search
main
0

Правовая грамотность московской школы. Юридические основы успешности образовательных организаций

​Московский международный форум «Город образования» продемонстрировал, насколько возросли образовательные возможности мегаполиса за последнее пятилетие. Форум в открытом режиме рассказал и о механизмах обеспечения образовательной и социальной успешности москвичей. И в этом контексте важное место среди факторов развития столичной системы образования занимает правовая грамотность московских школ. Этой теме была посвящена специальная секция форума «Юридическая грамотность школьника и школы».

К главным элементам правовой грамотности школы относятся качество правовых компетенций участников образовательных отношений и качество нормативного сопровождения деятельности школ.В последние годы уровень правовых знаний и умений участников образовательных отношений в Москве значительно вырос. Этому способствовало развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования управленческих и педагогических команд московских школ. Сегодня МГПУ и МИОО реализуют обучающие программы, нацеленные на развитие правовых знаний директоров, заместителей и учителей. Московский центр образовательного права со своей стороны также включен в эту общую работу. Центр на постоянной основе проводит практико-ориентированные семинары для различных категорий работников образовательных организаций, которые затрагивают темы образовательного, трудового, гражданского и иных отраслей законодательства.Правовая подготовка интегрирована с системой оценки квалификации претендентов на руководящие должности в образовательных организациях. Профессиональные знания директора и его управленческой команды в Москве проверяются в ходе аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций. Блок заданий, связанных с нормативно-правовой основой деятельности, готовится с участием специалистов Московского центра образовательного права. Пройти такую аттестацию нелегко. От кандидатов требуется точность ответов с опорой на конкретные действующие правовые документы.Описанные возможности позволяют создавать управленческую команду, которая способна эффективно и ответственно распорядиться правами, свободами и внушительными ресурсами современной московской школы!Своими особенностями обладает подход московского образования к формированию правовой грамотности обучающихся. Она формируется поэтапно в ходе освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ, а также через активное включение детей в непосредственное управление образовательными учреждениями: в каждой московской школе созданы советы обучающихся, ученики являются полноценными членами управляющих советов школ, во многих организациях ведут работу волонтерские объединения.Центр права предложил дополнить сложившуюся модель правового воспитания школьников практико-ориентированным форматом. Так зародилась идея создать клуб «Юный правовед», на заседаниях которого ребята не только узнают о своих правах и обязанностях, но и учатся принимать правильные решения на примере конкретных жизненных ситуаций. Проект был реализован центром совместно с ассоциацией «Межрайонный совет директоров образовательных организаций «Южные горизонты-1» и школой №630.Совершенно очевидно, что, чем лучше дети знают свои права и чем лучше они умеют их применять на практике, тем ответственнее и надежнее становится школа при удовлетворении образовательных потребностей.Своими отличительными чертами обладает работа системы московского образования по нормативному сопровождению деятельности школ.В связи с тем что московская школа сегодня является многопрофильным и многоуровневым образовательным комплексом, существенно возросли ее права и обязанности. Повысился уровень ответственности за каждое решение. Поэтому школам потребовались профессиональные и сбалансированные документы правового характера, которые помогли бы им без риска концентрироваться на вопросах развития и максимального удовлетворения социального запроса. И Московский центр образовательного права организует юридическую среду сопровождения образовательных организаций, которая помогает оснащать школы примерными формами локальных актов, алгоритмами осуществления основных процессов и в случае необходимости способна оказывать оперативное юридическое консультирование.На этой основе Центр права совместно со школами решает на профессиональном уровне задачи, которые позволяют создавать дополнительные возможности для получения качественного образования.В завершение темы необходимо добавить, что дальнейшее укрепление правовой грамотности школ во многом будет определяться уровнем ответственности каждого учреждения перед москвичами в условиях максимальной автономии, которой обладает каждая московская школа.Юрий ТАРАСЕНКО, директор Московского центра образовательного права

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте