Учитель. Здравствуйте ребята. Тема нашего урока «Психологический климат в семье». Как вы думаете, о чем нам предстоит сегодня поговорить? Какие вопросы обсудить? (Идет обмен мнениями, намечается план изучения темы).
Оргмомент
Запишите тему и план ее изучения. Сегодня мы дадим характеристику семье как малой группе, выделим ее особенности, проанализируем причины конфликтов, попробуем сформулировать права детей и смоделировать идеальную семью.
Чтобы наш урок прошел интереснее, мы разделимся на команды и посоревнуемся. Команда-победитель получает дополнительно 0,5 балла к той оценке, которую заработает во время игры. Для анализа нашей работы мы выберем эксперта, который и оценит вклад каждого в общую победу. Эксперт – это самый уважаемый человек в коллективе. Есть у нас такой? (Выборы эксперта).
Эпиграфом к нашей теме я выбрала изречение В. Брандта «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме. Родители – пример тому». В процессе изучения темы мы проанализируем эти слова и сделаем вывод о том, насколько они верны.
Понятие «психологический климат в семье» имеет для людей огромное значение. Попробуем дать ему определение. Автор наиболее верного получит 1 балл. Насколько точно вы дали определение, оценит эксперт. Пожалуйста, ваши версии. (Игровая ситуация «переводчик». Ответы учащихся. Оценка эксперта).
Вывод. Психологический климат в семье – относительно устойчивое сочетание семейных отношений и вызванных этими отношениями эмоциональных переживаний, состояний членов семьи. (Запись в тетрадь).
1-й этап
Учитель. Мы с вами знаем, что семья – это малая группа. Каковы же характерные черты малой группы? Проведем конкурс теоретиков: один представитель от команды будет отвечать на вопросы «Древа познания».
Представители команды походят к «Древу познания». Эксперт оценивает ответы.
Примерные вопросы:
1. Что такое малая группа? Дайте ей характеристику.
2. В чем особенности семьи как малой группы?
3. Всегда ли можно назвать семью настоящим коллективом? Приведите примеры.
Выводы. Малая группа – общность людей, объединенных определенными признаками. Для семьи это родственные связи между ее членами. Отношения между членами семьи складываются по-разному. Какими они могут быть? Что может быть причиной конфликта?
Учитель. Чтобы дать характеристику межличностных отношений, представим несколько сюжетов. Творческая группа команды инсценирует сюжет. Во время подготовки сюжета другие учащиеся решают проблему «Межличностные отношения в семье».
Эксперт оценивает работу групп.
Учащиеся делают вывод о многообразии взаимоотношений членов семьи.
2-й этап
Учитель. Психологический климат в семье может быть разным. Писатели, поэты, художники знакомят нас с многообразием взаимоотношений членов семьи. Поработаем с репродукциями картин известных художников, дадим характеристику представленных сюжетов.
Перед вами репродукции картин:
1. Павел Федотов «Сватовство майора».
2. Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».
3. Рембрандт «Возвращение блудного сына».
Внимательно посмотрите на лица, позы, жесты героев. Какое настроение у них? Что их беспокоит? Попробуйте озвучить увиденную ситуацию. (Как можно выполнить эту работу, учитель демонстрирует на примере репродукции В. Пукирева «Неравный брак»).
Выступления учащихся.
Эксперт оценивает работу учащихся.
Вывод. В представленных сюжетах мы увидели не только сцены семейной жизни. Художники стремились изобразить эпоху, ее влияние на взаимоотношения людей, на их характеры и образ жизни.
3-й этап
Учитель. Какие примеры межличностных отношений в семье можно еще привести? Что вы можете сказать, опираясь на личный опыт, анализируя отношения других семей, знакомых, родственников, литературных героев? В чем состоит проблема «отцов и детей» и почему она возникает?
Обсуждение учащимися проблемы (дискуссионный метод). Эксперт оценивает ответы.
Вывод учителя. В основе многих конфликтов в семье – различные точки зрения старших и младших на вопросы семейного долга, прав и обязанностей в семье, различное отношение к социальным проблемам общества, различные нравственные критерии.
Вспомните последнюю размолвку с родителями. Что послужило ее причиной? Давайте попробуем сформулировать те права, которые вам хотелось бы иметь в семье. Запишите их в тетрадь. Обсудив в команде и примите общее решение. Как вы думаете, какие права хотели бы иметь ваши родители? (Каждая команда выдает свой проект).
Учитель знакомит детей с «Конвенцией прав ребенка».
Учитель. Американские психологи, супруги Байярд, помогающие неблагополучным семьям, опросили родителей и сформировали список их прав:
1. Право быть одному.
2. Право иметь свободные отношения с супругом и друзьями.
3. Право быть свободным от страха насилия.
4. Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества.
5. Право на личное время.
6. Право на уважительное обращение.
7. Право на отношения, напоминающие улицы с двусторонним, а не односторонним движением.
8. Право на тишину и спокойствие.
9. Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу и не содержит кого-то на иждивении.
Прокомментируйте эти права. Какие из них похожи на ваши? В чем смысл выражения: «Право на отношения, напоминающие улицы с двусторонним движением»?
Мнения учащихся.
Учитель. Как вы понимаете смысл предложения М. Ионаса о том, что «в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?
Вывод. Мы пришли к выводу, что не только ребенок, но и родители имеют право на многое. Проблема «отцов и детей» исчезнет, если и дети, и родители будут стремиться к пониманию друг друга.
4-й этап
Учитель. Мы осветили некоторые проблемы семейных отношений, попытались найти причины конфликта «отцов и детей»; пришли к выводу, что не каждую семью можно назвать настоящим коллективом.
Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи, где существуют гармоничные отношения между ее членами. Что, по вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья?
Выступления учащихся с сообщениями «Реликвии моей семьи», «Фото из семейного альбома», «Семейные традиции», «Семейное древо».
Вывод. Идеальная семья – это семья, где есть свои традиции, где младшие почитают старших, знают историю своей семьи, бережно относятся к семейным реликвиям, а старшие, уважая мнение младших, воспитывают их своим примером. Однако и в такой семье возможно непонимание между ее членами. Важно, как члены семьи реагируют на возникшие трудности, какими путями стремятся решить внутрисемейные проблемы. Цель, которую они ставят перед собой, должна быть всегда одна – сохранение семьи, ее традиций и ценностей.
Теперь уже с позиции более опытного человека попытайтесь «примерить» этот идеальный образ на свою семью. Спросите себя: что мешает нам быть настоящим коллективом? И сделайте все зависящее от вас для сохранения добрых семейных традиций.
Эксперт высказывает свое мнение о работе учащихся.
Домашнее задание: Творческая работа «Моя семья»: опишите какое-нибудь знаменательное историческое событие, связанное с вашей семьей. Может быть, в вашем альбоме есть ценная фотография – свидетельство сопричастности к этому событию. Сделайте копию фотографии, документа, удостоверения, другой семейной реликвии и приобщите к работе. Ваши работы пополнят краеведческий материал, хранящийся в школьном музее.
Итоги урока подводит учитель.
Марина ТУЛОХОНОВА, учитель истории Боханской сш №1 с углубленным изучением отдельных предметов, учитель года Усть-Ордынского Бурятского автономного округа-2003
Комментарии