В Общественной палате России прошло обсуждение, связанное с обучением людей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Диалог, выстроенный посредством очно-дистанционного взаимодействия, длился без малого три часа. В ходе обсуждения проблемы эксперты и участники услышали мнения специалистов, отклики и вопросы родителей, а также ознакомились с опытом работы детсадов, школ и вузов, которые успешны в работе по этому направлению. «Учительская газета» приводит фрагменты наиболее содержательных выступлений.
Ребенок в приоритете
«Еще недавно люди с тяжелыми множественными нарушениями развития считались необучаемыми. Речь идет о детях и взрослых людях с нарушениями интеллекта, имеющих сенсорные нарушения, нарушения опорно-двигательных функций и иные заболевания. Эти люди наиболее уязвимы и нуждаются в заботе и помощи со стороны общества и государства», – отметил Андрей Царев, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО).
Эксперт напомнил, что в 2016 году вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусматривающий обучение на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
«Государство взяло на себя обязательство обеспечить подход, при котором весь образовательный процесс подстроен именно под ребенка, а не под программу. Однако на практике это нечасто происходит, что в итоге приводит к снижению качества образования», – отметил он.
Единого подхода нет
Спикер заострил внимание на ряде конкретных проблем. Среди них – недостаточный учет особых образовательных потребностей учеников с ТМНР, отсутствие единых требований к структуре, порядку, разработке программ и оценке результатов образования, недостаточный уровень владения технологиями обучения со стороны специалистов, неполноценное взаимодействие педагогов с родителями, а также нехватка финансовых и материальных ресурсов.
В качестве путей решения озвученных проблем Андрей Царев предложил создать службы ранней помощи людям с ТМНР на базе организаций образования, соцзащиты и социально ориентированных НКО, дополнить ФГОС требованиями о разработке специальных индивидуальных программам для дошкольников с выраженными нарушениями интеллекта, расширить практические занятия при подготовке профильных специалистов в вузах.
Творчество в помощь!
К дискуссии присоединилась председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая.
«Вопрос образования людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, безусловно, должен беспокоить современное общество и прогрессивное государство. За последние годы был накоплен значительный опыт применения различных индивидуальных программ для детей с нозологиями. Каждому ребенку нужен особый подход», – подчеркнула она.
Диана Гурцкая также рассказала о созданном в 2018 году Центре социокультурной реабилитации, в котором удалось запустить специальные программы, направленные на развитие творческого потенциала людей с инвалидностью. «Наш центр помогает ребенку найти творческий путь, реализовать собственные мечты, а нам – выработать лучшие практики социокультурной реабилитации и подготовить преподавателей, которые могут быть востребованы», – резюмировала эксперт.
Неуклонный рост
Участником встречи стала и детский омбудсмен России Мария Львова-Белова, которая отметила, что число детей, имеющих инвалидность, выросло за последние годы на 13,3%: «Если в 2016 году в образовательных организациях обучались 83 тысячи детей с инвалидностью, то в 2020-м – уже 104 тысячи».
Мария Львова-Белова рассказала, что на состоявшемся съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ главной темой стали вопросы реализации прав детей на образование в нашей стране, в том числе на инклюзию. Так, например, по мнению коллег-уполномоченных из регионов, обеспечить непрерывное системное сопровождение людей с РАС и другими ментальными нарушениями, их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество может помочь принятие соответствующей концепции, в комплексе охватывающей все эти вопросы. Важно, чтобы этот документ включал в себя финансовое обеспечение и был принят на федеральном уровне, считает омбудсмен.
Кадров нет
Говоря о сложностях, связанных с кадровым обеспечением, омбудсмен отметила острую нехватку в регионах педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьюторов и других специалистов. В числе причин возникающего дефицита Мария Львова-Белова назвала трудности, связанные с финансированием этого направления в регионах: «В итоге специалисты узкой коррекционной помощи уходят в коммерческие организации».
Для разрешения ситуации омбудсмен предложила регламентировать недельную нагрузку на указанный педагогический состав, разработать четкую должностную инструкцию ассистента-помощника с внесением данной должности в Единый тарификационно-квалификационный справочник, включить должности тьютора и методиста в перечень педагогических работников, имеющих право на льготную педагогическую пенсию.
В ожидании резолюции
Итогом круглого стола станет резолюция, содержащая предложения Министерству просвещения РФ, Государственной Думе, Совету Федерации и органам исполнительной власти по разработке консолидированного плана действий по повышению качества образования и социальной инклюзии обучающихся с ТМНР.
«При Министерстве просвещения будет создана межсекторная рабочая группа по внедрению предложений, которые мы с вами разработаем по итогам встречи», – уточнил координатор встречи Андрей Царев.
В ходе встречи были озвучены основные проблемы, которые приводят к нарушению права на доступное образование людей с выраженными нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР):
– отсутствие ранней помощи в условиях образовательных организаций детям от 2 месяцев до 3 лет;
– проблемы преемственности дошкольного, школьного и послешкольного образования обучающихся;
– недостаток компетенций педагогических специалистов при разработке и реализации СИПР, особенно при коррекции проблемного поведения, технологии развивающего ухода, сотрудничестве с родителями/законными представителями;
– недостаток кадровых, материально-технических, финансовых и организационных условий образования;
– низкое качество обучения детей на дому: отсутствие/недостаток специальных условий получения образования в школе вынуждает родителей соглашаться на подобное обучение;
– трудности партнерского взаимодействия образовательных организаций и родителей/законных представителей;
– неопределенность жизнеустройства детей по окончании школы.
Комментарии