search
main
0

Православные витязи

“… станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие”. (Еф.6, 16)

Зимой 1237 года орды татаро-монголов штурмом взяли городище-крепость, долгие годы стоявшую на пути захватчиков с Дикого поля. Основанная рязанскими князьями, она прикрывала и сам древний город, и молодую еще Москву, и прочие земли, заселенные русичами. Но в тот год силы кочевников превосходили число защитников, и на крутоярье, где сливаются Волга и Проня, дружинники с воеводами приняли мученическую смерть за Отечество и веру.
“Я вступаю в Рязанскую региональную общественную организацию “Православные витязи”, честным словом обещаю быть верным чадом Русской православной церкви, честно служить своей Родине – России, исполнять внутренние установления организации”. Это слова присяги, которую произносят сегодняшние рязанские мальчишки от 10 до 17 лет, решившие примерить на себя армейский “камуфляж”. Но как же перекликаются они со словами великого князя Юрия Ингоревича, который, обращаясь к своим славным богатырям, сказал: “Луче нам смертию живот купити, нежели в поганой воле быти. Я, брат ваш, наперед вас изопью чашу смертную за святые Божьи церкви и за веру христианскую и за Отчину отца нашего великого князя Ингоря Святославича!”
Все здесь символично – именно до этих мест, до села Иконино, которое ныне именуется Гулымки, что на Рязанщине, в том самом 1237 году жители старой Рязани провожали крестным ходом рать князя Юрия Ингоревича. Именно здесь воины целовали икону Божьей матери перед тем как выступить навстречу Батыю на реку Воронеж, давая обет защитить землю русскую. Теперь же здесь звучат слова и молитвы, которые произносят их потомки – члены Рязанской региональной общественной организации “Православные витязи”, которая была создана в год двухтысячелетия от Рождества Христова. В том же году в окрестностях села был организован и лагерь “витязей”, где они проводят время с пользой для души и для тела. Лучшие традиции православного воинства преподают им профессиональные военные, а силу духа воспитывают в них монахи Свято-Иоанно-Богословского монастыря.
– Мы хотим воспитать волевого человека, мы хотим воспитать воина. В этом основная задача нашей организации, – говорит духовный наставник мальчишек настоятель Николо-Ямского храма иеромонах Виталий (Уткин). – Когда-то давным-давно на Руси воспитание мальчика складывалось так: в 3 года он начинал изучать воинское искусство и садился на коня, в 7 лет женщины отходили от его воспитания и он оказывался на попечении мужчин, в 12 его брали в поход, а в 17 юноша становился полноправным воином. Мы считаем, что, воспитывая “витязей”, мы делаем из них не только ратоборцев, но прежде всего людей, чистых душой и сильных духом. Потому что крепость тела ничто без крепости веры.
У мальчишек здесь своя “табель о рангах”. В лагере лучшие из новичков сдают на черный берет. Эта первая ступень отличия. Потом обладатели черного берета могут стать “витязями” третьего, второго и первого разряда. Испытания на эти звания – не фунт изюма, да и сами экзаменаторы подходят к оценке результатов каждого со всей строгостью. Ведь кроме сдачи нормативов по тактической, огневой, строевой подготовке, победы в рукопашном бою воспитанникам нужно еще неплохо знать закон Божий.
Кому-то это покажется странным. Многим из ребят, пришедшим в организацию, все это поначалу тоже было в диковинку. Мало кто из них до того хоть раз в жизни посещал храм, почти никто не знал, что такое молитва, церковные таинства. Теперь они, не смущаясь, говорят о Боге, о своей вере. По мнению самих “витязей”, православие и воинские традиции – неразрывное целое, чему в истории есть немало примеров.
– Русский воин в душе всегда был страстотерпцем, – рассказывают они. – Он сознательно шел на смерть, защищая святую Русь не просто как свой дом, а как сокровищницу идеалов христианства. Таким был мужественный, стойкий и верный этим идеалам святой благоверный князь Роман Рязанский. Не случайно именно этот святой воитель был избран в качестве нашего духовного покровителя.
Как считает иеромонах Виталий, одна из главнейших задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, – это возрождение единства церкви и армии. Прежде всего потому, что Вооруженные Силы должны стоять на прочном фундаменте веры и духовности.
Ныне в организации более ста подростков. Руководит ими майор запаса Виктор Иванович Тихонов.
– Все началось с чеченской войны 1995 года, – рассказывает он. – Погиб мой друг, который служил в разведке ВДВ, и вот тогда я задумался: почему гибнут наши солдаты? Уверен, что во многом по причине их плохой подготовки. Но воспитать мужчину – это не только научить его стрелять, водить боевую машину. Прежде всего надо взрастить в нем личность. А я, как верующий человек, считаю, что без православия это невозможно. Лозунг нашего общественного движения: “Службе в армии – да!”. Но у этой службы должна быть духовная основа, понимание того, что мы, если придется, должны умереть не за территорию, а за преображенную Родину – святую Русь. Хотя, конечно, не так уж и важно, станут ли наши дети профессиональными военными, важно, чтобы они были настоящими патриотами своей земли. Бог и Родина, Вера и Отечество – главные ценности нашей организации…
Идею создания организации “Православные витязи” в свое время поддержал епископ Шацкий Иосиф, позднее ее благословил и митрополит Рязанский и Касимовский Симон. Ну а в повседневной жизни ее вдохновляет и наставляет духовник иеромонах Виталий.
Занимаются здесь ребята с пятого по одиннадцатый класс. Кроме “стандартного” набора они изучают Закон Божий, а в качестве “компенсации” за не очень-то увлекающие мальчишек занятия по строевой подготовке им предлагается экстремальный туризм, подводное плавание, конный спорт. И, конечно, гвоздь программы – русский стиль рукопашного боя, в основе которого система Кадочникова, а также творчески переработанные элементы русского кулачного боя.
Почти все преподаватели у “витязей” – офицеры запаса, у которых есть не только огромный жизненный опыт, но и большое желание помочь ребятам подготовить себя к военной службе, к жестким условиям современной жизни. К примеру, Андрей Петрович Курабо – подполковник запаса, бывший десантник, служил в спецназе, был начальником штаба рязанского ОМОНа, позднее – преподавателем. Сегодня он преподает “витязям” разведподготовку и ведет так называемый курс молодого бойца. И таких “отцов-командиров” у “витязей” немало. В свободное время в воспитании и подготовке рязанских мальчишек принимают участие курсанты рязанских военных вузов – ВДВ и связи.
Напрасно кто-то думает, что все это – детские забавы. Хотя игр здесь не чураются. Другой вопрос, является ли игра пустым времяпрепровождением или подспорьем в становлении личности человека и гражданина. Здесь игру затеяли взрослые, которые знают, что имел в виду Апостол под словами “когда будут говорить “мир – в безопасности”, тогда постигнет его пагуба”. И потому готовят здесь тех, кто вырастет способным защитить мир. Кстати, фамилии у многих “витязей” самые что ни на есть военные – Полков, Майоров…
О том, что организация дает ребятам, кроме обретения духовной и физической силы, лучше всего говорят строки песни, которую они поют под гитару в свободное время:
Запомни, Отчизна ждет твои
руки,
Иначе все будет прахом.
Горе томиться от лени и
скуки,
Дрожать от жалкого страха.
Плечи расправь и будь
мужчиной –
Пусть тебя ливни хлещут.
Падать духом нам нет
причины –
Такие простые вещи…
Как о простой и не подлежащей сомнению “вещи” рассказывают мальчишки о своем понимании исторической связи православия и ратной службы. Приводят примеры иноков Пересвета и Осляби, которые сражались в рядах войска Дмитрия Донского на поле Куликовом. Рассказывают о том, что великий полководец Суворов учил своих чудо-богатырей, не знавших под его началом поражений, “всякое дело начинать с благословения Божьего”. Кто-то вспомнил даже о том, что читал – перед штурмом Кенигсберга во время Великой Отечественной едва ли не в одной шеренге с наступающими советскими бойцами шли священники, молившиеся о победе.
– В том, что сегодня при многих православных храмах и монастырях организуют молодежные патриотические организации, нет ничего необычного, – считает викарий Рязанской епархии епископ Иосиф Шацкий. – Во-первых, это в традициях Русской православной церкви, а во-вторых, обусловлено тем, что православный человек по сути своей патриот. Человек же, любящий свою Родину, не может не переживать за ее судьбу, за неприступность ее границ, за ее свободу и независимость. Воспитывать защитников Отечества – задача не только государства и армии, но и церкви. Патриотизм, долг, честь, достоинство – это святые понятия, одинаково необходимые как для простого верующего, так и для воина.
Чуть более года назад “Православные витязи” обрели еще одну святыню – военный комиссар Рязанской области генерал-майор Олег Тесленко вручил организации знамя. Выполнено оно в традиционном русском стиле, согласно которому боевые знамена российских полков напоминали древние хоругви: на малиновом полотнище шитый золотом лик Иисуса Христа и надписи “С нами Бог” и “За веру и Отечество”. Это, конечно, не боевое знамя, но символ неразрывной связи времен, символ того, что главные победы ждут “витязей” в большой жизни, в которую им еще предстоит вступить.
– Сегодняшняя армия обладает колоссальным воспитательным потенциалом, – говорит отец Виталий. – Если общество не использует этот потенциал, это будет его смертельной ошибкой, так как в конечном итоге приведет к гибели государства. Мы хотим показать детям все то лучшее, что есть в наших Вооруженных Силах, их боевой истории, что заложено в их организации и внутренней жизни. И для нас неразделимы и княжеская дружина, и российская императорская армия, и советские Вооруженные Силы. Мы хотим воспитать в детях равное уважение и к Георгиевскому кресту, и к Золотой Звезде Героя России…
Виталий ДЕНИСОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте