В решении задач нравственного воспитания успех зависит в первую очередь от личности учителей. От осознания педагогами своей высокой миссии, которая состоит не в том, чтобы «нагрузить» ребенка теми или иными предметными знаниями, а в том, чтобы обеспечить его вступление в личностно-нравственный диалог со всем окружением. В итоге это и формирует личную позицию по отношению к миру, что только и может стать основой подлинно гражданской и подлинно активной позиции. Ведь есть такие святые понятия, как «гражданин», «Родина», «честь», «достоинство», «совесть». Их нельзя уместить в рамках тематического классного часа. Они должны стать стратегическим смыслом, основой каждодневного существования учителя, явно и неявно присутствовать не на уровне «красивых слов», а на уровне поступков и действий, запечатляемых в детских ожиданиях и ориентирах. Эти понятия, должны определять нравственный потенциал сегодняшней школы.
Нравственные ориентиры требуют некоего самовоспроизводства, иначе они атрофируются. Для каждой возрастной группы учащихся имеются существенные различия по содержанию, методам работы, что определяет специфику каждого из них. Меня больше интересуют младшие школьники, так как именно в это время у детей формируются фундаментальные представления о своих правах, гражданской ответственности, и в будущем им будет легче понять структуру и функционирование политической системы государства, в котором они живут.
Правовые знания должны опираться на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности. Поэтому именно на первой ступени правового образования приоритетное место отводится решению задачи раскрытия ценностей гуманистической этики и воспитанию у детей нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с этими задачами в младших классах на образно-эмоциональном уровне раскрывается система следующих жизненно-смысловых ценностей: жизнь человека, его здоровье; свобода, честь и достоинство человека; его индивидуальность; духовное содержание, способность к творчеству; родные и близкие люди, их любовь и забота; дружба со сверстниками; добрые отношения с окружающими людьми; Отечество как страна, где ты родился, с народом которой связан общей историей, языком, традициями; малая родина – город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей; красота города – источник духовного развития; окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, красота природы – источник вдохновения; мир между людьми, основанный на уважении к правам человека, отсутствие насилия, агрессии, войн; труд как условие развития человека, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны (отсюда необходимость бережного отношения ко всему, что создано трудом).
На этой основе и должно происходить развитие представлений школьников о добре и зле (критерий – гуманистические морально-нравственные ценности). Создаются педагогические условия для накопления детьми опыта нравственного переживания и сопереживания и как следствие – стремление быть хорошим, добрым, честным; неприятие зла, а также опыта общения на гуманистической основе и практического опыта добрых поступков.
Тема
«Введение в граждановедение»
Цель. Познакомить младших школьников с их основными правами и обязанностями, используя Всеобщую декларацию прав человека.
Ход урока:
Предлагаю учащимся высказать свое мнение по определениям: «государство», «страна», «право». Потом читаем сказку и обсуждаем с ребятами ситуации, которые описаны в ней. Затем работа с документом Всеобщая декларация прав человека. Обыгрываем ситуации. В конце ребята сами оценивают свою деятельность на уроке.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы познакомимся с новым предметом. Как вы думаете, что такое «государство»? Что такое «страна»? Что такое «право»? (Ребята высказывают свои мысли по поводу данных понятий и выходят на определение «граждане»). Следовательно, следующий вопрос: что такое граждановедение? Определение, к которому приходим в результате обсуждения, записываем на доске.
Сказка
В тридевятом царстве, тридесятом государстве, на пустыре за царским дворцом шли последние приготовления к космическому полету. Все основные вопросы космической экспедиции были решены. Даже инопланетные языки не представляли проблемы: бортовой компьютерный переводчик мог успешно справиться с любым из них.
И все-таки на душе у астронавтов было неспокойно: никто из них не знал инопланетных законов. А как же лететь без их знания? Малейшее нарушение, пусть даже по незнанию, и вся экспедиция провалится. Или в марсианскую тюрьму на пару лет угодишь, или, еще хуже, звездолет конфискуют, и тогда прощай все надежды на возвращение домой. Законы нужно знать! Но какие законы? Французские? Американские? Китайские? Албанские?
(Прерываем рассказ. Спрашиваем у ребят: как нам выйти из такой ситуации? Продолжаем читать рассказ).
И тогда командир звездолета принял решение:
– Будем пользоваться Всеобщей декларацией прав человека. Она – единый для всех людей закон. Не ошибемся!
– Так это же Декларация прав ЧЕЛОВЕКА, – засомневались астронавты, – а инопланетяне разве люди? А вдруг они какие-нибудь зеленые в крапинку или на трех ногах с хвостом?
(Обсуждение с детьми этой ситуации).
– Ну и что, – ответил командир, – вот один из нас толстый и рыжий, а другой – худой и темноволосый. Хоть они и разные по внешности, но разве перестают от этого быть людьми?
– Нет, не перестают! – немедленно согласился с командиром толстый рыжий астронавт.
– Я тоже думаю, что внешний вид не имеет значения, – добавил тонкий и темноволосый.
И все остальные астронавты с ним согласились.
– А раз так, – подвел итог командир звездолета, – давайте проведем предполетное изучение этой самой Декларации. Причем в условиях, похожих на инопланетные.
– То есть как? – не поняли астронавты.
– А так, – разъяснил командир. – Суть декларации не меняем, но вместо земных людей представляем инопланетян такими, какими они нам кажутся.
– Ведь внешний вид не имеет значения, – еще раз повторил свою мысль худой темноволосый астронавт.
И предполетный урок начался.
Работа с документом подразумевает анализ первых десяти статей Всеобщей декларации прав человека. После обсуждения задается вопрос-ситуация.
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Что значит, относиться друг к другу по-братски?
Приведите примеры, когда люди не признавались свободными от рождения?
Ситуация: один из боксеров проиграл поединок и ссылается на данную статью. Прав ли он?
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны.
Что такое социальное происхождение?
Приведите примеры лишения граждан каких-либо прав из-за их политических убеждений.
Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Что такое личная неприкосновенность?
Вспомните примеры сказок, в которых нарушались права на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Ситуация: Преступник сбегает из тюрьмы, мотивируя свои действия данной статьей. Прав ли он? Можно ли говорить о том, что охранник тюрьмы является защитником прав граждан на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены.
Почему рабство и работорговля являются нарушением прав человека?
Существуют ли в мире страны, в которых работорговля разрешена законом?
Существует ли торговля людьми в наши дни?
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Можно ли считать телесные наказания нарушением данной статьи?
Ситуация: Время 23:05, а у ваших соседей играет громкая музыка. Они нарушают данную статью.
Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
Что значит быть защищенным законом?
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.
Что такое дискриминация?
В каких случаях закон не должен предоставлять коренным жителям страны больше прав, чем иммигрантам?
Статья 8. В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
В каких случаях человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда?
Чем может помочь суд потерпевшему?
Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Что такое произвольный арест, задержание или изгнание?
В каких сказках герои подвергались произвольному задержанию, аресту или изгнанию?
С помощью чего можно защитить свои права в случае их нарушения?
Статья 10. Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судьей предъявленного ему уголовного обвинения.
Что такое независимый суд?
(Остальные статьи Декларации и конец сказки разбираются на следующем уроке).
Обобщение.
Какие права вы включили в школьную конституцию, если бы ее составляли?
Какие права ты считаешь самыми важными для себя?
Можешь ли добиться, чтобы твои права уважали?
В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. (Цель достигнута не полностью, так как дальнейшее изучение документа должно продолжиться на следующем уроке).
Содержательная рефлексия. (Чему научились?)
Деятельностная рефлексия. (Что помогло? Как?)
Эмоциональная
Оценить себя.
В работе использована публикация Наталии Элиасберг, доктора педагогических наук «Я и мой мир», интегративная технология, технология развивающего обучения по программе 2100.
Сергей ПОНОМАРЕВ, студент Пермского государственного университета
Комментарии