Разработка стандартов по бакалавриату и магистратуре – прерогатива Министерства образования РФ. Поэтому о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при переходе на новую для российской высшей школы систему, мы попросили рассказать заместителя руководителя Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования РФ Елену Попову.
СтатфактПо данным Министерства образования РФ на 1999 год, 87% выпускников получили диплом специалиста, 11-12 % – бакалавра, 1-2 % – магистра. В 2002 году выпустилось 82 % дипломированных специалистов, 14% бакалавров и 3-4% магистров.
Комментарий «УГ»Большинство крупных российских педвузов готовят сегодня и бакалавров, и магистров. Однако статистика показывает: западная система не так уж легко приживается на российской земле и пока что востребована слабо. Подавляющее количество студентов предпочитают не гнаться за громкими званиями, полагаясь на знакомую с детства поговорку: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Тем более что рынок труда довольно консервативен, и многие работодатели с недоверием относятся к звучным, но все еще не привычным для большинства россиян званиям «магистр» и «бакалавр». Недостаточно определены нормативно-правовые и экономические аспекты. Должностные обязанности бакалавров и магистров большинству работодателей представляются довольно смутно. К примеру, до сих пор нет четкости в вопросе: чем все-таки может заниматься в школе бакалавр, способен ли он преподавать, скажем, физику или литературу. Не легче и бакалаврам технического профиля, их на предприятиях упрямо пытаются приравнивать к выпускникам среднего звена. Не решена проблема с военкоматами, как только бакалавр получает диплом, его призывают в армию, причем попытки объяснить, что молодой человек мечтает о продолжении обучения в магистратуре, никакого воздействия на военкомов не оказывают. Возникает также и резонный вопрос: а есть ли какие-то реальные преимущества у магистров при поступлении на работу по сравнению со специалистами, или, несмотря на то что у них повышенный уровень знаний, их все-таки предпочтут привычным специалистам? Тем не менее большинство ректоров вузов и специалистов Министерства образования РФ с уверенностью утверждают: за многоступенчатой системой будущее. Во-первых, Россия планирует присоединиться к Болонскому соглашению. Во-вторых, такая система дает мобильность и гибкость в обучении, позволяет сократить расходы на получение высшего образования. Наконец, в-третьих: мы кровно заинтересованы в том, чтобы к нам ехали учиться иностранные студенты, расширяя таким образом российский образовательный рынок.NB! На сайте www.informika.ru абитуриенты и их родители могут найти стандарты по конкретным направлениям, а также перечень направлений подготовки и специальностей высшего профобразования.
– Постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России о введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ появилось 13 марта 1992 года. Там статус «бакалавр» с присвоением квалификации определялся как первая ступень высшего профессионального образования, чтобы получить его, необходимо проучиться не менее 4 лет. Бакалавр может устроиться на работу или продолжить обучение на следующей ступени по двум образовательным программам. Одна из них – по подготовке дипломированного специалиста (не менее пяти лет) – дает право работать в экономике или промышленности. Другая – магистратура (шесть лет), – как правило, ориентирована для занятий научной и преподавательской деятельностью.
Не все вузы приняли многоступенчатую подготовку. От ступеней «бакалавр» и «магистр» отказалась медицина. Там своя система подготовки: после шести лет обучения выпускников ждет обязательное прохождение интернатуры или ординатуры. Магистр и дипломированный специалист по статусу равны, но у них разная направленность подготовки: у магистра она связана с будущей научной и педагогической деятельностью, у специалиста – непосредственно с практической.
– С чем было связано появление в нашей уже сложившейся системе высшего профессионального образования понятий «бакалавр» и «магистр»?
– Такая система существовала в Европе, а Россия хоть и медленно, но входит в Болонский процесс, связи с Европой и всем остальным миром становятся все более тесными. Мы, кроме того, заинтересованы в признании наших дипломов, в возможности российских специалистов быть востребованными на зарубежном рынке труда. Когда наши выпускники приезжают с дипломом специалиста, а у них нет предыдущего диплома о высшем образовании, получается, это первый диплом, что настораживает западных работодателей. У нас школа 11 лет, у них – 12, поэтому наших специалистов за рубежом приравнивают к бакалаврам. Кроме того, многоступенчатая система обеспечивает возможность обучения иностранных студентов в России. И здесь без схемы бакалавр – магистр не обойтись.
– А как многоуровневую систему восприняли вузы?
– Если бы ее восприняли в штыки, то вузы не обучали бы сейчас бакалавров и магистров по всем направлениям подготовки, предусмотренным перечнем. У нас нет ни одного документа, который заставлял бы вуз или студентов учиться по этой программе. Многоуровневая система не заменила прежнюю, она дополнила ее. Если раньше у нас были программы одной направленности, то после постановления от 13 марта 1992 года у нас появилось три типа образовательных программ. Вуз может решать, будет он готовить только специалистов или еще бакалавров и магистров, конечно, при выполнении лицензионных требований.
– Елена Петровна, не получится ли так, что молодые специалисты, у которых в дипломе будет записано «бакалавр», останутся невостребованными. Вы наблюдали, как трудоустраиваются ребята?
– Системы обязательного трудоустройства сегодня нет, поэтому вузы сами пытаются отслеживать этот процесс. Мы не можем сказать, какое количество выпускников нашли работу. Есть лишь данные, сколько молодых людей вышли на рынок труда, а сколько вообще не закончили вуза.
– А как сами студенты, их родители относятся к ступеням «бакалавр» и «магистр»?
– Поступающим не хватает информации, люди мало информированы о возможностях многоступенчатой системы, ее особенностях, не знают о новых технологиях получения образования. Что такое бакалавры по конкретному направлению подготовки, написано в стандарте. Надо, чтобы поступающий вместе с родителями имел доступ к нему и знал, что включает в себя государственный образовательный стандарт подготовки бакалавра конкретного направления, к примеру экономики. В него входят и срок обучения, место и направление специальности в области образования, квалификационная характеристика выпускника, виды профессиональной деятельности. Есть там и перечень всех дисциплин, которые изучаются, а также их минимальное содержание, требования к практикам, материально-техническому обеспечению, объемы нагрузки. Теперь, когда некоторые наши студенты, закончив вуз, уезжают за рубеж, им очень важно иметь не только диплом, но и приложение к нему, где записано количество часов и какие курсы конкретно читались.
– Помогают ли статусы бакалавра и магистра нашим специалистам за рубежом?
– Конечно, ведь на Западе высший уровень образования – вторая ступень после бакалавра – магистр, потом – доктор. Вообще я считаю, что многоступенчатая система развивает высшее профессиональное образование России. К тому же образование достаточно дорогое, и готовить по максимальной программе всех нецелесообразно. Бакалавры вполне самостоятельны и профпригодны.
Комментарии