search
main
0

Правоты сознанье. Истинное мужество – осторожность

Третий год комплексной модернизации в регионе. Споры, болезненные моменты, прорывы. Социальная чуткость позволяет области удерживать баланс между социальными рисками и выполнением обязательств по реализации регионального проекта. Недаром экспертиза региона показала, что опыт Подмосковья уникален: в тех случаях, когда по критериям выполнения проекта область числится в отстающих, оказывается, ей удается избегать социальных потрясений. Возможно, не слепое следование параграфу, а мудрость и чуткость проводников проекта модернизации -истинный залог его успешной реализации. Министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА комментирует реалии сегодняшних преобразований.

– Лидия Николаевна, введение новой системы оплаты труда сильно потрясло педагогов?

– В 2008 году в Подмосковье на новые условия оплаты труда работников образования перешли все муниципальные образования и 99,7 процента всех общеобразовательных учреждений.

Принятые в регионе нормативные правовые акты (областные и муниципальные, а также локальные акты образовательных учреждений) по переходу общеобразовательных учреждений на новые условия оплаты труда институционально закрепляют все основные требования к введению НСОТ в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования.

Нормативными правовыми актами Московской области, органов местного самоуправления и локальными актами образовательных учреждений установлены и выделение стимулирующей части в ФОТ, и регламент участия общественности в установлении порядка стимулирующей части оплаты труда, и критерии и показатели качества и результативности труда педагогических работников, и зависимость оплаты труда руководителя образовательного учреждения от средней оплаты труда учителя за аудиторную занятость, и учет в оплате труда всех видов деятельности учителя.

– Что, наверное, повлекло оптимизацию штатных расписаний общеобразовательных учреждений?

– Этому способствовало также введение во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2008 года нормативного подушевого финансирования и расчета оклада руководителя общеобразовательного учреждения в зависимости от средней оплаты труда учителей школы за аудиторную занятость.

Основные системные изменения, проявившиеся в результате введения НСОТ, связаны прежде всего с установлением стимулирующей части оплаты труда. В текущем году на стимулирующие выплаты направляются средства в размере 15 процентов от ФОТ. В заработной плате учителей стимулирующие выплаты составляют в среднем 20 процентов, а у отдельных учителей они достигают 40 процентов и выше.

– То есть регион перешел от уравнительных принципов к дифференциации в оплате труда?

– Заработная плата руководителей исчисляется с учетом средней заработной платы учителей. Она возросла более чем в 2 раза.

Введение в структуру заработной платы стимулирующей части позволяет более эффективно использовать средства, направляемые на оплату труда, достойно оценить качество работы учителя, его вклад в обучение и развитие учащихся. Во всех общеобразовательных учреждениях утверждены по согласованию с управляющими советами школ положения о стимулирующих выплатах, определены критерии и показатели результативности и качества.

Учреждения включают в оценку: динамику учебных достижений учащихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и другие показатели, оказывающие влияние и действительно отражающие качество работы учителя.

– Все школы перешли на нормативное подушевое финансирование?

– На нормативное подушевое финансирование реализации основных общеобразовательных программ в 2008 году перешли 98,6 процента муниципальных образований Московской области и около 93,6 процента общеобразовательных учреждений, что значительно превышает взятые обязательства (соответственно 70 и 50 процентов).

Законом установлены порядок расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в регионе на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета области; нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в Подмосковье на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета Московской области; методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований региона на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

– Как распределяются средства?

– Нормативы дифференцируются по городу и селу, а также по ступеням обучения, что обусловлено наличием сети самостоятельных начальных школ, основных школ и средних школ.

Введение нормативного финансирования осуществляется в условиях принятого бюджета области и утвержденных субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ. Кроме того, на завершающем финансовый год этапе предусматривается индексация заработной платы.

Законом Московской области от 17.07.2008 №111/2008-ОЗ установлен формат малокомплектных школ. К ним отнесены начальные школы наполняемостью до 10 человек, основные школы – до 40 человек и средние (полные) школы – до 100 человек. Ежегодно перечень малокомплектных школ должен утверждаться Министерством образования Московской области по согласованию с органами местного самоуправления.

Основной социально-экономический эффект введения нормативного финансирования заключается в создании условий для повышения качества обучения путем наиболее объективного, справедливого распределения бюджетных средств, выделяемых на реализацию основных общеобразовательных программ. Распределение средств по нормативу ставит финансирование образовательных учреждений в зависимость в первую очередь от числа обучающихся.

Тем самым создаются условия для оценки качества работы учреждения, равные стартовые возможности его дальнейшего развития; для создания конкурентной среды; для повышения экономической независимости общеобразовательных учреждения, включая возможность долгосрочного планирования. Формируется новый тип руководителя общеобразовательного учреждения, который из старшего наставника и методиста становится менеджером образования.

– А как идет развитие региональной системы оценки качества образования?

– Наши выпускники уже 6 лет сдают ЕГЭ.

Региональная нормативно-правовая база охватывает все процессы организации и проведения единого государственного экзамена на территории области. Экзамен оперативно сопровождает и организационно, и технологически Академия социального управления. Региональный центр обработки информации действует по отработанной в течение нескольких лет технологической схеме компании «КРОК Инкорпорейтед» и использует автоматизированную информационную систему «Экзамен».

– Я знаю, в Подмосковье постоянно проходят разнообразнейшие курсы, конференции, семинары, на которых разъясняется механизм сдачи экзамена.

– Да, здесь создана система подготовки кадров для проведения единого государственного экзамена. Обучение проводилось в соответствии с планом Министерства образования Московской области на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (в образовательных учреждениях Московской области; в Региональном центре обработки информации ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»; Педагогической академии последипломного образования Московской области; на базе Объединения довузовского образования Российского университета дружбы народов «Уникум-Центр»).

Инструктивными и методическими материалами мы обеспечили всех участников и организаторов ЕГЭ.

Есть и другие аспекты развития системы оценки качества образования.

– Говорят, одним из важнейших направлений работы по развитию региональной системы оценки качества образования стало совершенствование нормативно-правовой базы?

– В Московской области была разработана оригинальная система критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников, в основе которой лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых: качество освоения учебных программ; динамика учебных и внеучебных достижений учащихся; результативность участия в олимпиадах, конкурсах; работа по привлечению учащихся к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета.

Для руководителей образовательных учреждений – это качество и общедоступность общего образования в учреждении, создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, состояние кадровых ресурсов образовательного учреждения, эффективность управленческой деятельности, сохранение здоровья учащихся в учреждении. Эти показатели предельно конкретны, что сводит к минимуму риски субъективизма при их применении и предотвращает возможное недовольство некоторой части работников, привыкших к уравнительной системе распределения.

Для практического использования разработанных критериев и показателей были подготовлены и направлены в муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения методические рекомендации.

Во всех школах на основе примерных критериев и показателей разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников.

– Мониторинг порядка распределения стимулирующей части ФОТ, проведенный Центром качества образования Академии социального управления, показал, что большинство школ взяли за основу рекомендации, утвержденные Министерством образования Московской области.

– Важнейшим эффектом введения стимулирующей части ФОТ служит то, что в сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда. Распределение стимулирующей части ФОТ происходит с участием общественности, что делает школьные советы управляющими на деле, а не на бумаге.

Важнейшим направлением деятельности в системе оценки качества образования Московской области стало исследование внеучебных достижений школьников.

Отметки по предметам в аттестате и баллы в сертификате ЕГЭ не отражают всей полноты результатов образования. Выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми социальными и иными компетентностями в неменьшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами.

Ключевые компетентности могут быть обеспечены через неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия как часть образовательного процесса. Общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся. Соответственно нужны новые стандарт, программы, формы аттестации достижений учащихся, аттестация учителей. А без зафиксированных требований к наличию не только урочных форм образования, но и проектных, дистантных и других инновационных способов очень сложно достичь системного результата, который и составляет современное содержание качества образования.

Лора ЗУЕВА,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте