ледует заметить, что в последние десятилетия учеными-дидактами проделана большая работа в области проблемного, индивидуального, программированного обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Реализовать же на практике эти достижения дидактики часто не удавалось, ибо стандартные школьные учебники как раз были написаны без опоры на них, задолго до возникновения этих новаций.
Ряд исследователей по методике математики (и не только математики) ориентировали учителя обучать учащихся в классе на трех уровнях сложности, где каждый уровень доступен определенной группе учащихся. Этот факт заслуживает самого серьезного внимания. Однако для реализации этой идеи не было ни учебников, ни учебных пособий, ни дидактических материалов.
Для реализации идей предлагаемой дидактической системы, в основе которой лежат принципы педагогики сотрудничества, технология обучения укрупненными дидактическими единицами, направленные на развитие познавательной и творческой деятельности учащихся, нужны специально подготовленные учебники, учебные пособия, задачники, дидактические материалы. Такие пособия нами были разработаны, подготовлены и изданы, учителя школ Республики Татарстан, многих республик и областей Российской Федерации и Казахстана, в ряде школ за рубежом (Монголия, Болгария) более 20 лет используют их в своей практике.
Школа n 6 г.Бугульмы – одна из немногих школ страны, где учащиеся изучают математику по учебникам, автором которых является их учитель и в подготовке которых они сами принимали участие.
В 1992 году Татарское книжное издательство выпустило в свет большим тиражом учебное пособие “Алгебра и начала анализа – x-xi кл.” (обьемом 24,5 п.л.). По структуре своей он существенно отличается от ныне действующих стабильных учебников по математике. На всесоюзном конкурсе (1989 г.) жюри конкурса отнесло его к разряду оригинальных и ценных.
Структура учебника определялась тем, что слишком неодинаковый уровень подготовленности учащихся в различных классах, очень различны уровни подготовленности учителей и опыт их работы, а именно они в первую очередь и определяют требования учителя к учебнику.
Учитывая это, структура учебника носит:
1. Вариативный характер. Кроме глав, тем и параграфов, подлежащих обязательному изучению всеми учащимися всех типов школ, гимназий и лицеев, училищ, учебник содержит ряд дополнительных глав, тем и параграфов. Весь “Дополнительный материал” не есть дополнение тем и глав, которые не вошли в школьную программу, а это материал, который позволяет шире и глубже изучить вопросы тем, содержащихся в школьных программах по математике. “Дополнительный материал” изучается учителем, если это позволяет сделать уровень подготовленности учащихся в классе. Сколько тем из “Дополнительного материала” возьмет для изучения учитель? Столько, на сколько это позволяет сделать уровень подготовленности учащихся по предмету. В экспериментальных классах учителя брали дополнительно для изучения 1-8 тем. Если учитель взял 1-2 темы, а остальное опустил, то тот материал, который изучен, он до конца обучения в школе будет использоваться в работе с учащимися, тот материал, который не изучался, он нигде не понадобится. Учебник построен так: сколько дополнительных глав изучено, весь этот материал используется в работе с учащимися, то, что будет пропущено, в работе не понадобится. Такой вариативный подход в использовании учебника создает благоприятные условия для развития познавательной и творческой деятельности, ибо полностью исключает всякие перегрузки, связанные с изучением математики по стабильным учебникам.
Такая структура учебника наилучшим образом способствует использованию данного учебника в классах коррекции, которые на практике формируются в зависимости от уровня подготовленности учащихся и развития их темпа продвижения вперед при изучении нового материала.
2. Материал каждой главы, каждого параграфа начинается с актуализации прежних и нужных знаний. Это снимает проблему иметь учебники математики за предыдущие годы обучения в условиях бесплатного обеспечения учащихся учебниками. Наличие актуализации ранее изученного материала позволяет и начинающему учителю продуманно подготовиться к предстоящему уроку. Пользуясь таким учебником, учащиеся понимают изложение материала новых тем и проявляют интерес к изучению математики.
3. В учебнике особо выделена система упражнений для решения в классе, для решения дома, повышенной трудности, для систематизированного повторения и для самостоятельных работ.
Набор упражнений представляет собой дидактическую систему, задачи все взаимосвязаны, и решение их носит обучающий характер. В каждой системе содержится достаточное количество упражнений, в зависимости от уровня подготовленности учащихся по предмету и темпа продвижения вперед. При изучении материала учитель решает, сколько упражнений достаточно решить в данном классе. В каждом разделе упражнений оставлено место для творческой деятельности учащихся. После изучения темы предлагается выполнить 1-3 самостоятельные работы, состоящие из двух вариантов, построенных по методике педагогики сотрудничества или носящих программированный характер. Упражнения для повторения разнообразны, они позволяют систематизировать знания. Эти упражнения позволяют осуществить: 1) повторение с целью пропедевтики; 2) актуализации знаний; 3) обзорное повторение; 4) системное повторение; 5) повторение сквозных вопросов в курсе математики. При этом повторение включает не только решение упражнений и задач, но и теоретический материал и повторение методов решения. Значительное место в учебнике уделено повторению материала в начале учебного года. Упражнения, для решения которых необходимо использовать “Дополнительный материал”, содержатся в разделах “Задачи повышенной трудности”.
4. Учебник сначала вооружает учащихся универсальными математическими методами, а затем ориентирует на изучение новых тем.
5. Учебник характеризуется достаточно высоким научным уровнем и доступностью для учащихся с различным уровнем развития.
6. Весь сложный для усвоения учащимися материал дается поэтапно, а затем обьединяется в единый блок. Учебник должен быть интересным, понятным и доступным каждому ученику: и тому, кому математика дается с трудом, и тому, кто в ней преуспевает.
7. Изложение всего курса дается с опорой на сквозные вопросы в математике.
8. В учебнике содержится достаточное количество дидактического материала, что освобождает учителя от поиска и использования других задачников или учебных материалов.
9. Главным свойством учебника является его полифункциональность – направленность на реализацию идей рассматриваемой системы в практике школы по изучению математики.
10. Учебник предназначен для практической реализации всех основных компонентов предлагаемой методической системы, все этапы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
11. Содержание учебного материала и структура изложения его позволяют избежать рецептурности и бездоказательности в выводах. В основе всех выводов лежат строгая логика и научная обоснованность.
12. Заключительный раздел. “Повторение” содержит набор упражнений, ориентированных на решение с целью подготовки учащихся к выпускным экзаменам.
13. Предложенный набор упражнений и задач ориентирован на использование сквозных вопросов математики и применение универсальных математических методов.
14. Содержание упражнений, математических задач взаимосвязано и носит обучающий характер. Применение универсальных математических методов при решении этих упражнений позволяет вооружить учащихся систематизированными знаниями.
15. Подбор упражнений для проверочных и самостоятельных работ позволяет учителю иметь представление об обязательных результатах обучения и определить пути их достижения.
16. Содержание учебника и структура его ориентированы на использование достижений дидактики – применение методов информатики к решению нешаблонных задач, программированного и проблемного обучений.
В 1972 году издательство “Просвещение” выпустило в свет книгу “Алгебра и элементарные функции – ix-x кл.” (обьемом 6 п.л.). Это один из первых сборников программированного обучения. При конструировании учебных программ мы использовали метод противопоставлений и обратной связи. Выполнение заданий по предложенной методике позволяет учащимся в 4-5 раз больше упражнений выполнить против общепринятых норм, установить внешние и внутренние взаимосвязи между компонентами. Все это способствует практическому решению проблемы укрупнения дидактической единицы усвоения знаний, наличие такого задачника позволяет учителю на практике организовать учебные занятия по методике педагогики сотрудничества.
Таким образом, средствами программированного обучения удается реализовать метод противопоставлений не только в тексте учебного пособия, но и методах обучения математике.
В 1984 году Таткнигоиздат выпустил книгу “Математика дэреслэрендэ укучыларнын ижди активнлыгын устеру” (“Развитие творческой активности учащихся на уроках математики”) на татарском языке. В книге изложены основные пути поиска организации и совершенствования новых форм процесса обучения, экспериментальная работа по созданию дидактических материалов, способствующих развитию познавательной и творческой деятельности учащихся, а также опыт работы учителя по изучению структур мышления учащихся и типах мыслительной деятельности учащихся. В ходе исследования автору приходилось выступать не только в стадии теоретических и экспериментальных исследований в области дидактики и методики математики, но и в стадии внедрения своих идей в практику школ.
На организованном нами постоянно действующем семинаре “Реализация возможностей педагогики сотрудничества” за 5 лет его работы (1989-1994 гг.) в средней школе на уроках диссертанта побывало более 1700 учителей и руководителей органов образования из Татарстана, России и Казахстана.
Результаты эксперимента и многолетние наблюдения говорят о необходимости организации учебного процесса по методике педагогики сотрудничества с использованием программированных заданий и технологии обучения укрупненными дидактическими единицами на материале познавательных задач, о целесообразности введения особой формы организации учебного процесса, позволяющей эффективно осуществлять педагогическое руководство познавательной и творческой деятельностью учащихся.
Анатолий ЕФРЕМОВ, учитель математики средней школы n 6 г.Бугульмы, учитель-исследователь, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Калмыкия, академик Академии творческой педагогики
КВН проводится как заключительное или общешкольное мероприятие НЕДЕЛИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Программа КВН для 5-го класса обычно состоит из большого количества конкурсных заданий, но все они относительно легкие, так как используется ранее изученный материал (например, алфавит, счет и т.д.). Но при этом должны присутствовать элементы новизны и разнообразные виды заданий.
Весь раздаточный материал, необходимый для конкурсов, заранее красочно оформляется.
Все конкурсы ведущий должен проводить в быстром темпе, с элементами юмора, осуществляя плавный переход от одного этапа к другому.
Приветствия команд готовятся заранее и не должны быть очень длинными, но включать в себя, как правило, обращение к соперникам, жюри, болельщикам. В то же время команда должна раскрыть немного и себя. Приветствие строится обычно в остроумной, шутливой форме. За этот короткий отрезок времени ребята должны представить свою команду четко, ясно, используя мимику и жесты.
Учитывая то, что пятиклассникам трудно проводить весь конкурс на английском языке, мы частично проводим его и на русском. Перед открытием КВН жюри подводит итоги конкурса газет и выставки творческих работ учащихся.
ПРОГРАММА КВН
1. Приветствие команд.
2. Разминка участников.
3. Конкурс капитанов.
4. Конкурс на лучший перевод.
5. “Кто быстрее?” (счет до 20).
6. “Сколько лет этому человеку?”
7. Игра “Кто лучше знает алфавит?”
8. Конкурс мультипликаторов.
9. Кто самый ловкий?
10. Конкурс поделок из тыквы.
11. Художественная самодеятельность.
12. Инсценировка.
Каждый конкурс можно оценивать по пятибалльной системе. Необходимо учитывать правильность и быстроту выполнения заданий. По усмотрению жюри эмблему, форму можно также учитывать отдельно. Помимо маленьких эмблем команды готовят одну большую, которую капитаны команд представляют жюри во время приветствия.
Ведущий открывает КВН.
1. Приветствие команд (оно проводится по жеребьевке).
2. Разминка (в форме “Знакомства”).
what is your name? how old are you?
where do you live? have you a father?
have you a mother? what is her name? и т.д.
Каждый представитель принимает участие в разговоре. Дается общая оценка всей команде.
3. Конкурс капитанов.
Ведущий: А теперь серьезное испытание нашим капитанам. Перед вами незнакомый текст, написанный на доске. Мы читаем его несколько раз, при этом каждый раз я буду стирать одно или два слова. В конце концов вам необходимо будет воспроизвести весь текст без опоры, по памяти.
this is a table. the table is big. the table is brown. there is a book on the table. this is an english book.
4. Конкурс на лучший синхронный перевод.
Ведущий: Кто знает, ребята, может, в будущем кто-либо из вас станет переводчиком. А готовиться к этому надо уже сейчас. Давайте попробуем, что у нас получится. (Приглашаю “переводчиков” от каждой команды). Представьте себе, что в зале никто не знает английского языка. Я произношу текст, каждый участник вслед за мной должен передать его содержание на русском языке. (Тексты для каждой команды разные).
А
this is dick.
dick is an english boy. he is nine. dick is in the street.
А
Это Дик.
Дик – английский мальчик.
Ему 9 лет.
Дик – на улице.
В
this is bess.
bess is an english girl. she is three. bess is at home.
В
Это Бесс.
Бесс – английская девочка.
Ей три года.
Бесс – дома.
5. “Кто быстрее?”
Приглашаю одного участника от каждой команды, умеющего хорошо считать.
Ведущий: Перед вами таблица с числами (до 20), написанными вразброс. Вы должны последовательно называть числа, показывая их. Для каждой команды – отдельная таблица. Жюри засекает время.
11 17 8 18 3
1 13 2 16 12
7 15 10 20 6
19 5 9 14 4
6. “Сколько лет этому человеку?”
Ведущий: Раз мы повторили счет, теперь самое время провести следующий конкурс. Обе команды получают одновременно рисунок “математического человека”. Вы должны узнать, сколько ему лет. А это вы сможете сделать, сложив все числа, изображенные на рисунке. Команда, заканчивая свою работу, подписывает общее число под рисунком и сдает жюри. (Рисунок “математического человека” прилагается).
7. Игра “Кто лучше знает алфавит?”
Ведущий: А сейчас все участники КВН становятся в круг. У меня в руках цветок. Я называю первую букву алфавита “a” и передаю цветок одному из участников. Тот в свою очередь называет следующую букву алфавита “b” и возвращает мне цветок и т.д. по кругу. (Игра проводится в быстром темпе до окончания алфавита).
Тот, кто ошибся или долго раздумывал, выбывает из игры и затем сдает фант. В конце проводится разыгрывание фантов.
8. Конкурс мультипликаторов.
Ведущий: Ребята, вы любите мультфильмы? А вы знаете, что для составления одного мультфильма требуются сотни и тысячи рисунков? Давайте попробуем стать хорошими мультипликаторами. (Представителю от каждой команды предлагаю по четыре картинки). Представьте себе, что это кадры из будущего нашего мультфильма. У каждого участника – разные серии картинок. Вы внимательно слушаете меня и расставляете “кадры” последовательно согласно моему рассказу.
9. Конкурс “Кто самый ловкий?”
Ведущий: А сейчас я приглашаю вас принять участие в бегах с оладьями – “pan-cake races”. Этот старинный английский обычай зародился в Оксфорде. Заключается он в следующем: домохозяйки, которые и были участницами этого необычного соревнования, должны были пробежать определенное расстояние со сковородкой в руках, три раза подбросив при этом блин вверх. Побеждала та, которая сделала это быстрее всех, ни разу не уронив блин. Приглашаю самых ловких от каждой команды проделать то же самое.
10. Конкурс на лучший фонарик из тыквы.
Ведущий: 31 октября во всех англоговорящих странах празднуется halloue’en – канун дня всех святых. В этот день обычно делаются фонарики из тыквы, которые, по преданию, прогоняют злых духов и ведьм. Прошу команды представить в жюри свои тыквенные фонарики.
11. Конкурс художественной самодеятельности.
Ведущий: Я думаю, что этот конкурс пройдет успешно, так как вы знаете много песен, стихов, рифмовок на английском языке. Умеете так же хорошо танцевать и петь. Капитаны обеих команд, возьмите, пожалуйста, разноцветные шары и иголочки. Задание найдете в лопнувшем шаре.
12. Инсценировка.
В завершение КВН дети инсценируют одну из сказок, например “Репку”, “Красную Шапочку”, “Колобок”, “Теремок”.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Людмила МИЛОВАНОВА
учитель английского языка частной интегрированной школы, ст.преподаватель кафедры РГЯ Волгоградского педагогического университета
Комментарии