В Госдуме предлагают усилить роль родительских комитетов и, в частности, предоставить родителям право накладывать вето на решение школьной администрации, если оно не нравится большинству. Такой законопроект готовит фракция «Новые люди».
По мнению авторов идеи, сейчас родительские комитеты практически ни на что не влияют, в лучшем случае организуют экскурсии и собирают деньги на подарки учителям или покупку тетрадей. Депутаты считают, что родительское большинство должно получить право накладывать вето на решения администрации школы по ряду вопросов. Например, это касается увольнения учителей по морально-этическим соображениям или корректировки школьного питания.
Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Вадим МУРАНОВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2009, учитель физики, Ногинск, Московская область:
– Учителя, ученики и родители – это тройственный союз, в котором гармония отношений достигается точно так же, как и в геометрии, – равенством сторон. Это равенство в сегодняшней системе образования отсутствует. Усиление роли родительских комитетов до возможности блокировать решения администрации школы приведет к еще большему дисбалансу.
Самое бесправное звено в российской школе сегодня – учитель. Он не имеет никаких рычагов влияния ни на ученика, ни на его родителей. И усиление роли родительских комитетов означает еще большее ослабление его роли. В очередной раз депутаты демонстрируют полное непонимание проблем школы и того, как функционирует система образования.
Наивно полагать, что родительские комитеты, получив дополнительные права, ринутся защищать права учителей. Скорее произойдет обратное. На сегодняшний день у них и так вполне достаточно полномочий. Стоит подумать над тем, насколько хороши законы, защищающие права педагогов, и насколько хорошо работает профсоюз учителей.
Вопросы питания школьников также не могут находиться в компетенции родительских комитетов. Это финансовые вопросы, и они должны решаться в соответствующих местах.
Мне в этой инициативе видится окончательное лишение учителя всяких прав и любых методов воздействия на нерадивых учеников. Однако стоит напомнить депутатам, что если слишком вытягивать одну из сторон треугольника «учитель – ученик – родители», то вся эта система будет разорвана. Образование, как школьное, так и высшее, сегодня находится в глубоком кризисе. И как можно скорее необходимо начать поиски выхода из этого кризиса. А такого рода предложения только усугубляют кризис системы образования и ничего хорошего ей не принесут.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Зачем школе еще один контролирующий орган? В едином (согласованном) образовательном пространстве Российской Федерации родители – полноправные участники образовательного процесса, а значит, союзники и деловые партнеры школы. По-другому быть не может: между педагогами и родителями – ребенок. И тех и других должна объединять любовь к нему и стремление дать качественное образование.
Чтобы были порядок и результат во взаимодействии, нужны общие подходы к созданию системы родительского самоуправления, где будут четко обозначены не только цель и структура органов управления, но и содержание, формы деятельности. Стоит помнить главное: родительское самоуправление – это составная часть государственно-общественного управления в образовательном учреждении. Но именно такому подходу в работе с родителями педагогов не учат. И действующие родительские активы тоже никто не обучает грамотной работе. Как результат – КВГ, то есть кто во что горазд.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Карелии:
– Считаю архиважным введение должности юриста в школе. Сегодня отношения между школой и родителями регулируются договором, который подписывают стороны, но который в течение всех лет учебы ребенка в школе никто не сопровождает! Ни в одном муниципалитете нет юридической службы, которая бы эти договоры обслуживала, при необходимости делала дополнительные соглашения, защищала школу в спорах и судах. Трудно представить, чтобы у какой-нибудь коммерческой организации были в работе сотни, а иногда и тысячи договоров, и их никто не сопровождал!
Не родительские комитеты должны вершить правовые действия, а профессионалы на ставке в учреждении. Что же касается участия родителей в управлении школой, то есть успешная практика школьных управляющих советов.
Елена КОЛОМОЕЦ, директор школы №2, Большой Камень, Приморский край:
– Закон «Об образовании в РФ» готовили настоящие специалисты, и там все четко и подробно расписано. Если родителям дать право на вето, то мы вернемся к термину «образовательная услуга». Если родители будут решать все вопросы, то должностная инструкция директора потеряет смысл. Я думаю, что таким образом будет обесценен административно-управленческий персонал. Большинство родителей и так уверены, что имеют право вмешиваться в образовательный процесс, выбирая педагогов, обсуждая их личную жизнь и методику преподавания. И не зря многие руководители установили у себя в кабинетах камеры видеонаблюдения – приходится защищать себя подобным образом.
Вера САВОЧКИНА, директор Токмовской школы, Ковылкинский район, Республика Мордовия:
– Отношусь к этой инициативе крайне отрицательно. К великому сожалению, с сегодняшними родителями работать в сто крат сложнее, нежели с детьми. В селе в каждой семье сейчас один или максимум двое детей. Каждый родитель считает, что его чадо лучше всех, детям позволено все или почти все. В настоящее время к нам в Токмово переехали семьи из Подмосковья, из райцентра и других населенных пунктов, и родители высказывают нам различные пожелания. Кто-то против занятий «Разговоры о важном». Кто-то против вступления детей в организацию «Движение первых». Кто-то против участия учеников в субботниках, в дежурстве по классу. А уж питание – это вообще особый разговор. Советчики находятся постоянно, и все вразнобой. Дети у нас в столовой получают двухразовое горячее питание, а на полдник круглый год фрукты, кондитерскую выпечку. Никогда ранее такого изобилия в школьной столовой не было. Ребята довольны.
Всегда считала, что главные герои в школе – дети, а мы, учителя, – их друзья и союзники, и все школьные проблемы мы решаем успешно. Родителей приглашаем на все школьные праздники порадоваться успехам своих детей. Благо в нашей школе никто из детей за последние тридцать лет не стоял и не стоит на учете по делам несовершеннолетних. Мы гордимся нашими выпускниками.
Наталья УСОВА, учитель года Карелии-2022, учитель русского языка и литературы, Доброград, Владимирская область:
– Родители – партнеры школы, участники образовательного процесса. Ни разу еще не была свидетельницей случая, когда мнение родителя или законного представителя ребенка не было услышано, зафиксировано и учтено. А вот отсутствие желания участвовать в жизни школы, класса у семьи я встречаю часто. Я думаю, важно оттачивать взаимодействие, развивать дружественную основу всех коммуникаций в отношениях между семьей и школой. Сегодня в управленческих командах образовательных учреждений есть советы родителей, их слышат, их позиции принимают. Важно вовлекать в процесс воспитания и обучения семью, и я бы с удовольствием услышала предложения именно такого порядка – как создать баланс, в котором не «мне школа должна», а «я, родитель, могу предложить…». Быть или не быть вето, решать не государству, а локальному акту школы, принятому всеми участниками содружества.
Ольга ПЕРШИНА, учитель математики, Воронеж:
– Я к подобной инициативе отношусь отрицательно, потому что боюсь обратного эффекта. Это может привести к полной анархии, когда школьная администрация не сможет ни одного решения принять без одобрения родителей.
На самом деле у родительских комитетов и сегодня есть право проверять качество школьного питания, вносить предложения при составлении меню. А если говорить об увольнении учителей, то и в этом случае родители всегда могут высказать свое мнение, обратиться к директору, попросить не увольнять. Нормальный директор обязательно прислушается, потому что сегодня такие родители – только попробуй не прислушаться, везде напишут, всех на ноги подымут! А право вето, на мой взгляд, будет только дополнительно дестабилизировать ситуацию.
Наталья С., мама школьника, Великий Новгород:
– Родительские комитеты уже сейчас являются силой, не всегда со знаком «плюс». Часто их представители занимаются поборами, заставляя родителей учеников сдавать деньги на нужды школы и класса, поскольку классные руководители этого официально делать не могут. В нашей школе, например, председатели родительских комитетов подходят к ребенку, напоминают при всем классе, что тот не сдал деньги на ремонт, приобретение канцтоваров, на новые занавески в кабинет, заставляя должников чувствовать себя нищими.
Когда в нашей параллели проходил танцевальный конкурс, первые места на нем заняли дети представителей родительских комитетов, и одноклассники понимали, что это было несправедливо, так как танцевали «победители» хуже всех.
Официально дать таким родителям возможность влиять на решения школьной администрации было бы, как мне кажется, большой ошибкой. Эти люди выражают отнюдь не мнение большинства. Демократии в школьной родительской среде нет, потому что, если ты будешь что-то или кого-то критиковать, это напрямую отразится на отношении учителей и других учеников к твоему ребенку. Как быть в этой ситуации, я не знаю. Но, думаю, нечто подобное творится во многих школах.
Комментарии