Это был урок, похожий на стихи, – легкий, но почему-то запоминающийся. Для Жанны Викторовны ПОНОМАРЕВОЙ, учителя русского языка, обычный – открытый, но не демонстративный. Конечно же, она готовилась к нему, как к любому другому. На гостей не рассчитывала, но то, что они могут быть, подозревала. В Авторской экспериментальной школе №155 города Омска все уроки – открытые. Потому что любой родитель имеет право посидеть за партой, посмотреть и послушать, чему и как учат его ребенка. И каждый урок Пономаревой – открытие.
Жанна Викторовна предупредила меня сразу: первый урок в 10-м классе – не самый увлекательный. С летних каникул вернулись не все, часть ребят ушли в техникумы и колледжи. Зато появились новенькие. Разумеется, она познакомилась с классом заранее. Но надо ведь выяснить уровень знаний каждого ученика, понять, в каком темпе ребенку удобнее работать, какие методы к нему больше подходят. А это можно сделать только в процессе. Тем более что новенькие десятиклассники в АЭШ – как правило, бывшие «нелюбимые» ученики других, обычных школ. Да и включаться в учебный процесс после летнего отдыха тяжело и взрослым, и детям. Впрочем, по учительнице я этого не заметила – она была спокойна, деловита и улыбчива.
– Урок – как маленький спектакль. Перед звонком я чувствую, наверное, то же, что и актер перед выходом на сцену: что-то вроде радостного возбуждения. Постою перед ребятами, отдам им свои знания, заряжусь их энергией, немного пошутим, бывает, чуть поссоримся… И, уходя из класса, я всегда ощущаю их благодарность. Даже если ничего нового не проходим, все равно для меня урок – открытие: себя, ребят, мира…
Этот урок был именно таким. Тема казалось старой, как школа: «Безударные гласные в корне слова». Впрочем, тему класс узнал позже, самостоятельно ее сформулировав. А сначала парни и девушки, устрашая меня акселератскими размерами, медленно и трудно – даже не поднимались – выдвигались из-за парт. Каким чудесным образом лень превратилась в заинтересованность, я не сумела уловить. Как-то по словечку, которые Жанна Викторовна вытягивала из них терпеливо и доброжелательно:
– Какие разделы русского языка мы с вами уже знаем?
– Орфографию… Пунктуацию… – напрягался класс.
– А чем занимается орфография? А пунктуация? – выпытывала она.
Из слов, которые вспоминали ребята, направляемые педагогом, сама собой сложилась тема. Они удивились и даже поначалу слегка разочаровались:
– Так это мы еще в первом классе проходили.
– Конечно, – подтвердила учительница. – Но это одно из главных правил русского языка. Чтобы владеть родным языком, мы должны не только помнить о нем, но и уметь его применять.
Я поняла, что Жанна Викторовна владеет языком в совершенстве. Потому что через несколько минут, забыв про диктофон, сама схватилась за ручку, чтобы проверить безударную гласную в слове «тестирование». Учительница не читала нудных нотаций о важности своего предмета, но ни секунды не давала забыть, что впереди экзамены, а за ними и целая жизнь. Я почувствовала себя ученицей и, честно сказать, даже отличницей из отличниц. Гордость охватила неуместная: уж я-то, в отличие от этих десятиклашек, языком владею. И тут же пропала. Потому что, еще не оформив правило в слова, мы стали его… рисовать.
– А можно я гласные квадратиком изображу? – спросил Денис Ластовский.
– Конечно, это же твое правило, – разрешила учительница.
Готовых алгоритмов по русскому языку сегодня разработано множество. Но на уроке Жанны Викторовны Пономаревой каждый составляет алгоритм только для себя – как кому удобнее. Денис, например, использовал языковые символы вместе с математическими, а Влад Федяев предпочел буквы. Потому что Денис, по словам Жанны Викторовны, больше предрасположен к точным наукам, а Влад – к гуманитарным. Но и тот и другой, превратив правило в формулу, его уже не забудет, как показывает опыт.
– Алгоритм в русском языке помогает формировать научно-лингвистическое мышление, воображение, развивает интеллект учащихся, повышает уровень речевой культуры и грамотности, – объясняет мне Жанна Викторовна. – Это, на мой взгляд, самый эффективный путь повышения грамотности учащихся. Особенно удобны алгоритмы для подготовки к единому государственному экзамену.
Какое счастье, что ЕГЭ сдавать мне уже не придется никогда! Неминуемого провала бы я не перенесла. Правила мне никогда не давались – я забывала их немедленно после получения пятерки. В наше время никому не приходило в голову уложить законы русского языка в короткие ясные «подсказки». Слава богу, родители передали мне по наследству «чувство языка».
– К сожалению, сейчас этого чувства стало гораздо меньше. Язык сильно засорен, говорят дети на сленге, слышат неправильную речь, читают мало. Но в каждом классе есть «звездочки». У меня было не так много выпусков – всего четыре, – рассказывает Жанна Викторовна. – Но мне кажется, Бог возблагодарил меня за мою любовь к предмету прошлым выпуском. Из 11 человек трое выбрали филологические факультеты, причем прошли на бюджетные места, победив в серьезных конкурсах. Алеся Дубовская и Кристина Фомагина поступили в Омский государственный университет, а Оксана Звягина – даже в московский. Иногда я сама удивляюсь, чему же такому я их учу, если даже слабенькие, на мой взгляд, ребята получают отличные оценки в других учебных заведениях, особенно средних специальных.
Жанна Викторовна преподает сейчас в старших классах, где русскому языку стандартом отведено неоправданно мало часов – 1-2 в неделю. Пробелы восполняет дополнительными индивидуальными занятиями, коих больше, чем уроков, – по 4 часа в неделю. Она учитель русского языка. Так сложилось: в АЭШ не принято совмещать преподавание нескольких предметов. Поэтому литература превратилась в хобби учительницы. И ее учеников, разумеется. Стихи на уроках русского языка пишут все!
– Не уверена, что это можно назвать стихами, – смеется Жанна Викторовна. – Но рифмовать умеют все. Мне кажется это важным. Русский язык немыслим без творчества. Я люблю стихи за легкость, прозрачность, за настроение, которое они создают.
Стихи действительно разные. От… «Новый год к нам приходит и подарок нам готовит» на тему временных глаголов до… «Ты был героем просто, ты просто был солдат. Не думал о погонах, наградах, орденах». Может быть, не самые правильные стихи, не самые четкие рифмы. Для Жанны Викторовны важнее то, что настроение помогает оставить след в памяти. Не только об уроках русского. Темы Великой Отечественной войны в программе этого предмета нет. Поэмы и саги о солдатах прошлого – не просто интеграция с историей, это уже воспитание патриотизма, уважения к памяти своего народа, своей страны. Не сухое, «отчетное», а идущее от души. Поэтический альманах «Омские просторы», созданный учениками АЭШ на уроках Жанны Викторовны Пономаренко, был отмечен дипломом на ХVII научно-практической конференции региональных НОУ.
Впрочем, стихи – лишь малая толика нестандартных заданий из практики Жанны Викторовны. Причем задания – слово не совсем точное. С каждым ребенком она работает индивидуально, чувствует его способности и ощущает его потребности в разных видах работы. Поэтому создается впечатление, что не учительница дает задание, а сам ученик выбирает тот способ познания русского языка, который ему по душе. Саша Мироненко, например, предпочитает рисовать правила в «лицах» – акварельными красками, Настя Лепешева чертит таблицы, Настя Макарова «издает» целые книжки-малышки. Всем, оказывается, интересно «переводить» свой юношеский сленг на речь взрослого интеллигентного человека. С теми, кто слабоват, Жанна Викторовна практикует методические разработки. Творческие работы учеников видит вся школа – ради них Жанна Викторовна организует художественные выставки и поэтические вечера. Уже через неделю после каникул всякие «шняги» и «фишаки» в АЭШ звучат гораздо реже. Зачем, если здесь они узнают гораздо больше новых интересных и красивых слов?
– Вы молодцы, – похвалила ребят за работу на уроке Жанна Викторовна. – Хотя ваша лексика сегодня не поднялась выше уровня седьмого класса.
– Благословить – благое слово, – тут же отозвался Влад Федяев, перекрикивая звонок.
– Примирять – мир, – подхватила Маша Булатова.
– А примерять – примерка! – уточнила Валя Иващенко.
– Абориген, глицерин, метеоролог, фолиант, эпидиаскоп… – выдал Денис Ластовский. – Проверить можно только по словарю. Кстати, словарь – слово.
Комментарии