search
main
0

Правительству Москвы не нужна карманная Общественная палата по образованию. От нее ждут независимых оценок городской политики в области образования

Первое заседание московской Общественной палаты по образованию прошло в здании мэрии на Тверской под председательством первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой. Как известно, в августе постановлением Правительства Москвы были утверждены состав и положение об Общественной палате. Это решение было принято в рамках выполнения городской целевой программы «Столичное образование-4» на 2005-2007 годы и реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Информация к сведению

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов жителей Москвы, общественных объединений педагогов и родительской общественности, органов исполнительной власти Москвы для решения наиболее важных вопросов развития образования в столице, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся путем:

привлечения граждан, общественных объединений, педагогов и родительской общественности, образовательных учреждений к определению и осуществлению региональной политики в области образования в соответствии с политикой Российской Федерации в области образования;

выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общегородское значение и направленных на развитие образования в Москве, обеспечение безопасности и защиты прав обучающихся;

проведения общественной экспертизы проектов законов Москвы, а также проектов правовых актов органов исполнительной власти Москвы;

участия в проведении независимого контроля качества городского образования;

выработки рекомендаций органам исполнительной власти Москвы при определении приоритетов в области развития образования;

оказания информационной, методической и иной поддержки жителям Москвы в области образования.

Цель одна – сделать образование в городе столичным, высоким, качественным, доступным

Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы:

– Решение о создании палаты было принято в августе по инициативе Юрия Михайловича Лужкова. Он предложил создать такой общественный орган, который мог бы быть помощником нашим учащимся, которые более всего заинтересованы в качестве образования, родителям, которые хотят разобраться, качественное ли образование получают наши дети, учителям и руководителям учебных заведений в том, чтобы самокритично, но по достоинству определить тот этап в развитии образования, который они переживают и который они организовывают.

Общественная палата сформирована в соответствии с Положением о ней, в нее вошли 50 человек – очень разных и очень уважаемых людей, представляющих самые разные интересы и самые разные категории людей, которые живут в Москве. Принцип подбора в Общественную палату не был профессиональным. Сразу ставилась задача, что в этой палате не должны быть исключительно учителя и люди, имеющие педагогическое образование, так как оценка деятельности образовательной системы – задача общественная. Именно общественность должна оценить то, что происходит, и, естественно, если профессионалы захотят доказать, что общественность в чем-то не права, это уже будет диалог, в ходе которого произойдет поиск истины.

Юрий Михайлович Лужков после консультации с общественными организациями сам определил 15 кандидатур, которые имеют особые заслуги перед городом и кому он доверяет работать в Общественной палате, остальные 35 представителей выдвинуты от общественных организаций, прежде всего тех, которые существуют и активно работают рядом с системой городского образования. В первую очередь это объединения старейшин нашего образования, совет ветеранов педагогического труда, это совет молодых специалистов, которые работают в этой отрасли, это родительская общественность, как работающая в системе школ, так и в системе дошкольного образования, это, конечно, представители ученического и студенческого самоуправления, ученые, которые специализируются в системе образования.

Члены Общественной палаты будут иметь возможность по желанию и по приглашению присутствовать на заседаниях Правительства Москвы, Московской городской Думы при рассмотрении вопросов, связанных с образованием, и также на заседаниях коллегий прежде всего Департамента образования, но не только. Система образования – это система, которая реализуется и в других областях, образовательные учреждения есть в системе Департамента культуры, Комитета по спорту, Департамента здравоохранения и так далее.

Главные цели и задачи Общественной палаты – согласование общественно значимых интересов жителей города и правительственных структур – органов исполнительной и законодательной власти в реализации проектов образования. То есть мы должны согласовывать наше мнение, но в согласовании мнения есть очень много этапов. Это могут быть абсолютно противоположные мнения (когда они разные, нужно консультироваться, обсуждать, поскольку могут быть интеллектуальные противостояния, которые потом должны привести к известному решению), это могут быть абсолютно одинаковые мнения (тогда, когда они одинаковые, их не очень нужно согласовывать, а радоваться, что они такие).

Мы хотим, чтобы Общественная палата позволила нам привлечь как можно больше граждан – жителей города, в первую очередь родителей, заинтересованных людей к тому, чтобы дать оценку, новые идеи, новые подсказки для развития нашего образования. Мы, конечно, сами проводим и мониторинг общественного мнения, встречи с населением, получаем различные социологические исследования, письма граждан, но этого недостаточно, по тем проблемам и вопросам, которые интересуют население, нам особенно важно привлекать общественное мнение к оценке работы системы. Это и проведение экспертирования тех законов и правительственных решений, которые принимаются в Москве. Например, мы ежегодно на заседании Правительства Москвы и в Московской городской Думе рассматриваем законы, связанные с развитием образования в городе, как минимум, четыре-пять раз в год на заседаниях Правительства Москвы рассматриваются вопросы образования. Доселе не было создано четкой системы общественной экспертизы любых решений, которые выносятся на заседания правительства. Вообще Правительство Москвы работает в довольно демократическом ключе, у нас существует такой порядок (и это не просто тезисы, а порядок, прописанный в регламенте), что любой доклад, который делается по любому вопросу на заседании правительства, предполагает наличие содоклада. Например, доклад делает руководитель департамента, а содоклад – либо депутаты Мосгордумы, представляющие общественные интересы, либо кто-то из представителей общественности. И когда содоклад – фактически подпевание докладу, это мэру не нравится, так как при рассмотрении вопроса, как на защите диссертации, должны быть оппоненты, должна быть дискуссия. Только тогда это будет полезно, интересно и, самое главное, правильно. Мы всегда на все заседания Правительства Москвы (это не всегда делается на заседаниях федерального правительства, коллегий министерств и так далее) приглашаем общественность, специалистов, экспертов, амфитеатр нашего зала всегда полон экспертов в том или ином вопросе, любой из них может задать вопрос, выступить, более того, в списке официальных выступающих всегда есть представители общественных организаций.

Думаю, палата сможет формировать свое коллективное мнение, причем я бы не стала ограничивать ее работу только чисто образовательными вопросами, потому что вопросов образования и воспитания детей гораздо больше, и они должны быть прописаны и в других решениях Правительства Москвы. Рассматривается вопрос о бюджете, палата должна иметь по этому поводу свою точку зрения, рассматривается вопрос о перспективах экономического развития, мы должны позаботиться о том, чтобы наши позиции, наши интересы были там прописаны. В этом плане деятельность палаты может быть очень широкой.

Думаю, Общественная палата может взяться и за самостоятельное обсуждение целого ряда проблем и вопросов, волнующих людей. Скажем, рекомендации самой Общественной палаты должны быть как-то восприняты в обществе. Необязательно, чтобы для этого принимались правительственные решения, мы можем обратиться не только к Правительству Москвы или к Московской городской Думе, но и к федеральным органам власти, к самому сообществу родителей, бабушек и дедушек, студентов, педагогов.

Мне кажется, что могут возникнуть конкретные темы, связанные с вопросами, консенсус или какое-то взаимоприемлемое решение по которым не могут найти чиновники. Есть такие спорные вопросы, обращения по которым подписывают в пятый-десятый раз жители микрорайона или учителя, родители, но проблема не решается потому что, может быть, для этого нет каких-то реальных юридических или финансовых возможностей или сделана ошибка, которую невозможно исправить. Очень часто мы в чиновничьих кабинетах не находим решения, и конфликт продолжается. Иногда стороной, которая не хочет достичь консенсуса, выступают те, кто пишет обращения, они тоже не всегда правы, более того, они часто бывают не правы, часто местнический интерес стоит во главе сбора подписей. Может быть, нам на заседаниях Общественной палаты было бы удобно и полезно разобраться и в таких искрящихся ситуациях для того, чтобы принять соответствующие решения и успокоить напряженное поле, которое возникло.

Цель у нас одна – сделать городское образование столичным, высоким, качественным, доступным, чтобы качество образования соответствовало XXI веку и всем тем амбициям, которые есть и у детей, и у их родителей. Мы собираемся не ради того, чтобы создать в нашем городе иллюзию демократического общества, а для того, чтобы действительно решать проблемы нашего городского образования и помогать Правительству Москвы там, где оно идет правильным путем, а там, где оно идет неправильным путем, подсказать, что нужно сделать, чтобы этот путь был по-настоящему правильным.

Настроение мэра таково: нам не нужна карманная Общественная палата, нам не нужен рупор Департамента образования, нам не нужен орган, который помогал бы самоутверждаться в общем величии. Нам нужен дееспособный орган, где каждый, кто имеет свою точку зрения, может ее высказать, а она будет услышана, обсуждена и, возможно, даже ляжет в основу каких-то новых подходов и оценок того, что мы уже делаем. Самое страшное – самолюбование, когда мы считаем, что у нас все хорошо, когда все есть и нам не нужно никакой иной идеи. Система может развиваться тогда, когда, достигая определенных результатов, мы понимаем, как много еще не сделали.

Ирина ЯРЧАК стала секретарем

На первом заседании члены Общественной палаты избрали своего секретаря. Голосование было рейтинговым для того, чтобы определить того, кто набрал наибольшее количество голосов. Среди кандидатов на эту ответственную должность были выдвинуты:

Герой России, член Совета безопасности при Департаменте образования полковник в запасе Вячеслав Сивко;

проректор Московского городского педагогического университета, председатель Московского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Сергей Атанасян;

председатель городского Совета родительской общественности Ирина Ярчак;

вице-президент Федерации психологов образования России Юрий Забродин;

вице-президент компании НКК, председатель городского Совета родительской общественности по дошкольному образованию Василий Ермолин.

По результатам голосования наибольшее количество голосов получила Ирина Ярчак, она и стала секретарем Общественной палаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте