search
main
0

“Правильные” пчелы Урок по биологии в 7-м классе с элементами технологии критического мышления

Задачи: изучить жизнедеятельность и особенности медоносной пчелы, ее значение в жизни человека и природы, продолжить формирование навыка работы с текстом, умения высказывать свое мнение, работы в группе.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация.
– Сегодня мы знакомимся с животными, которые с незапамятных времен приносят человеку огромную пользу. На этом уроке мы поговорим о пчелах. Запишите тему.
Считается, что название “пчела” произошло от старорусского слова “бжела”- жужжащая. На Руси было распространено бортничество. Кто-нибудь уже знает, что это? Действительно, сначала собирали мед диких пчел, живущих в дуплах деревьев – бортях, отсюда – бортничество. Позднее люди стали выдалбливать борти в колодах и переносили их ближе к дому. Мед оттуда можно было достать, только убив пчел. Только в 1814 году украинский помещик П.И.Прокопович изобрел разборный рамочный улей и разработал основные принципы пчеловодства. Наша задача сегодня – выяснить, как образуется мед, как живет семья пчел и каковы отношения между членами этой семьи.
Изучение нового материала.
1. Словарь пчеловода.
– Давайте выясним, что вам известно о понятиях, составляющих словарь пчеловода. Эти слова закреплены на доске. Выскажите свое мнение о том, что они означают (учитель записывает варианты на доске):
матка
трутень
рабочая пчела
воск
мед
соты.
Проверьте сами, были ли верны ваши гипотезы, поработав с текстом на листочках, выданных вам. (Самостоятельная работа 5 минут, затем – фронтальная корректировка).
Матка – самая крупная пчела в улье. Это самка. Брюшко ее длиннее, чем у других пчел. Трутни – самцы, пчелы средней величины. Они отличаются крупными глазами. Рабочие пчелы мельче остальных и являются недоразвитыми самками. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы есть участки, не покрытые волосками, на них образуется воск – это зеркальца. Из воска пчелы строят ячейки – соты. На наружной стороне задних ног имеются углубления, окруженные волосами, корзиночки. На внешней поверхности этих же ног видны щетинки, предназначенные для счесывания в корзиночки налипшей на тело пыльцы. Пыльца, пропитанная медом (перга), – это запас пищи. Из нектара, собранного пчелой и накопленного в медовом зобике (расширение пищевода), под действием его выделений образуется мед.
– Поработав с текстом, вы увидели, что наш словарь явно не полон. Какие понятия еще нужно добавить? (Мнения). Допишите их в наш словарь (учитель прикрепляет их на доске):
корзиночки
перга
зеркальца
щеточки
медовый зобик.
– Проверим, как вы усвоили эти понятия, с помощью задания “Закончи предложение”. Вы свои ответы кодируете с помощью цветных сигнальных карточек. Вопросы:
1) Пыльца, пропитанная медом…
2) Расширение пищевода рабочих пчел, в котором образуется мед…
3) Углубление на задних ногах пчелы, где скапливается пыльца…
4) Участки на брюшке, где образуется воск…
5) Щетинки, предназначенные для счесывания пыльцы…
– Вы усвоили основные понятия, давайте выясним, как же образуется мед? (Заслушиваются мнения, их правильность проверяют сами ученики, используя тот же текст, затем дается скорректированный ответ).
2. Взаимоотношения в семье пчел.
– Давайте выясним, какие функции выполняют пчелы в улье. Я вам предлагаю три варианта работы:
1) Составить мини-рассказ о деятельности матки, трутня, рабочих пчел в улье.
2) Выполнить задание “Найди соответствие” (на переносной доске):
матка уход за личинками
трутень размножение
рабочая пчела добыча пищи
защита
3) Для тех, кто имеет еще недостаточно знаний – заполнить опорную схему, опираясь на прочитанный текст и рисунок в учебнике (стр.165).
ПЧЕЛЫ
… … …
ФУНКЦИИ
… … …

Выберите свой вариант работы и выполните задание.
(Проверка: по одному человеку к доске по I и III вариантам, а в это время заслушиваются мини-рассказы).
– Вы уже имеете достаточно много знаний о пчелиной семье, но я дополню некоторые интересные факты, а вы можете сделать в тетрадях нужные пометки.
Матка откладывает в день около 2000 яиц. Из неоплодотворенных вылупляются трутни, из оплодотворенных – матки и рабочие пчелы. Но рабочие пчелы и трутни выкармливаются пергой, а матки – пчелиным молочком, которое ускоряет развитие. Кстати, даже старые куры приобретали вновь способность нестись, если в их корм добавляли это “молочко”. После выхода из ячеек рабочая пчела живет 40-50 дней и за это время меняет несколько специальностей, в зависимости от того, какие железы у нее в данный момент работают. (На магнитную доску укрепляются юмористические рисунки). Перед выходом молодой матки старая пытается ее убить, но пчелы ей мешают. Тогда она с частью рабочих пчел покидает улей и ищет новое место. Этот процесс называется роением. Занесите это понятие в свои словари.
В заключение нашего урока мы остановимся на тех вопросах, без которых наш материал был бы неполным. Поработайте группами, чтобы найти на них ответы. (Учитель читает вопрос, ученики обсуждают его, предлагают свои варианты. Правильность их проверяет ряд – “эксперты” по этом вопросу, так как им заранее выданы карточки с ответами). Вопросы:
1) В чем польза пчел?
2) Как происходит передача информации у пчел?
3) Когда яд пчелы приносит пользу, а когда – грозит смертью?
Информация для рядов экспертов:
1-й вопрос. Пчелы дают: мед – ценнейший питательный и лечебный продукт, воск – сырье для промышленности, пчелиный яд – лекарство. Но главное – опыление растений.
2-й вопрос. Информация о местонахождении медоносов передается пчелами-разведчицами с помощью “танца” – то есть своеобразных ритмичных движений. Танец запоминают сборщицы и летят в нужное место.
3-й вопрос. Пчелиный яд у людей с аллергией уже после одного-трех укусов может вызвать резкое недомогание, 500-600 – могут повлечь смерть, а в малых дозах яд употребляют для лечения ревматизма, артрита.
В качестве подсказки учитель предлагает рассмотреть верхнюю часть рисунка в учебнике на стр.165 (к вопросу N 2).
Домашнее задание.
1) Дополнить свои знания о пчелах, поработав с вопросами (на выбор):
– Что делать при укусе пчелы? (Полезные и вредне советы).
– Что такое прополис и как он используется?
2) Повторить свои записи.
Ольга ПАВЛОВА,
учитель биологии средней школы N 18
Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте