В нашей школе был проведен эксперимент: организован правовой клуб, направленный на подготовку к олимпиадам по праву полностью в дистанционном формате, что позволило большему количеству ребят присоединиться к занятиям.
Для начала были открыты две возрастные группы: первая – ученики с 6‑го по 8‑й класс, вторая – с 9‑го по 11‑й класс. Передо мной стояли задачи мотивации детей к раскрытию своего потенциала, а также качественной подготовки в области правовых знаний, что позволило бы ученикам участвовать в большем количестве творческих конкурсов, а также успешно принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников по праву.
Дети запоминают информацию лучше, если она оформлена ярко, причем сама информация в идеальном варианте должна вызывать у ребенка эмоции.
Подготовка к урокам по праву состоит из двух этапов. Первый этап заключается в постановке целей урока и результатов, второй – в выборе формата проводимого дистанционного занятия. На практике выделяют три формата: синхронный, асинхронный, смешанный.
Синхронный способ взаимодействия в режиме реального времени. Преимущества такого урока – наиболее приближен к очному формату обучения, наличие обратной связи с учителем, есть возможность задать вопросы и получить на них ответы. Недостатки – технические неполадки, способные возникнуть у каждой из сторон, сложность удержания концентрации внимания, особенно среди учащихся младших классов. Подготовка к такому уроку занимает значительное время, требует визуального сопровождения материала.
Второй вариант дистанционного обучения – асинхронный формат, предполагающий самостоятельное изучение обучающимися материала в удобное для них время. Учитель может использовать собственные видеоматериалы либо медиатеку (видеолекции) других педагогов, чтение учебников и конспекты по ним.
Достоинство такого формата – индивидуальный темп изучения материалов, подстраивание под режим ребенка, подготовка к уроку со стороны учителя в меньшем объеме, чем к синхронному формату. К недостаткам отнесем составление детализированных поэтапных инструкций для выполнения заданий, невозможность контроля выполнения со стороны учителя.
Автор выбирает для себя и использует в работе комбинированный формат, 80% совместной работы составляет синхронный формат в форме видеоконференции, оставшиеся 20% – асинхронный формат.
Самый важный момент при подготовке к занятию – это выбор полезных сервисов и инструментов. Главный принцип при выборе программ – общедоступность для всех участников образовательного процесса и простота понимания основ работы программы. При проведении занятий важно учитывать наличие в программе таких необходимых функций, как виртуальная доска, демонстрация экрана, возможность видеть и слышать учителя и обучающихся в онлайн-режиме.
Автор выбирает для проведения уроков программу видеоконференций Zoom, однако не стоит пренебрегать и другими, такими как Teams, Skype, Wiziq, Meet.google, 8×8.vc, трансляции на YouTube. Если вы выбираете асинхронный формат обучения, актуальными окажутся сервисы Российской электронной школы, Московской электронной школы, Яндекс.Учебник, сервис Учи.ру, бесплатный доступ к электронным формам учебных материалов издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф», учебно-методическим комплексам корпорации «Просвещение», издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» и другим ресурсам.
Подготовка к дистанционному уроку начинается с создания презентации по теме. Выбирая тему урока «Отрасли права», важно не только продемонстрировать материал, но также создать интерактивные занятия для закрепления материала, к примеру упражнение «Классификация отраслей права». Платформа learningapps.org позволяет создавать интерактивные упражнения-тренажеры к урокам по принципам игры «Кто хочет стать миллионером?»: «Соедини картинку и понятие», «Найди пару», «Хронологическая линейка», «Скачки», «Викторина с выбором правильного ответа» и многое другое. К числу плюсов данной платформы отнесу возможность использования ваших тренажеров при создании урока в Московской электронной школе.
Важно перед началом урока загрузить используемые материалы в облачное хранение, к примеру, используя Google.Документы. Делать это необходимо для того, чтобы обучающиеся не отвлекались на фотографирование используемых учителем схем и таблиц, а смогли после занятия изучить презентацию и прочие документы самостоятельно.
Немаловажная составляющая при организации дистанционных занятий – обратная связь с учениками, потому как такая разновидность урока предполагает долю самостоятельного обучения. Форма обратной связи может быть самой разнообразной: дача рекомендаций с вариантами улучшения, похвала, конструктивные замечания, а также работа с родителями.
Сложно отрицать, что дистанционный формат имеет ряд особенностей, отличных от обычного формата очных занятий. К их числу относится проблема еще большего отставания слабых учеников, в таком случае рекомендуется усилить обратную связь в отношении работы с таким ребенком. Подготовка к занятию со стороны учителя также занимает больше времени и сил. Повысить эффективность подготовки и снизить количество времени на создание урока позволит нарабатывание собственных материалов.
Мария МАТВЕЙЧУК, педагог дополнительного образования школы №1101
Комментарии