Недавно вышло в свет необычное издание, предназначенное студентам и преподавателям педагогических факультетов как светских, так и духовных учебных заведений. Это выпущенная Фондом сохранения духовно-нравственной культуры «Покров» «Хрестоматия по истории педагогики» в двух томах. Составители – Овчинников А.В., Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н. Руководители проекта игумен Киприан (Ященко), А.В.Овчинников. Издание рекомендовано к печати Ученым советом Института стратегии и теории образования РАО (ныне – Институт стратегии развития образования РАО). Интересно, что издания, представленные в двухтомнике, отобраны в соответствии с программами по истории педагогики и образования для высших педагогических учебных заведений.
Большинство статей хрестоматии отражают взгляды отечественных православных деятелей педагогической мысли с древности и до середины двадцатого века. На очереди у издателя – составление хрестоматий, отражающих педагогические воззрения мыслителей, принадлежащих к другим конфессиям.
В двухтомнике также достаточно полно представлены классические труды зарубежных и отечественных деятелей в области образования подрастающих поколений. Не противопоставляя педагогические воззрения религиозных и светских авторов, составители хрестоматии предоставили читателям возможность самостоятельно сделать вывод о том, что полезно для современного образования, а что уже потеряло свою актуальность.
В этом смысле, в частности, требует размышления проблема применения наказания к детям (в том числе и телесного) и как ее понимают древние и современные мыслители в области образования. Это актуально в связи с применяемой в некоторых европейских странах практикой лишения родительских прав даже за самые безвредные для ребенка формы телесного наказания.
В книге можно найти немало интересных размышлений о педагогике. Например, в разделах «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать своих детей» (святитель Иоанн Златоуст), «Отзывы о женском образовании» (святитель Игнатий (Брянчанинов)), «Место человека в творении» (Мария Монтессори), «Право ребенка на уважение» (Януш Корчак), «О народном воспитании» (Александр Пушкин), «Правило жития в мире» (Николай Гоголь) и т.д.
Очевидно, что главной задачей составителей издания было установление моста между мыслителями прошлого и современными теоретиками и практиками российского образования. На мой взгляд, это им вполне удалось.
Анатолий Бычков, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук.
Фото с сайта www.pereprava.org
Комментарии