search
main
0

Право на право

На конкурсе “Учитель года России-2001” Николай Гоголев давал урок истории. Говорили о политической смуте, царившей в России сто лет назад, в начале ХХ века, о тогдашнем парламенте, кадетах и эсерах. В призовую “пятнашку” он не попал: конкурс – это ведь как вступительный экзамен в престижный университет – восемь человек на место. Своеобразная лотерея: повезет – не повезет. Впрочем, кто знает, как сложилась бы судьба Гоголева, выбери он “полем битвы” номинацию “Историческое образование
N 2″, где за “место под солнцем” сражались преподаватели обществознания, экономики, граждановедения и права. Ведь с правом у Николая Васильевича свои, особые отношения.

Досье

Николай Васильевич Гоголев.
Родился в 1973 году.
Окончил исторический факультет Калужского государственного педагогического университета им. К. Циолковского.
Учитель истории и права Поповской средней школы N19 Алексинского района Тульской области.
В данный момент работает над диссертацией на тему “Дидактические условия преобразования процесса обучения в источник разнообразного реального жизненного опыта учащихся”.
Народный заседатель Алексинского районного суда.
“Человек года города Алексина-2000”.
“Учитель года Тульской области-2001”.

За те шесть лет, что Гоголев посвящает школьников во все хитрости и тонкости права, он сам разобрался в этом непростом предмете настолько, что даже составил собственную авторскую программу. Мало того – программа утверждена на кафедре социально-педагогических проблем образования Тульского института повышения квалификации учителей. Это успех теоретический. Впрочем, есть и практический: ученики Николая Васильевича – тринадцатикратные победители областных олимпиад по праву и постоянные участники всероссийских состязаний. Многие выпускники, сдав на “пятерки” правоведение и обществознание, блестяще учатся в юридической академии и на юридическом отделении Тульского государственного университета. Согласитесь, неплохой результат для школы, не хвастающейся специализированными, “элитными” титулами.

– Школа – не вуз. А право – это не арифметика или чтение, а предмет, не предусмотренный для изучения в обязательном порядке. Как самым безболезненным способом внести его в расписание?
– Ну, во-первых, я искренне убежден в том, что уроки правоведения могут и должны быть в расписании каждой школы. Откуда им взяться? В базисном учебном плане есть предмет граждановедение. Но что такое граждановедение? Само понятие слишком обширно, а где-то и размыто: тут и философия, и политология, и социология, и правоведение. При этом изданы десятки пособий, старающихся разъяснить учителю его цели и задачи: затроньте этот вопрос, непременно остановитесь на том и про третье тоже ни в коем случае не позабудьте. Я прекрасно понимаю идею авторов, которым хочется донести до ребят как можно больше. Но один урок в неделю, а именно столько отводится на граждановедение, – это распыление, пустая трата времени.
Граждановедение нельзя преподавать “вообще”, обо всем понемножку, а в результате – ни о чем. Важно понять, на что опираться, на что делать акцент, из чего соорудить стержень.
Вот я и выбрал для изучения в девятом классе правоведение, один из разделов граждановедения. А обо всем остальном – о политологии и социологии – можно поговорить и позже, в 10 и 11-м классах.
Все-таки мне повезло. Ведь практически во всех прочих дисциплинах что происходит? Учителю приходится призывать на помощь весь свой блеск, артистизм и мастерство, чтобы объяснить ребятам всю значимость своего предмета. Каким волшебником нужно быть преподавателю математики, чтобы доказать ребенку жизненную значимость теорем, логарифмов, функций и производных. А с правом все ясно без лишних слов. Оно объективно полезно. Это – реальная жизнь.
Одно плохо: так как мы не можем выйти за рамки базисного учебного плана, то количество часов, выделяемое на право, – минимально. Больше одного урока в неделю не получается, как бы ни хотелось.
Понятно, что весь громадный объем права охватить за эти часы-крохи абсолютно невозможно, поэтому содержание приходится тщательно отбирать, оставляя лишь то, что ребятам действительно необходимо знать. Если это уголовная отрасль, то в первую очередь мы, конечно же, изучаем уголовную ответственность несовершеннолетних. Если это КЗоТ, то рассматриваем вопросы, связанные с рабочим временем подростков. Много говорим о льготах, на которые может претендовать молодежь, о правах потребителя.

– Полезно и интересно – это не всегда одно и то же…
– Мы проводили достаточно серьезное социологическое исследование, и знаете, что оно показало? Правоведение, по мнению ребят, является для них одним из самых главных и важных предметов. Что там история или обществознание – они остались далеко позади.
Право безумно привлекает их еще и тем, что здесь одной теорией не обойдешься, эти знания требуют практического применения. Поэтому ребята не просто “просиживают штаны” за партой, но постоянно “гостят” на всевозможных судебных заседаниях, ходят на экскурсии в правоохранительные органы – прокуратуру, районный отдел управления внутренних дел, налоговую инспекцию, встречаются с юристами, активно участвуют в работе совета школы.
Девятиклассников, которые в силу своего возраста, еще “воюют” с окружающим миром и полны каких-то авантюрно-литературных представлений о жизни, больше всего привлекает уголовное право. В 10-м классе мы продолжаем говорить о праве, но тут подростковый романтизм уже уступает место прагматизму. Эти ребята хотят научиться отстаивать свои права в суде, их волнуют права потребителей, все, что касается оформления наследства.
По инициативе ребят у нас возник клуб правоведения во главе с президентом, которого они сами и избирают. Есть там свое казначейство, руководители политических программ, ответственный за связи с общественностью. Написан серьезный устав, в котором оговариваются права и обязанности всех его членов. Положим, казначей. Он заведует клубной кассой, членскими взносами, составляет финансовые сметы, выделяет деньги на текущие расходы – печенье и заварку. Кстати, смета (чем она хуже госбюджета?) должна быть утверждена Советом клуба – нашей высшей законодательной властью.
Я – почетный президент, почетными же президентами становятся и те наши выпускники, что поступают в юридические вузы.
Членом нашей компании может стать каждый, кто хочет заниматься правом не только в классе, но и за его пределами. Мы собираемся, пьем чай и обсуждаем самые разные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются ребята. При этом стараемся не ограничивать себя исключительно юридическими вопросами. Как-то само собой получилось, что мы решили заняться сбором историко-краеведческого материала. Началось все с биографий знаменитых юристов, затем перешли к знаменитым людям района, неожиданно накопился материал на целую книгу о героях района, погибших в годы Великой Отечественной войны.

– Победы на олимпиадах и пятерки на вступительных экзаменах – это здорово. Но ведь не все ребята мечтают о юридической карьере…
– Но знать и уметь постоять за себя мечтает каждый. И вот вам яркий пример. Совсем недавно одна моя ученица буквально заставила свою маму пойти в магазин и обменять проданный им накануне бракованный телевизор. Когда магазин им отказал, они обратились в Комитет по защите прав потребителей. Хотя мама уже готова была махнуть на все рукой, отступиться, мол, зачем связываться, мы все равно ничего не докажем. Но девочка настояла, ибо знала закон. Естественно, вопрос был решен в их пользу.
Или вот еще случай. Однажды ночью мои ребята возвращались с дискотеки, и их задержала милиция, причем сделала это не самым корректным и законным образом. Мальчишки не растерялись. Сначала они отказались давать показания без родителей и педагога, затем заставили дежурного вызвать прокурора, позвонить родителям, те в свою очередь позвонили мне. Ребята, несмотря на свой “нежный” возраст – в тот момент им едва было по 14 лет, – вели себя как знающие, грамотные люди. А ведь, казалось бы, ничего не стоило их запугать.
И, последнее, может быть, самое главное. Не мне вам рассказывать о том, как вырос уровень преступности среди подростков. Зачастую юнцы идут на такие зверства, что видавшие виды бандиты содрогаются. Я народный заседатель в суде, специализируюсь именно в этих вопросах, поэтому утверждаю не голословно. А в нашей школе, с тех пор как там появился предмет “Правоведение”, число административных правонарушений резко сократилось, а уголовные исчезли вовсе. А ведь были ребята, которые стояли на учете в комнате милиции, были те, кто имел условную судимость. Конечно, от сумы да от тюрьмы не зарекайся, но сегодня среди моих учеников преступников нет.

– Ребят своих вы научили. И теперь, наверное, они куда грамотнее многих учителей, которые, увы, не всегда могут постоять за свои права.
– Да, дети смелее нас. Но и мы “беремся за ум”. Так, года два назад на нашу область (да что там на область – на всю страну) обрушились массовые невыплаты заработных плат. Деньги не платили по четыре месяца. Дальше так продолжаться не могло, и я уговорил своих коллег, учителей нашей школы идти в суд, все вместе мы составляли исковые заявления. Да, конечно, мы нажили себе серьезные проблемы и порядком испортили отношения с управлением образования – тамошние чиновники были страшно недовольны нашим поведением. Но главное – мы отсудили свои деньги. Если бы я не разбирался в правоведении, никогда бы на такое не пошел.
Многие говорят: что толку в ваших законах, сегодня они одни, завтра другие, их все равно никто не выполняет, так к чему забивать себе голову. Думая так, мы сами себя наказываем. Ведь если мы хотим считаться европейской нацией и присоединиться к цивилизованному миру, то с этой психологией безразличия, пассивного отношения к собственным правам надо завязывать.

Анна ХРУСТАЛЕВА
Фото Бориса МУСКЕВИЧА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте