или профсоюзной организации более чем в 30 статьях.
Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с работниками, являющимися членами профессионального союза. Процедура учета мнения установлена ст. 373 ТК РФ. Мнение выборного органа должно учитываться при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
К совещательным можно отнести и права профсоюзов в области участия в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, которые они реализуют на различных уровнях социального партнерства в случаях отсутствия на соответствующих уровнях комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35.1 ТК РФ).
Участие профсоюза в принятии решения может выражаться и в форме дачи согласия. По существу необходимость получения согласия означает право вето со стороны профсоюза.
Кроме того, согласно ст. 374 ТК РФ увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, в порядке ст. 374 ТК РФ.
При совместном с профсоюзом принятии решений (паритетном) необходимо согласие обеих сторон.
Требования или решающие права профсоюза связаны с правами в области контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ), носят характер общественного контроля.
Права профсоюза могут быть классифицированы в зависимости от акта, в котором они установлены, – на закрепленные в нормах международного права, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, коллективных договорах и соглашениях.
Права профсоюзов можно дифференцировать по органам, которым они предоставлены. Название и полномочия профсоюзных органов могут быть различными. К руководящим органам относятся выборные единоличные и коллегиальные органы.
Статья 3 Закона о профсоюзах также содержит понятие профсоюзного представителя (доверенного лица), за которым ч. 5 ст. 11 Закона о профсоюзах признано право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Можно выделить различные права профсоюзов в зависимости от уровня профсоюзной организации или объединения, тогда как право на представительство и защиту интересов работников является общим и принадлежит всем профсоюзам и их органам, однако на каждом уровне существует определенная специфика.
Права профсоюзов можно классифицировать по кругу лиц, в интересах которых они могут действовать. В отношении своих членов профсоюзы всегда (по вопросам как индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, так и коллективных прав и интересов) осуществляют функции представительства и защиты. В отношении же не членов профсоюза ситуация отличается. Профсоюзы защищают интересы работников независимо от членства в профсоюзах в области коллективных прав и интересов в случае наделения их полномочиями на представительство.
Возможна классификация прав профсоюзов по их содержанию: по участию в регулировании трудовых отношений; по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений; по участию в разрешении трудовых споров, равно индивидуальных и коллективных.
У профсоюзов существуют права как по участию в формировании органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, так и по осуществлению представительских функций в ходе рассмотрения трудовых споров.
5. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Деятельность профсоюзов основывается на принципах, провозглашенных в Законе о профсоюзах, базирующихся на нормах международного права. Многие из этих принципов являются одновременно гарантиями прав профсоюзов.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны, запрещается их вмешательство в деятельность профсоюзов (ст. 5 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы полностью свободны и самостоятельны и в вопросах выстраивания своего взаимодействия с другими организациями и профсоюзами, как в России, так и в других странах.
Приостановка или запрещение деятельности профсоюза в административном порядке по решению каких-либо органов не допускается.
Не допускается дискриминация в связи с осуществлением профсоюзной деятельности. Запрет дискриминации относится к числу основополагающих принципов и прав в сфере труда.
Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных прав.
Гарантии имущественных прав профсоюзов осуществляются через признание, неприкосновенность и защиту прав собственности профсоюзов наравне с другими юридическими лицами. Профсоюзы имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям, но только через учрежденные ими организации.
Создание работодателем условий, обеспечивающих деятельность выборного органа первичной профсоюзной организации, регулируется статьей 377 ТК РФ. Данные положения дополняются нормами Закона о профсоюзах, ст. 28 которого предусматривает предоставление профсоюзам, действующим в организациях, в бесплатное пользование оборудования, помещений, транспортных средств и средств связи, если это закреплено в коллективном договоре (соглашении). Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.
Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, установлены в статье 374 ТК РФ. Смысл данной гарантии заключается в том, чтобы оградить работника от увольнения, целью которого является избавиться от него как от активиста профсоюза.
Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием их на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации данной организации. Согласно ч. 2 ст. 374 ТК РФ время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.
Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа, предоставляются в течение двух лет после прекращения срока их полномочий. Расторжение трудового договора с этими работниками по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, возможно только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ.
6. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА
С июня 2015 г. по июнь 2016 г. в городе Пятигорске осуществлялось противостояние работников – членов профсоюза и работодателя одного из филиалов московского банка. В течение года председатель первичной профсоюзной организации, его заместитель и казначей, которые были уполномочены на ведение коллективных переговоров, были уволены работодателем по разным причинам и восстановлены судом на работе.
В ходе судебных разбирательств профсоюзная сторона столкнулась с проблемой неоднозначного толкования не только работодателем, но и судами даты начала коллективных переговоров как юридического факта. Тогда как именно с этой даты на работника распространяются действия положений части 3 статьи 39 Трудового кодекса РФ, согласно которым представитель работников, участвующий в коллективных переговорах, в период их ведения не может быть без предварительного согласия органа, уполномочившего его на представительство, переведен на другую работу или уволен по инициативе работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.
28 мая 2015 г. в банке создана первичная профсоюзная организация, ее председателем избран Грицаев С.В., и уже 2 июля 2015 г. Грицаев С.В. уведомлен о предстоящем сокращении штата работников филиала банка.
18 августа 2015 г. банк направил в Ставропольскую краевую организацию Общероссийского Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ проект приказа об увольнении Грицаева С.В. Постановлением президиума краевой организации профсоюза от 25.08.2015 было отказано в согласии на увольнение Грицаева С.В.
Не согласившись с данным решением президиума краевой организации профсоюза, банк обратился в суд. Судебным решением от 17.12.2015 г., вынесенным Ленинским районным судом города Ставрополя (гражданское дело №2-8389/2015), в иске было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2016 г. (дело №33-3381/16) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суды указали, что согласно оспариваемому решению президиума краевой организации профсоюза «отказ мотивирован тем, что 10.08.2015 Грицаев С.В. утвержден представителем работников на переговорах по заключению коллективного договора филиала НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Пятигорск…», «При этом работодатель в нарушение положений Трудового кодекса РФ до даты принятия оспариваемого решения не направил в адрес инициатора переговоров – профкома филиала НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Пятигорск – ответа с указанием представителей от своей стороны для участия в работе соответствующей комиссии».
Иная позиция по дате начала коллективных переговоров была у Пятигорского суда по гражданскому делу №33-3381/16 по иску Кулиева Э.В. к филиалу НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Пятигорске о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации).
Позиция работодателя, изложенная в мотивировочной части судебного решения, сводилась к тому, что на момент увольнения Кулиев Э.В. не был участником ведения переговоров по подготовке и заключению коллективного договора, «поскольку к ведению переговоров стороны не приступили. Сам процесс переговоров не был начат. Они действительно предлагали предоставить сведения о составе первичной профсоюзной организации, поскольку для ведения переговоров необходимо, чтобы состав первичной профсоюзной организации был более 50 процентов. Просили списочный состав, но им отказались его предоставить. Государственный инспектор труда в Ставропольском крае проверил все доводы, которые излагали представители первичной профсоюзной организации. Но нарушений требований закона в действиях банка установлено не было. Поскольку переговоры не начались, то та гарантия, которая предоставлена участнику коллективных переговоров, на Кулиева Э.В. не распространяется. Считает увольнение законным и просит в иске отказать».
Судом было установлено, что первичная профсоюзная организация неоднократно обращалась к работодателю с предложением начать коллективные переговоры – 10.08.2015 г., 17.08.2015 г. (напоминание), 23.10.2015 г. (уточненное предложение), а «…15 октября 2015 г. банку был направлен полный список работников, состоящих в первичной профсоюзной организации филиала НБ «Траст». «С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что днем начала ведения коллективных переговоров следует считать дату: 30 октября 2015 года. Таким образом, Кулиев Э.В. был уволен в период ведения коллективных переговоров. Нарушение процедуры увольнения состоит в том, что работодателем не получено согласие первичной профсоюзной организации, которая уполномочила его на ведение коллективных переговоров». Суд назвал дату начала переговоров после подачи профсоюзной стороной работодателю списков членов профсоюза и направления 23.10.2015 г. уточненного предложения о начале переговоров.
Своеобразность этого дела состоит еще и в том, что, как установлено судом, «…до увольнения истца с работы ответчик признавал легитимность этой первичной профсоюзной организации и знал то, что Кулиев Э.В. является ее членом и заместителем председателя, так как 27.10.2015 г. ответчик обратился в Ставропольскую краевую организацию общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации за согласованием указанного увольнения с работы заместителя председателя данной первичной профсоюзной организации Кулиева Э.В.».
Банк в установленный законом срок не получил ответ от вышестоящего профсоюзного органа. Постановление президиума Ставропольской краевой организации общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации №2-6 от 29.10.2015 г. с отказом в увольнении Кулиева Э.В. было представлено в судебном заседании.
В апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21.06.2016 г. (дело №33-4932/2016) решение Пятигорского суда по иску Кулиева Э.В. было оставлено без изменения. Коллегия конкретизировала позицию суда первой инстанции.
«Это постановление никем в установленном законом порядке не отменено и не признано недействительным»; «Ответчик не лишен был возможности до увольнения истца с работы самостоятельного обращения в указанную Ставропольскую краевую организацию общероссийского профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по вопросу получения информации относительно его письменного обращения от 27.10.2015 г. и получения копии указанного постановления №2-6 от 29.10.2015 г.»; «Сам по себе факт технической оплошности работников данной Ставропольской краевой профсоюзной организации по отправке простой почтой этого постановления не может быть признан фактом виновности действий истца и положен в основу решения об отказе в удовлетворении настоящего иска».
Российское законодательство не предусматривает обязательных процедур по представлению созданными профсоюзными организациями информации работодателю об их создании. Более того, согласно п. 5 ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В отношении раскрытия информации о членстве в профсоюзе в постановлении пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 отмечается, что должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников.
Таким образом, анализируя позиции судов, инспекции по труду, работодателя и профсоюза, можно прийти к выводу, что действующая норма части второй статьи 36 ТК РФ «…Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа» эффективно работает только в случае отсутствия злоупотребления правом сторонами коллективных переговоров.
Неоднозначное толкование ч. 2 ст. 36 ТК РФ может затруднить получение либо вовсе лишить члена профсоюза гарантий, предусмотренных ст. 39 ТК РФ. Возложение же обязанности на вышестоящую организацию профсоюза (при ее наличии) о предоставлении работодателю по его просьбе статистических данных по численности первичной организации и обязанности работодателя о принятии данной информации может урегулировать указанный пробел в законодательстве.
Защита от дискриминации, в частности, в связи с принадлежностью к профсоюзам и осуществлением профсоюзной деятельности в России обеспечивается не на должном уровне.
Жалоба в Международную организацию труда, легшая в основу дела №2758, была направлена Всероссийской конфедерацией труда и Конфедерацией труда России, которые впоследствии объединились в рамках КТР, и поддержана Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной конфедерацией профсоюзов (ITUC), Международным союзом пищевиков (IUF), Международной федерацией металлистов (IMF), Международной федерацией транспортников (ITF).
В жалобе были поставлены вопросы о многочисленных нарушениях профсоюзных прав, в том числе: нарушении свободы выражения мнения; дискриминации по признаку членства в профсоюзе; отсутствии эффективных механизмов защиты нарушенных прав; непредоставлении представителям работников условий для работы; нарушении права на ведение коллективных переговоров; бездействии государственных органов в отношении этих нарушений и др.
Заключение
В России признается профсоюзный плюрализм, любое количество профсоюзов может создаваться и действовать на любом уровне. Статья 2 Закона о профсоюзах предусматривает, что все профсоюзы пользуются равными правами.
Многообразная деятельность профессиональных союзов требует определенной системы гарантий, профсоюзы являются общественными организациями и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий. Особенно это касается гарантий признания, неприкосновенности и защиты права собственности профсоюзов, недопущения ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов, запрета контроля за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти.
В работе была рассмотрена одна из проблем реализации юридических гарантий прав профсоюза – определение даты начала коллективных переговоров как юридического факта. Неоднозначное толкование нормы закона о дате начала коллективных переговоров, а значит, и даты начала гарантий для профактивистов – участников социального диалога возможно урегулировать не только путем внесения изменений в ТК РФ, но и через Российскую трехстороннюю комиссию, отраслевые соглашения всех уровней, а также региональные законодательные акты, регулирующие социальный диалог работников и работодателей.
От существующих некоммерческих организаций (НКО) профсоюзы отличает объемная законодательная и правовая основа их деятельности, регулируемая как российским законодательством, так и международными актами ООН о правах человека, конвенциями, рекомендациями и резолюциями Международной организации труда, наличие более чем вековых традиций российского и мирового профсоюзного движения, сложившаяся и проверенная в условиях современности действенная структура общероссийских отраслевых профсоюзов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г..
2. Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966).
4. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», принятая Международной конференцией труда 18 июня 1998 г.
5. Трудовой кодекс РФ: ФЗ от 30 декабря 2001 г. №197‑ФЗ.
6. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 г. №51‑ФЗ.
7. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10‑ФЗ.
8. Постановление пленума Верховного суда РФ №2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».
9. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.К.Бабаева. – М., 2005.
10. Трудовое право России: Учебник/Под общ. ред. К.Н.Гусова. – М., 2012.
11. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2016 г. по делу №33-3381/16.
12. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21.06.2016 г. по делу №33-4932/2016.
13. Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 17.12.2015 г. по гражданскому делу №2-8389/2015.
14. Решение Пятигорского городского суда от 11.03.2016 г. по гражданскому делу №33-3381/16.
15. Официальный сайт Федерации независимых профсоюзов России//Шмаков Михаил Викторович (http://www.fnpr.ru/n/253/2112.html).
16. Официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования//Меркулова Галина Ивановна (http://www.eseur.ru/Rukovodstvo_Profsouza).
17. Официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования//Публичный (открытый) отчет Центрального совета профсоюза за 2015 год (http://www.eseur.ru/public_reports).
Марина АКИНФИЕВА,Пятигорск, Ставропольский край
Комментарии