Окончание. Начало в N 39
Программа по экономикедля 7-го класса
Учебник по экономике для 7-8-х классов, автор И.Липсиц (издательство “Вита-Пресс”, 1999 г.)
Зачем нужна экономика. (1 час). Экономика, цивилизация. Чтение для обсуждения: “Почему вымерло племя лесных людей”.
Как устроена хозяйственная жизнь человека. (1 час). Уровень жизни. Чтение для обсуждения: “Кто в мире живет лучше всех?”
Как возникла экономика. (1 час). Производственные ресурсы, производительность труда, отрасль, сырье. Чтение для обсуждения: “Как прокормить человечество”.
Как организуется производство благ. (1 час). Экономические ресурсы, природные ресурсы, технология, менеджер. Чтение для обсуждения: “Чем отличается хороший менеджер”.
Торговля – союзник производства. (1 час). Торговля. Чтение для обсуждения: “Рынок – величайшее достояние человечества”.
Какая бывает торговля. (1 час). Розничная торговля, выручка от продаж.
Многоликая розничная торговля. (1 час). Торговая сеть, формы торговли. Чтение для обсуждения: “Зачем нужны дилеры”.
Зачем нужна оптовая торговля. (1 час). Скидка. Чтение для обсуждения: “Как работают российские оптовики”.
Как оптовая торговля помогает производству. (1 час). Конвейер. Чтение для обсуждения: “Из-за чего поссорились японские фирмы”.
Зачем нужна биржа. (1 час). Биржа, рынок, спекуляция. Чтение для обсуждения: “Отчего “рухнул” рынок серебра”.
Деньги – помощники торговли. (1 час). Цена, деньги. Чтение для обсуждения: “Назад – к бартеру”.
Краткая история звонкой монеты. (1 час).
Зачем люди придумали банки. (1 час). Банк. Чтение для обсуждения: “Как в России появились банки”.
Банковские деньги. (1 час). Номинал, чек, банкнота. Чтение для обсуждения: “Как барон Данглар платил за цыпленка”.
Как бумажные деньги стали главными. (1 час). Эмиссия. Чтение для обсуждения: “Как напечатали эту банкноту?”
Как банки сделали деньги невидимыми. (1 час). “Металлический стандарт”. Чтение для обсуждения: “Когда клиент выписывает чек на миллиард”.
Как работают безналичные деньги. (1 час). Чековый счет. Чтение для обсуждения: “Много ли в России банков”.
Деньги и банки в век электроники. (1 час). Чтение для обсуждения: “Почему не каждый может получить карточку “Американ-Экспресс”.
Как работает электронная карточка. (1 час). Кредитная история. Чтение для обсуждения: “Пророчество Альфреда Блумингдейла распространяется на Россию”.
Как создается и как работает банк. (1 час). Проценты. Чтение для обсуждения: “Как превратить сбережения в депозит”.
Что такое кредитование. (1 час). Чтение для обсуждения: “Как уважаемый клиент берет кредит в банке”.
Как люди зарабатывают деньги. (1 час). Премия. Чтение для обсуждения: “Как хотел заработать Мартин Иден”.
Почему существует повременная зарплата. (1 час). Чтение для обсуждения: “Когда рабочие вынуждены соглашаться со снижением заработной платы”.
В мире профессий и заработков. (1 час). Чтение для обсуждения: “Кто сколько зарабатывает”.
Как люди добиваются увеличения своих заработков. (1 час). Чтение для обсуждения: “Почему люди учатся?”.
Что такое карьера и как она влияет на доходы. (1 час). Карьера. Чтение для обсуждения: “Как стажировка помогает выбрать карьеру”.
Как платят за творчество. Как производство помогает творцам. (2 часа). Аванс, интеллектуальная собственность. Чтение для обсуждения: “Сколько стоит шедевр”. К чему ведут кражи интеллектуальной собственности”.
Что такое собственность и зачем она нужна людям. Как люди становятся собственниками. (1 час). Собственность. Чтение для обсуждения: “Как Время-не-ждет торговал земельными участками”.
Самостоятельные работы (7 часов).
Программа по экономике
для 8-х классов
Используемая литература:
1. И.Липсиц. “Экономика без тайн” (Москва, “Дело”, 1993 г.)
1-й раздел: “Зачем человечеству экономика”. Как государство богатеет? (2 часа). Уровень жизни, качество жизни, валовой национальный продукт, потребление, накопление. “У истоков экономической мысли” Аристотель и Франсуа Кенэ.
Что такое экономика? (1 час). Экономика, экономические механизмы, основные материальные потребности, экономическая рациональность. “Меркантилисты: нет дела важнее торговли”.
Зачем люди сотрудничают. (1 час). Разделение труда, кооперация труда, производительность труда, натуральное хозяйство, торговля. “Экономика в лицах: Генри Форд”.
Выгода – заветный пароль в мир экономики. (1 час). Выгода, товарное хозяйство. “Как люди учились торговать” (страницы экономической истории).
2-й раздел: “Человек в зеркале экономики”. Это сладкое слово свобода. (1 час). Рычаги воздействия на людей: насилие и экономический интерес. Адам Смит “Экономика есть зеркало человеческой натуры”.
По образу и подобию человеческому. (2 часа). Полезность товара, рыночная экономика, хозяйственное законодательство, конкуренция, частная собственность, авторское право, социальная справедливость. Страницы экономической истории: 1. “Великая хартия вольностей”. 2. “Законы царя Хаммурапи”. 3. “Патент – защита от костра и мошенников”.
Выгодно ли быть честным? (1 час). Деловая этика. Всеобщая декларация прав человека.
Закон суров, но он закон. (1 час). “О собственности в РСФСР”. Экономика в лицах: “Константин Боровой”.
3-й раздел: Главные вопросы экономики. Почему нельзя иметь все? (1 час). Проблема выбора, цена выбора. Томас Роберт Мальтус: “Полезны ли человеку голод, войны и эпидемии?” “Утописты – конструкторы счастья”.
Три главных вопроса экономики. (1 час). Директивное народнохозяйственное планирование, индикативное планирование. Экономика в лицах: “Людвиг Эрхард”.
Рынок – коллективный разум человечества. (1 час). Рынок. “Почему Америка помнит о Великой депрессии”.
4-й раздел: О том, как спрос договаривается с предложением. Покупателем достоин быть только продавец. (3 часа). Спрос, предложение, прибыль, издержки производства, ресурсы производства, аренда, наемные работники, рабочая сила, ценовая конкуренция, конкуренция качества, конкуренция сервиса.
Хитрые механизмы спроса. (1 час). Феномен Гиффена, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, эластичность спроса. Антуан Курно и Альфред Маршалл: “Экономика сквозь призму математики”.
У предложения свои законы. (1 час). Закон предложения. Страницы экономической истории: “Тюльпаномания по-голландски”.
Цена всегда компромисс. (1 час). Товарный дефицит, затоваривание, перекрестная эластичность спроса и цен, разновесная цена. Экономика в лицах: “Ли Яккока”.
Вечный маятник рынок. (1 час). Гибкость рыночного механизма, балансировка спроса и предложения.
5-й раздел: Царство денег. Родословная денег. Деньги – язык торговли. (1 час). Три основные роли денег. “Какие деньги были на Руси”, “С монетой сквозь века”.
Деньги – универсальные весы. (1 час). Относительная ценность товаров, бартер. “Виноват ли Колумб в “революции цен”.
Как деньги обманывают время. Какие бывают деньги. (1 час). Ликвидность, эмиссия денег, обеспечение банкнот, казначейские билеты, наличные денежные средства, безналичные денежные средства.
Сколько денег нужно стране. Можно ли вылечиться от инфляции. (1 час). Скорость обращения денег, закон Ирвинга, инфляция, стоимость жизни, инфляционная психология, гиперинфляция. Экономика в лицах: “Владимир Тарновский”. “Для страны нужно много денег: Джон Ло”.
6-й раздел: Банки – денежное сердце рынка. Денежное сердце рынка. (1 час). Важнейшие денежные потоки в экономике, “Кодекс чести банкира”. Экономика в лицах: “Юрий Агапов”.
Какие деньги самые удобные. Чек, который гуляет сам по себе. (1 час). Вексель, чек, чековый счет, “Почти деньги”. “Может ли один банк спасти страну”, Джон Ло. “Положение о чеках” (документ, вступивший в действие с 1 марта 1992 г.).
Лучшие сокровища – растущие сокровища. (1 час). Сберегательный счет, сложные проценты, процентный доход, пенсионный счет. Страницы экономической истории: “Деньги на стол – древнейший девиз банкиров”. “Монетаристы: экономика под знаменем денег”.
Трать сегодня – плати завтра. (2 часа). Кредитование, уставной капитал, депозиты, кредитный договор, процент за кредит, рисковость вложения, кредитоспособность, обеспечение ссуды, ломбард. “Закон о залоге” (май 1992 г.).
Как банки создают деньги. (1 час). Сейф-банк, кредитная эмиссия, система частичных банковских резервов, резервные требования, мультипликатор депозитов. “Закон о центральном банке”, “Закон о банках и банковской деятельности”.
Самостоятельные работы (6 часов).
Программа по экономике
для 9-х классов
Используемая литература:
1. И.Липсиц. “Экономика без тайн”. (изд. Москва, “Дело”, 1993 г.)
1-й раздел: Человек на рынке труда. Товар, которым обладает каждый. (1 час). Рынок труда, заработная плата, социальная рыночная экономика.
Как нападают и защищаются на рынке. (2 часа). Черный список, локаут, наем штрейкбрехеров, контракт “Желтой собаки”, профессиональный союз, забастовка, работа по правилам, создание политических партий, трудовой контракт, соглашение, генеральное соглашение. Закон “О занятости населения в РСФСР”, принятый в апреле 1991 г. Страница экономической истории: “Тредюнионы – рыцари труда”.
Где начинается нищета. Есть ли предел у заработной платы. (1 час). Прожиточный минимум, “Железный закон заработной платы” Фердинанда Лассаля.
Каждому труду – своя цена. (1 час). Мобильность рабочей силы, единая тарифная сетка. Закон “О коллективных договорах и соглашениях”, принятый в марте 1992 г.
Искусство стимулирования труда. (1 час). Повременная заработная плата, сдельная заработная плата, пенсия, отчисления на социальное страхование.
Безработные – лишние люди? (1 час). Безработица, виды безработицы: структурная, фрикционная, застойная, скрытая, естественный уровень безработицы.
2-й раздел: Как добывается прибыль. Зачем создаются фирмы. (2 часа). Предпринимательство, индивидуальная (частная) фирма, чистая прибыль, обязательство, товарищество, акционерное общество, ценная бумага, дивиденды, привилегированная акция, обыкновенная акция, контрольный пакет, холдинг. Экономика в лицах: Вячеслав Козырицкий. Закон “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.
Загадочный мир биржи. (2 часа). Фондовый рынок, фондовая биржа, брокер, дилер, облигация, курс ценной бумаги, учредительная прибыль. Страницы экономической истории: “Иван Грозный и фондовая биржа”. “Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах” (январь 1992 г.).
Зачем “медведи” борются с “быками”. (1 час). “Бык”, “медведь”, индекс курсов акций.
Эта вожделенная, эта запретная монополия. (2 часа). Монополия, демпинг, естественная монополия. “Смертельная болезнь – монополизм?”, “Соль и вино – основа государства”.
3-й раздел: “Семья в мире экономики”. На что семье деньги. (1 час). Бюджет семьи, общественные фонды потребления, закон Энгеля. Страницы экономической истории: “Как россияне в старину деньги сберегали”.
Как обращаться с “луком Лоренца”. (1 час). “Кривая Лоренца”.
Государство в роли Робин Гуда. (1 час). Прогрессивное налогообложение доходов, бедность, социальное страхование. Страницы экономической истории: “Людьми правят инстинкты и тщеславие”.
Тратить или копить. (1 час). Продажа товаров в рассрочку, инвестиции, недвижимость. Экономика в лицах: “Марк Масарский”.
Как защититься от судьбы. (1 час). Страхование, медицинское страхование, номинальный доход, реальный доход.
4-й раздел: Рынок без границ. Зачем страны торгуют друг с другом. (1 час). Принцип сравнительного преимущества, экспорт, международное разделение труда, мировой рынок. Страницы экономической истории: “Как найти свое место на мировом рынке”.
Почему возникают торговые войны. (2 часа). Протекционизм, таможенная пошлина (тариф), импортная квота, таможня, “Торговая война”, зона свободной торговли, конвертируемость национальной валюты. “Сколько стоит Глаз Государя?”.
“Я спросил сегодня у менялы”. (2 часа). Валюта, валютный (обменный) курс, золотой стандарт, покупательная способность валюты, паритет валюты, девальвация валюты. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, июнь 1992 г.
5-й раздел: Зачем экономике государство? Государство для экономики или экономика для государства? (1 час). Экономические функции государства. “Нет процветания без экономической свободы” (Фридрих Хайек). “Государство должно регулировать рынок” (Джон Кейнс).
Прогулка по миру налогов. (1 час). Прямой налог, косвенный налог, акциз, целевые налоги (сборы), государственная пошлина. Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, декабрь 1991 г.
Это сладкое слово бюджет. (2 часа). Государственный бюджет, дефицит государственного бюджета, социальные программы, внутренний государственный долг.
Самостоятельные работы. (8 часов).
Жанна ШАБАНОВА,
учитель гимназии N 23
Саранск
Комментарии