Изменения, которые произошли в системе образования в конце XX и начале XXI веков, сделали чрезвычайно актуальной проблему сохранения единого образовательного пространства и в целом качества обучения. Отмена единой государственной программы вызвала необходимость разработки государственного стандарта, который мог бы служить ориентиром для авторов учебников и преподавателей. Многолетняя финансово затратная работа по подготовке стандартов, казалось бы, закончилась в 2004 году приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. за №1089.
Однако именно в этот период произошло очередное структурное изменение в управлении отраслью, поменялись министр и большая часть чиновников. На повестку дня был поставлен вопрос о легитимности нового стандарта. Последовало соломоново решение нового министерства о том, что действуют оба нормативных документа: обязательный минимум содержания 1998 года и стандарт 2004 года. Понятно, что это не внесло большой ясности в работу авторов учебников и преподавателей. Сразу же было заявлено о начале работ над стандартами второго поколения.
Наличие учебников, написанных и под минимум, и под стандарт, часто одних и тех же авторов, осложнило работу преподавателей, сделало проблемой выбор учебника, переход с одного учебника на другой и т.д.
Именно в этот период резко возросло значение систематического текущего и итогового контроля за качеством обучения.
Независимая и итоговая оценка качества обучения стала проводиться государством посредством введения единого государственного экзамена (ЕГЭ), который станет обязательным с 2009 года для всех оканчивающих среднюю школу, а также через введение независимой оценки качества обучения девятиклассников через межшкольные экзаменационные комиссии по предметам.
Государственный контроль качества на уровне основной и средней школы, безусловно, поможет сделать оценку качества подготовки учащихся более объективной. Оценка выведена за пределы конкретной школы и удалена от учителя, который учил выпускников. Но наряду с положительным моментом независимой оценки знаний есть опасение, что преподаватели вместо отстраивания системы текущего и итогового контроля качества обучения перейдут к элементарному натаскиванию своих питомцев на решение типовых заданий, которые входят в контрольно-измерительные материалы, предлагаемые Федеральным институтом педагогических измерений.
Для того чтобы помочь преподавателям в выстраивании именно системы текущего и итогового контроля, издательство «Дрофа» выпускает большое количество различных учебных пособий и методических рекомендаций. Это прежде всего методические пособия ко всем учебно-методическим комплектам, дидактические материалы, сборники задач и упражнений, справочники, комплекты наглядных пособий и множество другой необходимой литературы.
Среди всей этой уже известной многим учителям литературы более подробно хотелось бы остановиться и обратить внимание на тетради для оценки качества знаний, подготовленные для всех школьных предметов. Тетради пользуются спросом и выдержали уже несколько изданий. В содержание этих пособий для контроля включены основные компоненты знаний, которые должны быть изучены в определенном классе в течение учебного года. При этом для оценки качества знаний используются различные системы заданий, в том числе и тестового характера. К каждой теме содержания даются от 5 до 8 заданий. Предусматривается первоначальная оценка качества выполнения конкретного задания в баллах, которые в сумме составляют 100 баллов. По итогам оценки качества усвоения конкретной темы содержания количество набранных баллов может быть переведено в традиционную школьную отметку. Например: от 80 до 100 баллов – «5»; от 60 до 80 – «4»; от 40 до 60 – «3»; от 20 до 40 – «2» («неуд»).
Подобная структура оценки качества подготовки позволяет более широко использовать методы самоконтроля и взаимоконтроля в составе группы учащихся. По итогам четверти (года) может быть составлен и наглядно показан график изменения качества знаний учащихся. При этом среди заданий текущего контроля отдельно выделяется и система заданий для итогового контроля по отдельным разделам (темам) содержания. По графику можно определить, какие темы содержания хорошо усвоены, а каким необходимо уделить больше внимания при обучении, провести повторение, вторичный контроль и т.д.
В целом же предлагаемая новая технология контроля качества обучения не позволит скатиться на уровень натаскивания и поможет действительно добиться качественных знаний, а не просто сдать итоговый экзамен на уровне 9-го и 11-го классов.
Комментарии