Во всем мире школа не остается в стороне от
предвыборной кампании. И от самих выборов. Наших читателей мы знакомили с опытом участия школьников в избирательном процессе в некоторых странах, например, в Канаде, США. А что происходит в России?
В преддверии выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации мы предлагаем наш вариант учебного курса <>. Он был разработан на специальном семинаре, организованном <>, Советом Европы, американской Федерацией учителей, Российской межрегиональной ассоциацией <>. Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как уже в школе привить им правовую, избирательную культуру?
Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они – необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Так во всяком случае трактуются выборы в одном из недавно вышедших учебных пособий. Это также, с одной стороны, – право, с другой – обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы.
В различных странах существуют свои особенности и требования к избирателям и к лицам, которые могут быть избраны в высшие органы власти. Но, пожалуй, общим для многих из них является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодежи. Это, кстати, характерно и для стран с развитой демократической традицией. В США, например, только около одной четверти избирателей в возрасте от 18 до 24 лет принимают участие в выборах, что, по мнению экспертов, не предвещает ничего хорошего в отношении их влияния на государственную политику.
Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Чтобы объяснить суть избирательной системы своим ученикам и подвигнуть их на участие в этом процессе, нужны программы, методики, пособия. Необходимы заинтересованность, информированность, особый настрой учителя на эту работу. Понимание того, что наши дети – будущие избиратели. Они также будущие кандидаты в депутаты, члены партий…
Приближающиеся выборы ставят перед школами, учителями задачу подготовки учеников к этому событию. Это особенно важно в условиях развивающейся многопартийности в России. Конечно, сегодняшние ученики не будут принимать участия в парламентских выборах 1995 года и в президентских выборах 1996-го. Но изучение этого вопроса уже сейчас поможет им сделать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.
Предложенные темы могут быть использованы в 9-м, 10-м и 11-м классах в течение полугодия. Они делятся на четыре крупных блока, каждый из которых содержит основные цели обучения, ключевые понятия, вопросы для обсуждения, а также формы и методы обучения (виды деятельности на уроках).
Евгений ТКАЧЕНКО, министр образования РФ – поддерживает движение <>, однако в руководящие органы не входит.
Мария ЛАЗУТОВА, заместитель министра образования РФ – поддерживала движение <>, однако недавно сняла свою фамилию из избирательного списка этого движения.
Владимир ЯКОВЛЕВ, председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ – поддерживает движение <>, однако в избирательный список, по нашим данным, не входит.
Любовь КЕЗИНА, председатель Департамента образования Москвы – вошла в число сопредседателей московского отделения движения <>.
Евгений СТРОЕВ, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам образования, культуры и науки – активный член движения <>.
Любовь РОЖКОВА, председатель Комитета Государственной Думы по образованию, культуре и науке – член депутатской группы <>.
Кроме темы <>, изучаются еще две: <> и <>. В этом блоке существенны две вещи: ребята должны изучить механизмы влияния общественного мнения на политику и знать, как президент, конгресс, правительство, местная власть могут использовать средства массовой информации, чтобы информировать граждан о своей деятельности.
Главной идеей курса стали слова Эйзенхауэра: <>.
-ученики должны определить самые важные проблемы, которые необходимо решить вновь избранным органам власти;
-создать собственную предвыборную программу;
-аргументированно представить ее на уроке и суметь критически сравнить с другими.
Вначале учитель объясняет ученикам, что такое избирательная кампания, избирательный участок, штаб избирательной кампании. Далее детям предлагается игра, в ходе которой будут показаны механизмы, как действуют избирательные институты. Класс делится на несколько групп – штабов, к каждому из них прикрепляется репортер, который будет освещать предвыборную кампанию. Свои предвыборные программы и репортажи ученики готовят дома. Следующее занятие начинается с представления программ. Важно, чтобы ребята внимательно слушали коллег и бурно реагировали на понравившееся хотя бы аплодисментами. Репортажи размножают и раздают всем. Один из наблюдателей анализирует, насколько совпадает оценка репортажей классом-<> и представителями избирательных штабов. Репортеры имеют право отстоять свою точку зрения, если их будут критиковать. В конце занятия раздаются короткие анкеты, где всего два-три утверждения, которые нужно закончить. <>, <>, <>.
Вторая тема называется <> И тут очень важно объяснить ребятам, почему все-таки надо голосовать. Во время этих занятий они также усваивают процедуру выборов.
В начале урока спрашивают учеников: <> Обращается их внимание на то, что в выборах в сейм в 1989, 1991 и 1993 годах принимало участие 60, 40, 50 процентов избирателей. Многие поляки считают, что нечего тратить время на выборы – все равно их голос ничего не изменит. Дальше изучается статья Конституции о выборах. Потом проводится ролевая игра. А в конце урока – мини-анкета. Вопрос первый: <>. Второй: <>?
Комментарии