Дело
N2-4025/2002
Решение
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.К. при секретаре Синяковой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 2 декабря 2002 г. дело по иску Калужской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ в интересах Вандышевой Нины Николаевны, Пыровой Аллы Александровны и Никитиной Татьяны Александровны к Управлению образования г. Калуги об отмене приказа начальника Управления образования N04/01-02 от 3.01.2002 г., установил:
Калужская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ обратилась в суд в интересах Вандышевой Н.Н., Пыровой А.А. и Никитиной Т.А. к Управлению образования г. Калуги об отмене приказа начальника Управления образования N04/01-02 от 3.01.2002 г., указав, что приказом N04/01-02 от 3.01.2002 г. “О приведении в соответствие с нормативными документами штатных расписаний МДОУ, МОУ “Начальная школа – детский сад” г. Калуги” из штатных расписаний муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) и муниципальных образовательных учреждений (МОУ) с 15.03.2002 г. исключены должности старшей медицинской сестры и вместо нее введены должности медицинской сестры, что повлекло ущемление социальных прав целой категории медицинских работников: понижен статус медицинского работника, понижены разряды Единой тарифной сетки и как результат – понижена гарантированная зарплата; так, приказом N10 от 15.03.2002 г. медицинской сестре Никитиной Т.А., ранее занимавшей должность старшей медицинской сестры, с 1.03.2002 г. был понижен разряд с 11-го до 9-й; аналогичное понижение разряда в связи с изданием вышеуказанного приказа произошло у медицинской сестры МДОУ N49 Пыровой А.А., ранее работавшей старшей медицинской сестрой, понижен разряд с 11-го до 9-й медицинской сестре МДОУ N41 Вандышевой Н.Н.; снятие разрядов произведено у всех других медработников МДОУ и МОУ; кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый приказ незаконен, так как необоснованна ссылка в данном приказе на п.5 приказа Министерства здравоохранения РФ N371 от 16.10.2001 г., поскольку “медицинские работники” образовательных учреждений не относятся к работникам здравоохранения и никакими льготами по линии здравоохранения не пользуются, между тем приказом Министерства просвещения СССР от 30.05.79 г. N103 должности старших медицинских сестер не были исключены; и, кроме того, начальник Управления образования г. Калуги не является работодателем по отношению к работникам МДОУ и МОУ.
В судебном заседании представитель Калужской областной профсоюзной организации по доверенности N21 от 14.11.2002 г. Бутко А.В. иск поддержала.
Истицы Вандышева Н.Н., Пырова А.А. и Никитина Т.А. в судебном заседании также поддержали предъявленные в их интересах исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности N64/01-08 от 18.01.2002 г. Малинина М.В. иск не признала.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика финансового управления г. Калуги по доверенности N01-6 от 21.11.2002 г. Стовбун Ф.В. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Управления здравоохранения г. Калуги, будучи извещенным судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика городской управы г. Калуги, будучи извещенным судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом N04/01-02 от 3.01.2002 г. начальника Управления образования г. Калуги “О приведении в соответствие с нормативными документами штатных расписаний МДОУ, МОУ “Начальная школа – детский сад” г. Калуги”, изданным на основании п.5 приказа Министерства здравоохранения РФ N371 от 16.10.2001 г., согласно которому дошкольные образовательные учреждения должны обслуживаться медицинскими сестрами и, следовательно, в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения должна быть предусмотрена должность медсестры, а не старшей медицинской сестры, в штатных расписаниях МДОУ и МОУ “Начальная школа – детский сад” сокращены должности старшей медицинской сестры и вместо них с 15.03.2002 г. введена должность медицинской сестры, а руководителям МДОУ и МОУ было указано на необходимость в срок до 15.01.2002 г. привести в соответствие штатные расписания учреждений и в срок до 15.03.2002 г. предупредить старших медсестер о предстоящем сокращении.
Во исполнение данного приказа начальника Управления образования г. Калуги и в соответствии с ним из штатных расписаний МДОУ и МОУ г. Калуги были исключены должности старших медицинских сестер и введены должности медицинских сестер. Так, согласно приказу N1 от 14.01.2002 г. по МДОУ N49 “Белочка” из штатного расписания МДОУ была исключена должность старшей медицинской сестры (9-й разряд) и установлена должность медицинской сестры с оплатой труда по ЕТС по 7-му разряду и произведена оплата медицинской сестре Пыровой А.А. по
7-му разряду ЕТС; приказом по МДОУ N50 “Аленушка” от 15.03.2002 г. N10 (К) Никитина Т.А., старшая медицинская сестра, была переведена на должность медсестры с оплатой по 9-му разряду ЕТС; согласно приказу N37 от 15.03.2002 г. по МДОУ N412 “Ивушка” Вандышева Н.Н. с 15.03.2002 г. была переведена с должности старшей медицинской сестры на должность медицинской сестры с оплатой по 9-му разряду ЕТС.
Согласно Закону РФ N3266-1 “Об образовании” к принципам государственной политики в области образования относятся гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека (п.1 ст.2); социальные гарантии реализации прав граждан на образование включают в себя обеспечение государством создания механизма социальной защиты детей и подростков, разработку и осуществление целевых программ по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей (п.22 ст. 50 Закона РФ), а также установление для образовательного учреждения обязанности создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников (п.1 ст. 51), и на образовательное учреждение возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п.п.3 п.3 ст. 32).
Кроме того, как следует из положений, содержащихся в п.4 ст.51 Закона РФ “Об образовании”, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивается органами здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Между тем в судебном заседании достоверно установлено, что обслуживание воспитанников дошкольных учреждений г. Калуги органами здравоохранения не обеспечивается, в штатах дошкольных учреждений сохранены должности среднего медицинского персонала. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела и не оспаривались в судебном заседании.
Как следует из содержания приказа Министерства здравоохранения РФ N371 от 16.10.2001 г. “О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч”, послужившего основанием для издания оспариваемого приказа, были утверждены штатные нормативы медицинского и педагогического персонала, согласно которым должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в учреждениях дошкольного, начального общего образования предусмотрена 1 должность на 100 детей детских садов, за исключением указанных учреждений, в штате которых сохранены должности медицинского персонала (п.5).
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что поскольку в штатах дошкольных образовательных учреждений г. Калуги были сохранены должности среднего медицинского персонала, то соответственно при утверждении штатов для данных дошкольных учреждений не могут учитываться штатные нормативы медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений), утвержденные приказом Министерства здравоохранения N371 от 16.01.2001 г., так как данным приказом при установлении штатных нормативов было сделано исключение для учреждений, в штате которых сохранены должности среднего медицинского персонала, в силу чего установленные приказом N371 от 15.01.2002 г. штатные нормативы не могут распространяться на дошкольные образовательные учреждения, в штате которых сохранены должности среднего медперсонала, к которым относятся и дошкольные учреждения г. Калуги, в связи с чем указанный приказ Министерства здравоохранения РФ не мог служить основанием для определения штатных нормативов в дошкольных образовательных учреждениях г. Калуги.
Более того, в соответствии с “Номенклатурой учреждений здравоохранения”, утвержденной приказом Минздрава России от 3.11.99 г. N395, дошкольные образовательные учреждения и образовательные учреждения не относятся к учреждениям здравоохранения.
Между тем Типовыми штатами дошкольных образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства просвещения СССР от 31.07.91 г. N103, была предусмотрена должность старшей медицинской сестры, которая устанавливалась в зависимости от количества детей и групп в учреждении; и постольку поскольку данный приказ Министерства просвещения не признан в установленном законом порядке утратившим силу, то отсутствуют основания для его неприменения. Более того, в нормативных правовых актах имеется упоминание на должность старшей медицинской сестры с указанием ее прав и обязанностей, так, постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 27.05. 2002 г. N126 “Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью дошкольных образовательных учреждений установлено, что разработку справок о заболеваниях детей ежемесячно производит старшая медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения; из Методических рекомендаций “Контроль за организацией питания для детей в детских дошкольных учреждениях”, утвержденных Минздравом СССР от 13.03.87 г. NN4265-87, 11-4/6-33, следует, что на старшую медицинскую сестру возложены обязанности по осуществлению постоянного контроля за правильной постановкой питания детей, а Министерство общего и профессионального образования РФ своим письмом N20-53-1053/20-4 от 3.04.98 г. дает разъяснение о продолжительности предоставляемых отпусков старшим медицинским сестрам в образовательных учреждениях общего вида.
При этом судом не могут быть приняты во внимание ссылки представителя ответчика на распоряжение городского главы
г. Калуги N1196-р от 19.05.95 г., поскольку согласно данному распоряжению городского главы, изданному в соответствии с приказом Минздрава СССР от 11.10.82 г. N999, утвердившим штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, в штатные расписания детских дошкольных учреждений для более четкой и согласованной работы по охране жизни и здоровья детей были введены должности медицинских работников, однако указанные штатные нормативы, как следует из приказа Минздрава СССР от 11.10.82 г. N999, также не распространялись на учреждения (детские сады и школы), в которых в порядке исключения сохранены должности среднего медицинского персонала (п.1.2.14).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что, после того как истицы были переведены с должностей старшей медицинской сестры в связи с сокращением данной должности, которое было произведено администрациями соответствующих МДОУ и МОУ во исполнение оспариваемого приказа, изданного ответчиком, объем должностных обязанностей истиц, которые ими ранее выполнялись по должности старшей медицинской сестры, сохранился, между тем оплата им производится соответственно по должности медицинской сестры и по разрядам, установленным по данной должности. Данные обстоятельства также не оспаривались в судебном заседании и подтверждаются объяснениями сторон, а также должностными инструкциями по должностям старшей медицинской сестры с 29.08.2001 г. и медицинской сестры с 16.03.2002 г. МДОУ N41 г. Калуги, согласно которым в должностные обязанности старшей медицинской сестры, а с 16.03.2002 г. в должностные обязанности медицинской сестры входил и входит контроль за санитарным состоянием помещений и участков детского дошкольного учреждения, осуществление постоянного контроля за качеством продуктов, контроль за работой прививочной сестры, младших воспитателей, работников пищеблока, подсобных рабочих, за своевременным прохождением всеми сотрудниками МДОУ медицинского осмотра, ведение установленной медицинской документации.
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников здравоохранения РФ, согласованным постановлением Минтруда РФ от 27.08.97 г. N43, установление должностного наименования “старший” возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных занимаемой должностью, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Медицинские работники, занимающие должности старших фельдшеров, акушерок, медицинских сестер и т.д., тарифицируются на один разряд выше по отношению к разряду, установленному по соответствующей должности в настоящих Тарифно-квалификационных характеристиках (п.8); при этом что касается установления разрядов для медсестер, для которых возможно установление с 6-го по 11-й разряд, то при установлении им соответствующего разряда учитывается имеющаяся у работника квалификационная категория. Как следует из содержания Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.99 г. N377, установлен диапазон разрядов для работников, занимающих должности старших медицинских сестер, с 9-го по 12-й, при этом также учитывается при установлении разряда наличие квалификационной категории (п.3.2.6).
В силу ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признано обеспечение права работников на справедливые условия труда и на выплату справедливой заработной платы. Согласно ст.132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что издание ответчиком оспариваемого приказа повлекло за собой нарушение прав истиц на справедливую заработную плату, поскольку за выполнение ими того же объема работ по должности старшей медицинской сестры после их перевода на должность медицинской сестры им была установлена заработная плата соответственно по должности медицинской сестры, что противоречит вышеприведенным нормативно-правовым положениям.
Кроме того, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (п.1 ст. 32 Закона РФ “Об образовании”); к компетенции образовательного учреждения отнесено также создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (п. п.19 п.2 ст.32 этого же закона); положениями п. п.3 п. 3 ст.32 Закона РФ “Об образовании” на образовательное учреждение возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Исследовав установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и считает необходимым отменить приказ N04/01-02 от 3.01.2002 г. начальника Управления образования г. Калуги “О приведении в соответствие с нормативными документами штатных расписаний МДОУ, МОУ “Начальная школа – детский сад” г. Калуги”, поскольку установлено, что данный приказ не соответствует вышеприведенным правовым, в том числе конституционным, нормам и нарушает права и охраняемые законом интересы как работников, так и воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Калуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
Исковые требования Калужской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ в интересах Вандышевой Нины Николаевны, Пыровой Аллы Александровны и Никитиной Татьяны Александровны удовлетворить.
Приказ N04/01-02 от 3.01.2002 г. начальника Управления образования г. Калуги “О приведении в соответствие с нормативными документами штатных расписаний МДОУ, МОУ “Начальная школа – детский сад” г. Калуги” отменить.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Калужский областной суд в течение 10 дней через Калужский райсуд.
Председательствующий:
Копия верна.
Судья Калужского районного суда
Калужской области
Н.К.КАЗАНЦЕВА
Комментарии