search
main
0

Православные традиции в воспитании как гарант духовно-нравственного становления личности ребенка

Есть на карте мира удивительная страна. Своими бескрайними просторами она вторгается в акватории трех мировых океанов, ее границы проходят по заоблачным вершинам гор и бескрайним равнинам. Это страна неисчислимых природных ресурсов, высочайшей культуры и несметных духовных богатств. Эту страну называют Россией.

Особые люди живут на российской земле. Бог наделил их необычайными интеллектуальными и духовными способностями. Россия – единственная в мире страна, которая называлась и называется Святой Русью по жизни ее народа, по огромному числу подвижников, которые, как звезды, украсили небосклон ее истории. Наша страна подарила миру величайших гениев в области науки, культуры, военного искусства, зодчества.

Что же стало сейчас с нашей великой страной? Пожалуй, можно говорить, что против нее ведется настоящая война, в которой используются такие средства духовного поражения массового масштаба, как наркомания, алкоголизм, разврат, оккультизм и сатанизм. Какова же должна быть стратегия защиты от этой духовной интервенции? Безусловно, нам необходимо наращивать экономическую и военную мощь. Но одновременно, и даже в первую очередь, мы должны сохранять и умножать культурное и духовное наследие. Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавления его от зла. Такое воспитание во всех сферах жизни общества вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство взаимоотношений, добросовестность и ответственность во всем.

С чего начать духовное возрождение? С возрождения личности, с обращения в педагогике к великим традициям русской педагогической мысли. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у другого народа», – писал К.Ушинский.

В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, бесплодные поиски чего-то другого привели к нарушению национального самосознания и самознания личности. Старая общественная идеология потеряна, к религиозной идеологии мы никак не можем прийти. Действует стереотип советского человека: а вдруг меня одернут? А вдруг не так поймут? С особой осторожностью, осматриваясь направо и налево, вверх и вниз, мы делаем робкие шажки по возвращению к нашему золотому наследию.

Россия более десяти веков формировалась под влиянием православия. Многое из того положительного, что было достигнуто за этот период, несет на себе печать христианских идеалов. Поэтому считаю, истинная система воспитания должна опираться только на традиционные (православные) духовные ценности. Духовно-нравственный мир растущего ребенка – та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности, формирование интеллектуальных процессов, осмысление окружающей действительности; руководит совершаемыми действиями и поступками. Наиболее важное свойство духовного мира то, что он заключает в себе эталон качеств, исторически представляющих для человека безусловную ценность, а потому выступает в роли внутреннего контроля, строгого судьи наших мыслей и поступков, именуемого совестью.

Православное воспитание вызывает растущий интерес в мире. О чем это свидетельствует? Полагаю, о присущем людям стремлении к истине. Оно живет в глубине человеческих сердец и даже может не вполне осознаваться ими на рациональном уровне. Школа и дошкольные учреждения охватывают своим влиянием три самых важных периода в жизни человека, в течение которых происходит формирование его личности: детство, отрочество и юность.

Становление личности начинается с вхождения ребенка в мир нравственных ценностей, выработанных за всю историю человечества: Природа, Культура, Отечество, Семья, Труд, Знания, Мир, Человек.

Не случайно считается, что каждую школу строят дважды. Сначала ее возводят строители, сразу за ними эстафету подхватывают педагоги и начинают созидать отношения, содержание жизни и многое другое, что можно было бы назвать педагогической архитектурой образовательного учреждения, в котором воспитание по своей сути превращается в процесс развития общественно и духовно отношений ребенка к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе, к ровеснику, старому человеку, а также целенаправленного воздействия в учебной и жизненно-практической деятельности.

Нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, но самые серьезные осложнения они дают в сфере воспитания. Уже сегодня нас, педагогов, очень тревожит, что в наше время ценятся в основном бойцовские качества человека, а доброта стремительно утрачивает свою нравственную силу. Неужели нашему современнику не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Очень часто на вопрос «Какими вы хотели бы видеть своих детей?» родители дают массу разных ответов: «умными», «смелыми», «красивыми», «счастливыми», но мало кто говорит о добром, умеющем жалеть, прощать…

Мне лоб разбили,

Я догнал врага.

И что я прокричал ему?

– «Прощаю!»

Эти слова принадлежат великому армянскому поэту Аветику Исаакяну. Наверное, совсем не случайно в момент землетрясения в полностью разрушенном городе Спитаке из всех сооружений уцелел только один памятник величайшему поэту. А было им сказано всего лишь одно слово – «прощаю»…

Мало просвещать умы, необходимо умягчать сердца! Как нелегко сегодня воспитателю коснуться души своего питомца, зачастую подпитываемую средой невежества, жестокости, равнодушия. И лишь педагогическое великодушие, любовь к ребенку, терпение, благородство формируют умение педагога добиваться от детей необходимых результатов. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего. Хотя виртуозно владея словом, педагог будет не только надежным защитником своих подопечных, но и подлинным питателем, воспитателем их поступков и нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека, оно способно формировать языковое мышление, а значит, и внутренний мир их душ. Если же мы лелеем надежду духовно влиять на детей, то прежде всего для самих себя нужно открыть страну самопознания и научиться из сокровищницы собственного сердца извлекать живое назидание для наших питомцев; совместить в себе отеческое и материнское начала и без отчаяния от неисправности детей влечь их к идеалу, не подавляя и не ломая; уметь взыскивать, не унижая, требовать положенного без суровости, говорить неприятное с приятностью, строгость облекать в любовь – наша нелегкая, но необходимая задача.

Слово – великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время… И нам, педагогам, «дано предугадать, как слово наше отзовется…»

Черное слово, праздное слово, теплое слово, золотое слово, красное слово, вещее слово, святое слово – все они способны стать состоянием души ребенка… Какая же ответственность лежит на нас, дорогие педагоги, владеющие словом!

Т.ШАХОВА, заместитель директора Центра образования №117, заведующая дошкольным отделением

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте