Урок обычно начинается с разминки. Учитель или дети делают таблички, на которых написано слово или дата из пройденного материала (но это может быть и какая-нибудь картинка, например, изображение Бога, исторического лица и т.д.). Ставится стул, чтобы на него можно было сесть лицом к классу. Вызываем желающего, над его головой поднимаем табличку так, чтобы он не видел. Дети формулируют разные варианты этого понятия, даты, стараясь не назвать его. Ученик, сидящий на стуле, отгадывает. Для разминки вызывается следующий. За правильно поставленный вопрос и правильный ответ дети получают фишки, из которых складывается оценка за урок.
Можно на уроке предложить игру “Путаница”, например, по темам:
Древний Египет, Финикия, Двуречье.
Финикия Двуречье
Тир, Сидон, Библ Вавилон
Средиземное море Тигр, Евфрат
кедр, дуб пшеница
оливки, виноград Хаммурапи
алфавит клинопись
колонии законы
Египет
Мемфис, Фивы
Нил
тростник
Тутмос III
иероглифы
пирамиды
Все слова перепутываются, дети пытаются поставить их в нужный столбик. Эта игра интересна своей вариантностью. Школьникам можно задать вопрос: “А по каким признакам еще можно разделить слова, кроме как по странам?” Дети думают и довольно быстро находят ответ: “Города, водоемы, растительность, изобретения, правители и т.д.” В эту игру можно внести и новый материал, например, по теме “Древняя Греция”. Новые слова как незнакомые выделяют в отдельный столбик, а потом с них начинают разбор новой темы. Такую игру наиболее подготовленные дети иногда готовят дома сами.
В виде игры интересно использовать устное тестирование. У нас есть сигнальные карточки с цифрами “1, 2, 3”, которые перед началом урока выкладываем на первую парту каждого ряда. На один вопрос тестового задания могут отвечать сразу 3 человека и в зависимости от правильности ответа получать фишки.
Для ускорения проверки домашнего задания можно проводить взаимный опрос. Проверка двумя учениками друг у друга правильности выполнения заданий всегда вызывает высокий интерес, способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Ребята выполняют задания, придуманные соседями по парте и подготовленные на уроке или дома. Обязательное условие: сами должны знать ответ на предложенный вопрос. Спрашивая друг друга и отвечая одновременно, дети закрепляют свои знания по пройденной теме. Выставляют оценки. Учитель достигает сразу нескольких целей:
ученики осваивают технологию совместной деятельности;
они включаются в творческую деятельность;
интерес к проверке домашнего задания резко возрастает.
Начало изучения новой темы может быть неожиданным, не входящим в рамки традиционного урока. Тема не объявляется сразу, дети подводятся к ней постепенно и в конце урока выводят сами. Это позволяет сразу включить учеников в активную умственно-познавательную деятельность. Урок проводится на высоком эмоциональном уровне.
Например, тема “Основание греческих колоний” не объявляется учителем, а дается для обсуждения одно лишь слово “колония”. Ребятам необходимо за 2-3 минуты написать как можно больше ассоциаций к этому слову. Кто больше слов написал, начинает читать, остальные дополняют. Даем определение, что же такое колонии, начинаем работать с картой, находим направления расселения греков, названия греческих колоний. Чтобы выяснить, почему греки покидали родину, выслушиваем сначала различные догадки, затем разыгрываем небольшой сюжет. Несколько учеников заранее получают слова и пытаются представить себя греками, покидающими родные места. После этого классу задаются вопросы: “Какие слои населения покидали родину и по каким причинам?” Делаются выводы. Я считаю необходимым вести тетради с опорными конспектами, которые на протяжении урока составляются всем классом. Опоры могут быть в виде знаков, рисунков, слов. Обязательное условие: опорный конспект пишется в очень краткой, сжатой форме, отражает тот материал, который изучается. Необходимо уметь читать опорный конспект, а не только его составлять.
На уроке используется много дополнительного материала. Детям дается опережающее задание подготовить сообщение о том или ином историческом событии или деятеле. Дети учатся самостоятельно работать с дополнительной литературой, отбирать главное, делать выводы. Поэтому так важна для нас рубрика “Знаете ли вы, что…”, в которой один человек делает сообщение, остальные дополняют его новыми интересными сведениями по данной теме.
В заключение урока проводится рефлексия. Учитель задает вопросы: “Что нового узнали на уроке? Что больше всего запомнилось? Ваше участие на уроке”. Дети сами ставят себе оценки.
Оценивать работу учеников считаю лучше в конце урока, так как они работают не только с домашним заданием, но и с новым материалом, отвечают на поставленные вопросы, делают сообщения, дополняют, выводят тему. Задача учителя при изучении нового материала так сформулировать вопросы, чтобы дети сами подошли к выводам.
Для этого очень важно научиться задавать детям вопросы, требующие раскрытых, а не однозначных ответов. Тогда каждый ученик сможет найти возможность высказать свои соображения.
Татьяна МАКУШЕВА,
учитель истории средней школы N 11
Усть-Илимск,
Иркутская область
Комментарии