Уроки граждановедения все чаще побуждают детей к общественной активности как в стенах школы, так и в социуме. Они создают ассоциации, клубы, организуют дискуссии, встречи, форумы, и все это делается для того, чтобы их жизнь уже сегодня стала более интересной, значимой и полезной для общества. Ученики 395-го лицея г. Санкт-Петербурга объединились в клуб старшеклассников «Я – гражданин лицея №395». Хотелось бы, чтобы ребята других школ высказали свое мнение по поводу этого клубного проекта, а возможно, и рассказали о своих клубах, детских объединениях.
Клуб старшеклассников
«Я – гражданин лицея №395»
Цель проекта: объединить передовую и наиболее активную часть учителей и старшеклассников для решения лицейских проблем, связанных с правовыми проблемами; осуществлять сотрудничество с законодательными, исполнительными и судебными органами района и города; влиять на улучшение правового климата лицея на основе компетентности и законности.
Задача: содействовать демократическим преобразованиям лицея №395; добиваться взаимопонимания между сверстниками.
Устав клуба
Обязанности членов клуба
Членами клуба могут стать учителя, учащиеся 8-11-го класса, выпускники, родители учеников. Принятым выдается советом клуба удостоверение. Член клуба регулярно посещает собрания клуба и активно участвует в его жизнедеятельности. Член клуба является примером и должен в любую минуту прийти на помощь товарищу. Он владеет правовой грамотой и может дать правильное объяснение правонарушению.
Член клуба должен уважать всех лицеистов, учителей и работников школы, бережно относиться к имуществу лицея.
Каждый член клуба может иметь свою точку зрения, отстаивать ее, прислушиваясь при этом к мнению других. Клуб принимает и трудных подростков, устраивает их в спортивные секции.
Права членов клуба
Член клуба имеет право присутствовать на любом заседании суда справедливых, обращаться в совет клуба за разъяснением любого волнующего его вопроса, выступать в роли народного заседателя. А также выпускать правовой «Бюллетень», посещать занятия по правовому обеспечению. В конце года каждый член клуба награждается особой грамотой «Почетный лицеист».
Суд справедливых
Школьный суд справедливых состоит из 5 человек: двух учителей и трех учеников.
Основная задача суда справедливых – решать конфликтные ситуации, возникающие между гражданами школы (учителями, учениками, работниками школы, родителями учеников) на конструктивной правовой основе.
Члены суда изучают существующее судебное производство, ведут необходимую документацию, приглашают в школьный зал судебных заседаний специалистов-консультантов для грамотного ведения исковых дел.
Суд выносит решения рекомендательного характера в администрацию школы.
Судьи избираются путем тайного голосования на общем собрании членов клуба.
Заседания суда происходят по мере поступлений исковых заявлений.
Из числа актива суда справедливых председателем совета назначаются судья, обвинитель, адвокат, делопроизводитель, судебный исполнитель.
(Примечание: в наиболее серьезных случаях из числа членов клуба дополнительно выбираются народные заседатели.)
Суд справедливых работает в течение года на постоянной основе. В мае происходят перевыборы на новый учебный год.
Работа клуба
1. Обсуждение наиболее актуальных проблем (наркомании, табакокурения, алкоголизма и т.д.).
2. Организация помощи детям, оказавшимся в затруднительном положении.
3. Создание комитета защиты животных и окружающей среды.
4. Правовое воспитание учащихся.
5. В случае необходимости – помощь в учебе.
6. Летом для желающих – выездной молодежный лагерь.
Совет клуба
(5 человек): председатель, заместитель председателя, возглавляющие одно из направлений работы.
Актив клуба
Пятнадцать человек, входящих в актив, осуществляют работу по трем направлениям: суд справедливых, школьный досуг, правовое обеспечение.
Структура клуба
Клуб способствует осуществлению школьной концепции «Школа как центр формирования гражданина» и влияет на все аспекты школьной жизни (обучение, внеклассную работу).
В члены совета избираются путем тайного голосования. Выборы совета проходят один раз в год.
Результаты анкетирования учащихся 11-го «А» класса
Как вы думаете, что должна вам дать школа?
прочные знания по предметам – 11 ответов;
опыт общения с людьми – 12 ответов;
общекультурный кругозор – 9 ответов;
умение мыслить самостоятельно – 9 ответов;
понять значение собственного развития, самосовершенствования – 6 ответов.
Что вам дал, дает из всего вышеперечисленного наш лицей?
прочные знания по предметам – 12 ответов;
общекультурный кругозор – 6 ответов;
умение мыслить самостоятельно – 7 ответов;
Почему ты вообще учишься?
если не учиться – больших денег в будущем не заработать – 68%;
для собственного развития – 60%;
хочу добиться полных и глубоких знаний – 22%.
Как вы считаете, чем можно завоевать авторитет сверстников?
независимостью собственной позиции;
добротой, душевной открытостью;
честностью, принципиальностью.
Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее?
1. Профессиональная карьера – 15%.
2. Хорошая дружная семья – 85%.
1. Крепкое здоровье и долголетие – 50%.
2. Яркая, насыщенная событиями жизнь – 50%.
1. Близкие друзья и любимые люди – 100%.
2. Интересная, доходная работа, не оставляющая свободного времени – 0%.
Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?
личными интересами и хобби – 55%;
ради этого ничем – 25%;
близкими отношениями с другими людьми – 20%.
Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель граждановедения, Санкт-Петербург
работает в течение года на постоянной основе. В мае происходят перевыборы на новый учебный год.
Комментарии