search
main
0

Право сильного. На что можно пойти ради диплома

Апрельская премьера РАМТа «Олеанна», поставленная Владимиром Мирзоевым по одноименной пьесе Дэвида Мэмета, саркастически изображает тотальную политкорректность современного общества, для которого больше нет авторитетов.

Новая рамтовская постановка «Олеанна» органично смотрится в афише театра, громко заявляя злободневную проблему: соблюдение прав личности сегодня превратилось в декларативную формальность. Остросоциальная пьеса американского драматурга утверждает, что стремление отстаивать свои права обернулось полным отсутствием обязанностей.Режиссером камерной постановки, в которой всего двое артистов, выступает Владимир Мирзоев. Свой человек в киноиндустрии, он и спектакль решает в кинематографической стилистике (сценография и свет Владимира Ковальчука): безжалостный ослепляющий студийный свет, простые узнаваемые декорации – столы и стулья университетской аудитории.К сожалению, неясная этимология названия не позволяет угадать актуальнейшую идею спектакля: Олеанной называли норвежские поселенцы в Америке заповедную землю, где будет строиться светлое будущее. То самое, о котором мечтает преподаватель университета Джон (Евгений Редько), слегка разочарованный в семейной жизни и ждущий скорейшего продвижения по службе. Почти не сомневаясь в решении аттестационной комиссии, которую воспринимает с презрительной иронией, он легкомысленно озвучивает свои мысли в присутствии студентки (Мария Рыщенкова), пришедшей пересдавать курсовую. Скромная девушка в белом платьице внезапно показывает звериный оскал: стремясь получить заветный диплом, Кэрол записывает остроумные провокационные высказывания профессора, тем самым ставя под угрозу его карьерные устремления.Самые острые события разворачиваются во втором действии: Джон пытается убедить студентку отозвать заявление, но она непреклонна – не для того даны ей конституционные права, чтобы так легко мог попрать их преподаватель, вся заслуга которого в уже полученном свидетельстве о высшем образовании, ставшем настоящим фетишем бюрократического общества. Чего можно добиться сегодня без диплома? Для Кэрол «корочка» становится символом принадлежности к касте избранных, и ей нет дела до самого процесса обучения.Марии Рыщенковой блестяще удается перевоплощение из жертвы в хищницу, безжалостно третирующую своего беспомощного противника, хотя этому переходу не хватает психологической мотивировки. Неожиданный сюжетный поворот оживляет схематичное действие и привносит новую краску и в световую партитуру, обретающую ослепительную контрастность, и в костюмы (художник Анастасия Егорова). Трудно узнать застенчивую студентку в агрессивной самоуверенной молодой даме в вызывающе красном свитере, а в финале – в элегантном статусном костюме.Поигрывая ложечкой в чашке чая, эта очаровательная девушка торжествует победу: противник сломлен, путь к диплому расчищен, а заодно и утверждены ее права – права поколения без обязанностей. Не так уж и важно, какие цели преследовала Кэрол своим решительным поступком – получить хорошую отметку за курсовую или действительно защитить систему образования, презираемую снобом-профессором.Самый стильный эпизод постановки относится не к игре артистов, а к финалу, решенному почти как вставной номер: доведенный до бешенства садистскими моральными издевательствами студентки профессор набрасывается на нее с кулаками. Однако зритель не видит драки: исполнители чинно сидят на парте, тогда как их голоса, записанные на пленку, создают отчетливую картину происходящего. Девушки-гримеры на глазах у зала нарисуют героям синяки и ссадины, Мария Рыщенкова удовлетворенно вздохнет, Евгений Редько понуро повторит за ней: «Вот так», и спектакль закончится, ясно давая понять: сегодня в социуме много проблем, созданных из лучших побуждений самим же социумом.Американский драматург забил тревогу почти 25 лет назад, но явно не был услышан. Так ли будет в России? На сцену уже вышли победители, которые лишь поначалу кажутся успешными, сильными, способными решать любые задачи. Они и решат – только не те, какие хотелось бы. И в торжестве безнравственной юридической справедливости никто не заметит крушения моральных устоев и высоких помыслов. Так что плавание героев к берегам мифической Олеанны оказывается путешествием в бездну, из которой по всем законам эволюции выберется сильнейший.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте