В начале 2007 года Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ) отметил свое четырнадцатилетие. Много или мало – четырнадцать лет для молодого российского вуза, который уверенно занял свое место среди коллег, имеющих многолетнюю, а подчас и вековую историю? Конечно, мало, но вот что интересно: когда становление высшего учебного заведения идет в таких политических, экономических, социальных условиях, год его жизни нужно считать за несколько. Хотя бы потому, что молодому вузу приходится не просто отстаивать свои права на существование, но порой вести за это жесткую конкурентную борьбу. И тут весь вопрос в том, что может предъявить, противопоставить конкурентам это высшее учебное заведение. Восточному институту экономики, гуманитарных наук, управления и права есть что заявить о себе и, может быть, даже удивить этим образовательное сообщество.
Изначально ВЭГУ был вузом региональным, зарегистрированным в Уфе. В первый же год его существования были открыты три факультета – юридический, экономический и педагогический, представительства вуза в Альметьевске, Белебее, Бирске, Бугульме, Нефтекамске, Самаре, Стерлитамаке, Туймазах, а в Екатеринбурге учрежден даже самостоятельный гуманитарный институт. Тогда вуз работал на нужды страны, удовлетворяя потребность россиян в получении самых нужных профессий. Через три года прибавятся еще филология, журналистика, через пять – факультеты истории и права, иностранных языков, физкультуры и спорта, социально-культурной работы. Сегодня у ВЭГУ уже восемь факультетов, и это плод длительной, кропотливой, осмысленной работы, когда каждый шаг устремлен в будущее и с точки зрения этого продвижения рассчитан и обдуман. Позже в рамках ВЭГУ будут открыты НИИ ВЭГУ и институт повышения квалификации и дополнительного образования, филиалы в Томске и Тольятти, через пять лет появится Институт экономики и предпринимательства в Москве, через десять – представительства в Казани и в Набережных Челнах.
Информация к сведению
ВЭГУ имеет 8 факультетов:
юридический, финансово-экономический, информационных технологий и управления, истории и права, педагогики и психологии, иностранных языков, филологии и журналистики, физической культуры и спорта, социально-культурной работы.
Очень интересно наблюдать за развитием вуза. Любопытно прежде всего потому, что он, по сути дела, все время шел впереди всех на несколько лет, предлагая опыт, которым могли потом воспользоваться другие вузы.
Сама идея филиалов и представительств, реализация которой давала возможность приблизить высшее образование к тем, кто не мог выехать в Москву или в другие крупные российские университетские центры, позже была извращена недобросовестными управленцами от образования, превратившими филиалы в учреждения, помогающие их собственному обогащению, но дающие некачественное образование. ВЭГУ изначально и сегодня это чуждо, его филиалы и представительства сохраняют ту же самую «учебную свежесть», как и десять с лишним лет назад. Может быть, дело еще и в том, что ректор ВЭГУ Евгений Миннибаев входит в Аккредитационную коллегию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а потому хорошо знает, какие требования служба, а следовательно, и государство предъявляют к филиалам вузов.
Нынче вовсю идет разговор о том, что нужно и должно выстраивать систему непрерывного образования, объединяя несколько ступеней в единое целое. У кого-то это получается, у кого-то нет. ВЭГУ, создавший в Томске, Казани, Набережных Челнах, в Альметьевске экономико-юридические колледжи, в Сочи – социально-технический колледж, в Московской области – колледж инновационных технологий, давно перешел от слов к делу и выстроил собственную модель непрерывного образования. Не случайно еще в 1995 году, после создания Башкирского экономико-юридического колледжа, была создана Ассоциация негосударственных образовательных учреждений «Восточный университет».
Да, ВЭГУ – вуз негосударственный, но так его называют нечасто, так как он, постоянно успешно проходящий государственную аккредитацию, доказывает: вуз может быть негосударственным по форме собственности, но государственным по сути своей деятельности.
Когда-то министр образования РФ Владимир Кинелев, ныне возглавляющий Институт ЮНЕСКО, отводил негосударственным вузам роль эспериментальных площадок, считая так: свобода негосударственного вуза позволяет ему опробовать такие формы и методы работы, которые государственным вузам применять не дает излишняя заорганизованность системы управления. Опробовав их, негосударственный вуз должен делиться результатами экспериментальной работы. В этом Кинелев видел смысл существования негосударственных вузов. Евгений Миннибаев до сих пор разделяет точку зрения бывшего министра. ВЭГУ и в самом деле – большая всероссийская экспериментальная площадка. Ну, скажем, современные дистанционные формы обучения, которые сегодня некоторые вузы только-только осваивают, ВЭГУ применяет с 1998 года, когда открыл свой Центр дистанционного обучения.
В 2000 году ВЭГУ сделал реальностью систему непрерывного образования по принципу «от детского сада до вуза», создав Детский образовательный комплекс-академию, включающий детский сад, начальную и воскресную школы, студии, подготовительный колледж для старшеклассников.
Сегодняшние призывы смело внедрять дополнительное образование при подготовке специалистов, думаю, для педагогического коллектива ВЭГУ неинтересны: ведь еще в 2004 году Центр дополнительного образования плавно трансформировался в Институт современных технологий образования, взяв на себя дополнительные заботы о разработке перспективных направлений развития вуза. Сегодня этот институт предлагает подготовку по таким специальностям, как история, филология, маркетинг, коммерция, психология, юриспруденция, финансы и кредит, менеджмент организации, бухгалтерский учет, анализ и аудит, педагогика и методика начального образования, педагогика и методика дошкольного образования, государственное и муниципальное управление, прикладная информатика (в экономике), социально-культурная деятельность, социальная работа. Тысячи людей получают образование в институте, так как для них составляется удобный индивидуальный график, экзамены и зачеты люди сдают не тогда, когда к этому готов институт, а тогда, когда они готовы к этому сами. Главное – в сокращенные сроки можно получить образование любого уровня, в соответствии с потребностями в нем.
Дальше – больше. В этом году принят закон об уровневой системе высшего образования, вызвавший неоднозначную реакцию ректорского корпуса. Корпус беспокоит то, что преобладать в будущем станет подготовка бакалавров, ректорам очень хотелось бы сохранить подготовку специалистов. А Миннибаев со своим вузом прошел другой путь. В 1997 году ВЭГУ выпустил первых бакалавров и получил право выдавать государственный диплом, подтверждающий такую квалификацию, а освоив такую деятельность, в 1999 году начал подготовку специалистов.
Иными словами, Миннибаев идет непроторенным путем, который потом признается правильным в масштабе государства. Не случайно именно государство заботится об укреплении материальной базы вуза: в 2003 году были открыты два новых учебных корпуса, в презентации которых приняли участие президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов и премьер-министр РБ Рафаэль Байдавлетов. Кстати, сегодня у ВЭГУ есть уже 15 собственных хорошо оснащенных учебных корпусов в Уфе и 20 – в филиалах и представительствах.
Можно сказать, что за четырнадцать лет вуз превратился в крупный научно-учебный центр. В ВЭГУ работают 80 кафедр, 10 филиалов и 30 представительств, он готовит специалистов по 25 специальностям и направлениям, имеет библиотеку с фондом более 600 тысяч экземпляров книг, более 300 тысяч экземпляров учебно-методической литературы и 240 наименований журналов и газет, 42 компьютерных класса, свое издательство «Восточный университет», свои научные и литературные журналы, «Вестник ВЭГУ». НИИ вуза объединяют 24 исследовательских центра, 3 преподавательских и 5 студенческих научно-исследовательских лабораторий, ведется подготовка научных кадров в аспирантуре по 7 специальностям: «экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе региональная экономика)», «общая педагогика, история педагогики и образования», «отечественная история», «социология управления», «теория языка», «сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», «литература народов стран зарубежья (английская)».
Подходит к завершению очередной учебный год, ВЭГУ готовится к новому приему. Придет очередное поколение талантливых молодых людей, которым вуз даст путевку в жизнь и обеспечит успешное будущее. Наверное, ради этого четырнадцать лет тому назад энтузиаст Евгений Миннибаев создавал свой вуз и потратил немало сил, чтобы он стал вузом всероссийского, а может быть, даже международного уровня.
Комментарии