Самым значительным событием последних дней в столице было заседание президиума правительства Москвы, на котором подведены итоги выполнения государственной программы «Развитие образования города Москвы «Столичное образование» в 2014 году.
Это было необычное заседание хотя бы потому, что практически все его участники проявили не только заинтересованность в теме, но и величайшую осведомленность в ней. Очень многих удивил формат проведения нынешнего заседания правительства. Раньше ведь как было? По повестке дня министр выступает с докладом, члены правительства принимают его к сведению, одобряют или критикуют, потом мэр подводит итоги, правительство утверждает отчет и принимает соответствующее решение. На этот раз мэр посмотрел отчет, состоящий почти из 70 страниц, отложил его в сторону и стал задавать министру образования Москвы Исааку Калине вопросы, демонстрируя очень хорошее знание дел в столичном образовании. А как не быть этому знанию, если Сергей Собянин чуть ли не каждую неделю бывает то в школе, то в детском саду, лично проверяет качество строительства или ремонта, поставленного оборудования, беседует с педагогами и директорами? Я очень хорошо помню давний, очень впечатливший многих факт: когда Закон «Об образовании в РФ» должен был войти в силу, мэр Москвы прочитал его от первой до последней страницы, сделал свои пометки, после чего пришлось абсолютно всем сделать то же самое, потому что в Москве стал руководством к действию тезис: «Образование определяет будущее города, а значит, забота о нем – дело общее». Удивляться всему этому уже давно не приходится, в последние четыре года развитие образования действительно стало заботой не только отраслевого департамента, но и многих других. Проще сказать, что все департаменты правительства Москвы работают на систему образования: и строители, и финансисты, и экономисты, и специалисты по информационным технологиям. Департамент природопользования занимается экологическим образованием учащихся. Организация каникул, приобщение ребят ко всему тому богатству (музеи, театры, парки, библиотеки), которым обладает столица, – дело Департамента культуры, который уже несколько лет проводит праздник для столичных выпускников в парке культуры имени М.Горького. Проект «Школа новых технологий» ведет Департамент информационных технологий, который занимается поставками оборудования, обучением и приобщением к компьютерным технологиям педагогов и школьников, обеспечением доступа к скоростному Интернету, разворачивает множество творческих проектов. Например, недавно в Москве появилась еще и «Школа реальных дел», когда школьники посещают крупные IT-компании, берут на разработку одну из предложенных идей и предлагают фирмам свой вариант ее реализации. Руководитель Департамента науки и вовсе входит в состав Кадрового совета ДОМ и весьма серьезно относится к выбору директоров для столичных школ. Конечно, сохраняются и традиционные формы сотрудничества городской системы образования со строителями и ремонтниками, она заказчик и приемщик их работы. За последние годы школы и дошкольные учреждения серьезно укрепили свою материальную базу, были построены 220 новых школ, более чем в 500 образовательных организациях (так в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» теперь именуют школы) сделан капитальный и текущий ремонт, дело строителей еще и оснащать после окончания работ новой мебелью и всем необходимым для учебного процесса. Добавлю, что перестало быть заботой школы и благоустройство – за содержание пришкольных территорий отвечают префектуры, конечно, не просто так – им система образования передала деньги, предназначенные на эти цели, и теперь может спрашивать с местных властей за качество работы. Специально перечисляю все это для того, чтобы было понятно: если школа – храм образования, то и выглядеть она должна соответствующе, чтобы туда хотели идти дети, чтобы их отдавать туда хотели родители, чтобы вообще все видели, что власть реально, должным образом заботится об образовании. Как и общество: не случайно в последнее время в Москве появились и успешно работают такие новые структуры государственно-общественного управления, как межрайонные советы руководителей образовательных организаций и палата председателей межрайонных советов, Общественный совет, представляющий интересы широких кругов общественности в сфере образования, городской экспертно-консультативный совет родительской общественности, куда входят не просто родители, а родители – профессионалы в своей деятельности.Программа «Столичное образование» изначально определяла самый главный тезис, опрокидывающий прежние представления о бедности школы, о ее вечной позиции иждивенчества: сколько денег дадут ей на жизнь, так и будет жить. Сегодня московская школа сама определяет свое финансовое положение, и это не лозунг, а самый настоящий постулат, реализуемый на практике. Город финансирует на всех уровнях образования обучающегося, а не статус образовательной организации, что выгодно и справедливо: если еще в 2010 году финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладающих статусом «лицей», «гимназия», «центр образования» или «школа здоровья», составляло 63,1 тысячи рублей на одного ученика в год, то сегодня – от 85 до 123 тысяч рублей. Школа получает деньги по нормативу за каждого ученика, и тут уж действительно ее дело, как, чем и сколько учеников она привлечет для обучения, как построит учебный процесс, каких учителей привлечет. Объемы финансирования за четыре года увеличились в полтора раза, зарплата учителей после разработки новой системы оплаты труда нынче в среднем уже 70,2 тысячи рублей. Школа должна уже заботиться не о том, где взять, а о том, как потратить эти немалые деньги, чтобы обеспечить доступное и качественное образование для каждого ребенка, причем решать это она должна не одна, а вместе с управляющими советами, родительскими комитетами, учениками, входящими в систему самоуправления. Участие общества в управлении образованием тоже стало вполне реальным практическим делом, например, когда в ходе реализации госпрограммы «Столичное образование» шло создание 696 крупных многопрофильных образовательных учреждений вместо более четырех тысяч монопрофильных учреждений (сегодня более половины этих комплексов реализуют от трех до семи программ профильного образования), без согласия управляющего совета объединение школ и детских садов в единую организацию состояться не могло, заявку на объединение и документы в Департаменте образования просто даже не принимали к рассмотрению. В связи с серьезными задачами, которые решают советы, меняются и принципы их формирования. Если еще недавно в управляющие советы выбирали просто родителей и педагогов, то теперь в них появляются так называемые кооптированные члены, например, в управляющий совет комплекса «Покровский квартал» вошел и был избран его председателем депутат Московской городской Думы, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Теперь в этом комплексе УС весьма компетентно принимает участие в создании менеджерской программы, формировании бюджета, организации профильного и предпрофильного обучения, повышении квалификации учителей. В Москве изменилось отношение к управленческим и педагогическим кадрам. Речь идет о том, что при таких больших зарплатах столичные школы, нынче уже не имеющие вакансий педагогов, в самом скором будущем смогут объявлять конкурс на замещение учительских мест, контракт с учителем на то или иное время работы, вероятно, будет очень действенным способом повышения качества работы педколлективов. Что касается директоров, то их отбор и выбор в столице стали реальным делом. Каждый будущий директор проходит аттестацию: сначала демонстрирует в процессе компьютерного тестирования знания по экономике, праву, менеджменту, а потом, если обладает этими знаниями на должном уровне, проходит аттестационную комиссию, и завершается все заседанием кадрового совета, который рекомендует или не рекомендует кандидата на должность директора в ту или иную школу. Причем, если школа входит в рейтинг московских ОО, добившихся значительных результатов своей деятельности, кадровый совет может предложить управляющему совету выбрать достойного директора из трех кандидатур, если не входит, право назначения директора имеет департамент. Такая система резко увеличила число директоров и педагогов, желающих повысить свою квалификацию, получить второе, а то и третье высшее образование – никогда раньше не было столько директоров, осваивающих магистерские программы в МГУ, ВШЭ, Академии народного хозяйства, в Финансовом университете при Правительстве России. А то, что деньги на повышение квалификации учителей теперь получают школы, сделало этот процесс очень осмысленным. Во-первых, школа (методический совет, объединения учителей-предметников) решает, какие знания во благо общему делу может получить тот или иной учитель, во-вторых, сам учитель теперь определяет место и программу повышения квалификации в соответствии со своими личными и профессиональными интересами. Я хорошо помню, как когда-то Анна Мехед, победив на Всероссийском конкурсе «Учитель года», говорила о своей самой заветной, но тогда практически неосуществимой мечте – повышении квалификации на мехмате МГУ. Сегодня в Москве это не проблема для любого учителя математики. Отрадно, что за последние три года столичным властям удалось повысить престиж профессии педагога. Тут есть весьма объективный и приятный показатель: средний конкурс на одно бюджетное место (очная форма обучения) в Московский городской педагогический университет вырос с 5,7 чел. в 2011 году до 16,9 чел. в 2014 году.Московские школы стали работать более качественно. Оценить качество, конечно, дело сложное, в этом помогают городские рейтинги, выстраиваемые на основе не отчетов школ, а проверяемых данных, причем никто их у школ специально не запрашивает – школы сами выставляют все данные о работе на своих сайтах. До недавнего времени показателей, по сути, было только два – победы во всероссийских предметных олимпиадах и показатели сдачи ЕГЭ. По этому пути, кстати, идут и составители Всероссийского рейтинга, которые, правда, в этом году добавили еще показатель доступности школы, которая принимает всех или проводит конкурс среди будущих первоклассников. Сегодня показатели московского рейтинга дополнены, причем этот процесс идет постоянно. Например, если в 2014 году школам засчитывали просто количество дошкольников (в 600 многопрофильных комплексах есть дошкольные отделения), то в 2015 году будут засчитывать количество детей, которые перешли из дошкольных отделений в начальную школу, потому что это показатель работы комплекса, демонстрация доверия родителей к педагогам, которые в этом комплексе работают. Из будущих 100 тысяч первоклассников 2015 года в первые классы комплексов уже зачислены более 70 тысяч. Москва может себе позволить вводить такой показатель, так как с 1 сентября 2014 года все дети в возрасте от 2,5 до 7 лет обеспечены местами и могут получить качественное дошкольное образование в соответствии с новыми стандартами. Что касается школ, то и новые параметры оценки при составлении рейтинга вводят, и старые остаются. Результаты 2014 года радуют: среди победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады 123 московских школьника из 68 школ, в 2014 году в Москве было 74 школы, подготовившие победителей и призеров различных этапов олимпиады, сегодня их уже 144. 126 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших российских школ, из них 13 – в Топ-25 лучших школ России. Московские выпускники показывают высокую конкурентоспособность при поступлении в вузы: среди высокобалльников России по русскому языку, которые набирают 81-100 баллов, их 12,5 процента, среди высокобалльников по математике – 21,8 процента, доля получивших сто баллов по русскому языку – 13,9 процента, по математике – 37,5 процента. Те школы, которые показывают хорошие результаты и благодаря этому занимают призовые места в рейтинге, уже четвертый год получают гранты мэра Москвы, причем в 2014 году общая сумма грантов возросла с 750 миллионов до 1,05 миллиарда рублей. В 2014 году были вручены 200 премий правительства Москвы по 100 тысяч рублей каждая лучшим педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам учреждений образования, был учрежден почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы», введена медаль московского выпускника.Самый, пожалуй, важный вывод, который можно сделать после заседания правительства Москвы, таков: сложная экономическая ситуация в стране не повлияла на ситуацию в московском образовании, так как задолго до этого при существенной поддержке городской власти столичные школы в результате модернизации превратились в мощные, стабильно развивающиеся, финансово состоятельные, а потому выполняющие свои задачи образовательные организации. Если прибавить к этому то, что в городском бюджете не уменьшилось финансирование столичной системы образования, то можно весьма оптимистично оценивать перспективы его развития. Видимо, совсем не случайно в одном из своих выступлений министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сказал, что всем школам России придется пройти тот путь, по которому нынче успешно идут московские школы.
Комментарии