Нынешние школы, профессиональные училища, а тем более высшие учебные заведения немыслимы без современной компьютерной базы, выхода в Интернет, без использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Информатизация образования – одно из важнейших направлений национального проекта «Образование», которому уделяется огромное внимание как на федеральном уровне, так и на местах. Наш сегодняшний разговор – о стратегических направлениях информатизации образования, о том, как будет идти информатизация в новом учебном году, как федеральный центр помогает школам справляться с техническими проблемами и, наконец, реально ли ограничить доступ учащихся к ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания.
Главные приоритеты
Можно выделить следующие основные направления информатизации образования на 2008-2010 годы, являющиеся стратегическими:
развитие информационных (электронных) образовательных ресурсов (ЭОР);
развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса;
развитие информационных систем управления отраслью;
развитие сетевой научно-образовательной инфраструктуры;
закупка и поставка аппаратно-программных средств (компьютеры, системное и прикладное программное обеспечение);
подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров;
системная информатизация школы.
Источниками финансирования мероприятий в области информатизации образования являются как федеральные целевые программы (ФЦПРО, ФЦП «Дети России», ФЦП «Русский язык», приоритетный национальный проект «Образование»), так и региональные программы развития образования в субъектах Российской Федерации.
В этом году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» все школы России получили стандартный (базовый) пакет лицензионного программного обеспечения. По условиям лицензионных соглашений этот пакет также могут использовать школьные учителя на своих личных (домашних) компьютерах. Одновременно стартовал проект по разработке пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений России. До конца года пройдет его апробация в трех пилотных регионах – Республике Татарстан, Пермском крае и Томской области, а в 2009 году пакет будет предложен для использования во всех школах России.
В рамках ФЦПРО продолжены работы по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения по основным дисциплинам полной средней школы, а также начаты работы по созданию ЭОР нового поколения по наиболее востребованным на рынке труда профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования.
Хочу напомнить, что начиная с октября 2008 года запланирован поэтапный переход финансирования доступа к сети «Интернет» школ, подключенных к Сети в рамках приоритетного национального проекта «Образование», за счет средств местных или региональных бюджетов. О необходимости планирования средств все субъекты Российской Федерации были уведомлены еще в мае 2007 года.
Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в сфере образования, диктуют необходимость постоянного расширения и модернизации школьного компьютерного парка. В таких условиях директорам школ, руководителям местных органов управления образованием следует активнее привлекать внебюджетные источники финансирования. Создание попечительских советов общеобразовательных учреждений, привлечение спонсоров и меценатов может стать тем источником финансирования, который поможет решить проблему оснащения школ современными средствами вычислительной техники.
Повышение квалификации
В 2008 году Федеральным агентством по образованию реализуются проекты, направленные на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, в том числе и их ИКТ-компетентности.
Также в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы происходит развитие и совершенствование системы ресурсных центров взаимодействия общеобразовательных учреждений во главе с региональным координационным центром. Развитие данной системы вызвано необходимостью организации регулярной методической поддержки работников образования в области использования информационных и коммуникационных технологий, а также поддержки инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности учащихся на основе использования ИКТ.
Система ресурсных центров взаимодействия общеобразовательных учреждений должна органично дополнить имеющийся в регионах потенциал в области повышения квалификации и методической поддержки педагогов в области использования ИКТ в образовательной деятельности и способствовать формированию единого образовательного информационного пространства субъектов РФ.
Наряду с этим в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» существуют службы технической поддержки по проектам «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» и «Обеспечение доступа к сети «Интернет» образовательным учреждениям в 2008-2009 годах, подключенным к сети «Интернет» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
В 2007 году в рамках реализации проекта «Методическая и организационно-техническая поддержка профессионального сообщества через разработку, экспертизу и апробацию методики внедрения новых образовательных технологий в системе общего образования, координацию работы и мониторинг результатов деятельности региональных инфраструктур» были проведены работы по повышению квалификации 1500 работников образования в области использования современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения в учебном процессе. В текущем году Рособразованием также реализуется ряд проектов по обучению и повышению квалификации работников сферы образования в области использования современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и по использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения, разработка которых начата агентством в 2006 году, не требуют от педагога какой-либо специализированной технической подготовки. Однако мы понимаем, что ЭОР нового поколения инициируют развитие новых педагогических технологий, поэтому на майской коллегии Рособразования обсуждался этот вопрос, и начата работа по созданию методик и практических моделей использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
Система контроля
С целью ограничения доступа учащихся к интернет-ресурсам, не соответствующим задачам воспитания и образования обучающихся, в 2006-2007 годах была разработана и внедрена система исключения доступа к интернет-ресурсам, не соответствующим задачам воспитания и образования обучающихся (СИД), как на уровне образовательных учреждений (ОУ) и субъекта, так и на федеральном уровне. Федеральный сегмент СИД позволяет вести мониторинг пользования Интернетом, в частности нарушений утвержденных федерального и региональных регламентов доступа ОУ в Интернет как в отдельно взятом ОУ, так и в целом по всем ОУ РФ. В настоящий момент федеральный сегмент СИД обрабатывает в среднем около 250 миллионов запросов в день, из которых около 1,5 миллиона запросов отфильтровываются как не соответствующие задачам образования и воспитания. В рамках ПНПО в I квартале 2008 года распространена локальная версия СИД, и до 31 декабря 2010 года гарантировано обеспечение постоянной актуализации базы данных интернет-ресурсов, не совместимых с задачами воспитания и образования учащихся.
В 2008 году проводятся работы по дальнейшему развитию СИД в целях повышения ее надежности и эффективности, адаптации к новым угрозам, возникающим при использовании сети «Интернет», в частности создание и запуск сервиса для формирования экспертных заключений по содержанию интернет-ресурсов, не соответствующих или соответствующих задачам воспитания и образования обучающихся, создание системы обработки указанных экспертных заключений, системы интеграции с региональными базами данных экспертных заключений и формирования единого списка интернет-ресурсов для использования в образовательном процессе.
На основе опыта работы учителей с ресурсами Интернета разработаны следующие материалы: каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» для основного и среднего (полного) общего образования; методические рекомендации для школ, подключаемых к сети «Интернет» по технологии xDSL; примерные правила использования сети «Интернет» в общеобразовательном учреждении; регламенты работы по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения; регламент по работе с электронной почтой; должностные инструкции ответственного за работу «точки доступа к Интернету». Эти материалы размещены на сайтах Рособразования и Национального фонда подготовки кадров.
Комментарии