“В последнее время в России было принижено внимание к вопросам образования. Ситуацию надо исправлять”, – так начал свое выступление на августовском педсовете в Вологде губернатор Вячеслав Позгалев.
Из докладов ректора ВГТУ, начальников отделов Департамента образования явствовало, что проблем в системе областного образования, как и по всей России, хватает. То, что учительская зарплата благодаря областным стажевым надбавкам здесь на 60% выше, чем в среднем по стране, радует, но всю систему образования, увы, не спасает. Ситуацию надо исправлять, и у правительства есть план реформирования и модернизации образования – “программа Грефа”, где довольно четко обозначены мероприятия и сроки их реализации. Здесь “определяющее значение имеет равенство доступа в образование для различных социальных слоев населения”. О каком равенстве может идти речь, когда треть семей на Вологодчине находится за чертой бедности? В области не обучаются 902 ребенка, в том числе из-за материальных проблем. “Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы”. Это тоже из “программы Грефа”. А на Вологодчине сейчас в 80 школах (это 10%) вообще не преподается иностранный язык.
Заметно вырос престиж начального профобразования, но материальная база… Износ техники в сельских училищах – аж 90%. А в программе Германа Грефа сказано: “К 2005 году обеспечить подключение к глобальной информационной сети “Интернет” всех учебных заведений профобразования, создать комплексы “школа – ПТУ”. Думается, сначала надо обновить оборудование, а уж потом что-то создавать. Реформа требует “противодействовать негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминала в молодежной среде”. А как? Непонятно. Может, не стоит бросаться словами? Уж слишком серьезная это проблема. Ведь в Вологодской области за последние 5 лет подростковая преступность выросла на 40%, 765 детей состоят на учете в наркологическом диспансере, а число молодых людей, вовлеченных в наркобизнес, увеличилось в 8,5 раза.
Малокомплектная сельская школа требует перестройки, укрупнения на уровне основной и полной средней, считают специалисты Центра стратегических реформ Грефа, не уточняя, впрочем, как эту перестройку осуществить. На Вологодчине пытаются эту проблему решить. Вот что думает по этому поводу Ирина Макарцева, начальник Департамента образования:
– Сельские школы в области закрываются из-за отсутствия детей. Но без решения жителей деревни или села мы не позволяем местным администрациям решать судьбу малокомплектных школ. Мы не идем на массовый подвоз детей потому, что не всегда позволяют дороги. Есть школы, к которым не так просто подобраться. Если в населенном пункте мало учеников, то мы рекомендуем выходить на индивидуальное обучение.
И еще:
– Мы получили план мероприятий правительства (опубликован в N 32, “УГ”), – говорит Ирина Макарцева, – где расписаны конкретные направления в сфере образования. По-моему, все сводится к тому, чтобы из людей выжать деньги. Ничего принципиально нового нет. С заместителем губернатора Иваном Поздняковым у нас мнения сошлись: систему образования хотят перевести на платную основу.
Михаил БОНДАРЕВ
Вологда – Москва
Комментарии