Павел КУЗЬМИН, председатель Московского городского совета молодых учителей:
– Рассматривая 5 направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», можно увидеть главную для нас задачу – развитие учительского потенциала, привлечение в школу нового поколения учителей. Очевидно, что большой потенциал для педагогических инноваций есть у молодых педагогов.
Правительство Москвы системно решает вопросы повышения социальной защищенности молодых педагогов. Молодой специалист, приходя в школу 10 лет назад, не мог и мечтать о том перечне льгот и доплат, которые его ждут сейчас. Комплексно решая проблему закрепления молодых педагогов на рабочем месте, удалось снизить их уход с 30% в 2000 году до 5% в 2009-м. Это заслуга постановлений и программ, принятых руководством города.
Задачи повышения престижа профессии педагога в глазах учащихся и их родителей, привлечения в школу новых ярких молодых специалистов и непрерывное повышение их квалификации предусмотрены в Плане проведения Года учителя в Москве, в разработке которого мы приняли самое активное участие.
Педагогический потенциал начинает формироваться еще в школьные годы, когда ребенок должен увидеть свою будущую профессию, но не с позиции ученика, а с позиции своих учителей. В Плане проведения Года учителя такую возможность дают разнообразные формы профориентационной работы, к которым привлекаются яркие и интересные педагоги, своим примером показывающие красоту профессии учителя. В практике нашей работы все активней используются профессиональные пробы для старшеклассников, разнообразные творческие конкурсы для поступающих в педагогические вузы.
В педвузах идет активное развитие педагогического потенциала студентов, накапливание ими предметных знаний. Очень важно, чтобы студенты оставались активными участниками педагогической деятельности. В Год учителя мы предлагаем включить в городской и окружные советы молодых педагогов представителей городских педагогических вузов и колледжей для более активного их вовлечения в социально значимую деятельность на уровне округов и города в целом.
После окончания обучения в вузе необходимо искать новые формы работы с молодым педагогом. Особое значение здесь приобретает «обучение действием», проводимое ведущими образовательными учреждениями и педагогами, реализующими инновационные образовательные программы. Как одна из эффективных форм повышения квалификации развивается конкурсное движение. В Плане проведения Года учителя есть отдельная номинация для молодых педагогов в рамках городского конкурса «Учитель года», расширяется общественно-педагогическая акция «Учителя года – молодым педагогам». Уверен, что благодаря этому число участников конкурса резко возрастет.
В год 65-й годовщины Победы мы особое внимание уделим ветеранам педагогического труда – ветеранам войны. По инициативе молодых педагогов мы планируем серию встреч с учителями-фронтовиками, создание школьных экспозиций, проектов, видеофильмов о педагогах, ушедших на войну. Силами молодых педагогов-добровольцев проводится оказание адресной поддержки ветеранам.
В Плане проведения Года учителя предусмотрено активное вовлечение молодых педагогов в различные формы просветительской деятельности. Особую роль в этом будут играть современные информационные технологии, расширившие возможности для общения между педагогами, родителями учащихся и другими жителями нашего города.
Однако в прошлом году кадровые службы округов впервые столкнулись с серьезной проблемой отсутствия вакансий для трудоустройства молодых педагогов. Очевидно, что в этом году эта проблема только усилится. Один из путей решения – развитие института наставничества. Сегодня в образовательных учреждениях города работают почти 20% педагогов пенсионного возраста. Ветераны педагогического труда могут стать освобожденными наставниками молодых специалистов. Это позволит получить дополнительные места для молодых педагогов, организовать эффективное взаимодействие наставника и молодого специалиста. Мы благодарны Правительству Москвы за поддержку инициативы о введении института наставничества и надеемся на дальнейшее развитие этой системы.
Хочу сказать, что в Плане проведения Года учителя практически нет ни одной позиции, которая не затрагивала бы молодых специалистов. Я уверен, что весь комплекс предлагаемых шагов будет поддержан всеми молодыми педагогами столицы.
Комментарии