search
main
0

Правильная ориентация. Вопросы государственного масштаба перекладывают с одних плеч на другие

Если спросить рядового педагога, проводит ли он среди своих воспитанников профориентационную работу, ответ скорее всего будет вполне ожидаемым: «Конечно, провожу!» Но если копнуть чуть глубже, окажется, что тема эта в современной школе, мягко говоря, не раскрыта. В чем же причина? Неужели учителям все равно, кем станут их ученики? Разумеется, нет. С другой стороны, разве не родители должны заботиться о будущем своих детей? И разве работодатели, вузы и колледжи не заинтересованы приходить к своей потенциальной «пастве», дабы рассказать ей много интересного?

Уровень профессионализма работников любой сферы и отрасли напрямую зависит от их подготовки, качества полученного образования. Это в свою очередь зависит от мотивации, желания и стремления овладеть знаниями, умениями, навыками и профессией, где они востребованы. Собственно, именно это и составляет основу профориентационной работы. Человек, который с детства решил стать водителем, спортсменом, учителем или военным, будет осознанно или подсознательно стремиться соответствовать этой профессии, интересоваться ею, развиваться в данном направлении. И здесь очень важно ему помочь, рассказать, показать, посоветовать, познакомить с теми, на кого стоит равняться. В противном случае мы будем иметь то, что имеем, – невероятное количество людей, работающих не по специальности и недовольных тем, чем они занимаются.Несомненно, главную роль здесь играет семья. Однако было бы наивно абсолютно все отдавать на откуп семье по принципу «мы только даем знания вашему ребенку, а уж где и как он их будет использовать, не наши проблемы!». Точно так же ошибочно ждать от чиновников какого-то законодательного акта, после которого все сразу встало бы на свои места и дети автоматически поняли бы, кем быть и какими быть. Наступление необходимо вести по всем фронтам, а не пытаться свалить все на какую-то одну структуру или сферу.Существует огромное количество песен, стихов, книг и кинофильмов (причем не только отечественного производства), способных оказать колоссальное эмоциональное воздействие на подростка, стоящего перед жизненным выбором. А как не вспомнить про замечательные песни, посвященные героям спорта, шахтерам, летчикам, морякам! Правда, в последние годы все больше и больше совсем других «произведений», которые откровенно высмеивают представителей разных профессий, выставляя их в весьма невыгодном свете. Думаю, вряд ли кого сериал «Школа» воодушевил настолько, чтобы он решил стать учителем. Впрочем, определенный прок, наверное, есть и от таких «шедевров». Как говорится, не благодаря, а вопреки.Я уже не говорю про великую роль средств массовой информации. В современном мире нам не обойтись без тематических передач, статей, сериалов, интервью, из которых ребята узнавали бы, кто чем занимается, кто более всего сейчас нужен стране и кто понадобится через год, пять, десять лет. И хотя, как мы знаем, «в Интернете есть абсолютно все», думаю, там все-таки не хватает разработанного специально для детей центрального портала, на котором была бы размещена самая полная база данных о том, что собой представляет та или иная профессия или специальность, списки ссузов и вузов, вакансии, профориентационные тесты и многое другое.Конечно, можно и нужно использовать все то, что прекрасно зарекомендовало себя в прошлые годы, совмещая это с новыми подходами. Например, если каждый из родителей учеников того или иного класса согласится прийти и рассказать детям о своей профессии, это дало бы отличные результаты, помогло сплотить семью и школу. Дети по крайней мере были бы в курсе, чем занимаются папы и мамы их одноклассников, и знали бы, к кому можно обратиться за помощью и советом. Но вот вопрос: а нужно ли это самим родителям, которые вечно заняты, и насколько в этом заинтересованы учителя, которым гораздо проще провести день профориентации или сделать красивую презентацию «в тему»?И, конечно, очень важно, чтобы необходимость полноценной профориентационной работы понимали на всех уровнях, а не перекладывали с одних плеч на другие. Между тем последний правительственный документ, который напрямую касается этого направления деятельности, был принят аж 20 лет назад – это распоряжение Правительства РФ от 29 июля 1995 года №1070-р. В нем Минтруду, Минэкономики, Минфину, Минобразования, Минсоцзащиты, Госкомвузу, Роскоммолодежи и другим заинтересованным органам исполнительной власти предлагалось рассмотреть вопрос о разработке федеральной целевой программы развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации. В результате Министерство труда и социального развития РФ постановлением от 27 сентября 1996 г. №1 разработало положение «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».Но федеральная целевая программа так и не была принята. Профориентационную работу почему-то решили спустить в регионы, рассудив, очевидно, что субъектам Федерации виднее, кого, как и на что именно ориентировать. При этом само понятие «профессиональная ориентация» встречается в целом ряде различных концепций, программ и стратегий, которые касаются подготовки научных и научно-педагогических кадров инновационной России, выявления и развития молодых талантов, национальной безопасности, социальной политики, развития образования и так далее. Какого-либо единого документа, целиком посвященного стратегии данного вида деятельности в масштабах государства, как не было, так и нет. Каждый занимается этим постольку, поскольку этим нужно заниматься, конечно. В принципе. И не более того.В Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» профориентация упоминается несколько раз мимоходом. Мол, среднее общее образование направлено в том числе и на «…формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования». А дополнительное образование детей и взрослых «…обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Статья 9 Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гарантирует гражданам РФ «право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией», однако это касается только органов служб занятости.Напомню и о существовании еще двух документов – Европейской социальной хартии и Конвенции Международной организации труда №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», где провозглашается всяческое поощрение государством услуг, «которые помогут всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и ситуации на рынке труда». Причем совершенно бесплатно для детей и взрослых.Оба этих документа наша страна ратифицировала (правда, хартию не полностью). Однако возникают резонные вопросы: соответствуют ли наши действия по развитию системы профессиональной ориентации не только реальным потребностям нашего общества, промышленности, экономики, но и трезвой логике? Не напоминает ли все это некое лоскутное одеяло, которым пытаются прикрыть неудобную действительность? Или, может быть, во главу угла поставлено традиционное авось, причем на всех уровнях – от школьника до правительства?Это фактВ России планируется создать сеть детских технопарков. Проект под названием «Национальная система мотивации детей к всестороннему развитию» призван заинтересовать школьников техническими профессиями. Идея предложена в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования до 2020 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте