Сейчас, когда комплексный проект модернизации ввел в широкий обиход понятие эффективности сотрудничества школы с обществом, когда от того, как складываются взаимоотношения у школы с муниципальными властями, зависит общий социальный настрой региона, правила взаимодействий меняются кардинально: традиционно закрытые от вмешательства извне образовательные учреждения осваивают азы общественно-государственного управления. Проректор по научной работе Академии социального управления Александр МОИСЕЕВ знает толк в стратегии управления, его интересует образовательный менеджмент и, анализируя образовательные системы, он разрабатывает программы развития. По его мнению, и школа, и общество вполне созрели для того, чтобы потянуться наконец-то навстречу друг другу, сознавая, что вместе можно достичь гораздо большего.
– Александр Матвеевич, то, что благосостояние жителей Подмосковья, даже тех, кто имеет самое непосредственное отношение к образованию, за последние годы выросло, очевидно. Это произошло из-за стремительного развития экономики региона, повлекшего за собой и улучшение социального положения. Возможно ли было изменить ситуацию с повышением престижа учительского труда только своими силами, без оглядки на федеральные решения в этом вопросе? Что, собственно, дал нацпроект области?
– Нацпроект – это не просто источник финансовых вливаний, это гораздо большее. Прежде всего это новый способ управления образованием, который позволяет включить иные механизмы стимулирования. Причем оно касается всех – и учителей, и управленцев, и общественности, которая в общем-то не всегда понимала, как ей можно поучаствовать, повлиять на образование. Теперь включился механизм, который ее к этому даже побуждает.
Мы видим приятное совпадение векторов политики, которую проводит правительство Московской области, связанное с такой довольно сильной социальной составляющей, когда половина всего бюджета идет на социальную сферу, в том числе на образование. По этой причине заработная плата педагогов заметно выросла. Нацпроект же сделал реальной мысль, что можно стремиться и к большим доходам и свершениям благодаря конкурсности. Мы уже можем посмотреть на примерах тех первых направлений нацпроекта, которые стартовали в 2006 году, как это сработало. Есть федеральное финансирование и встречное со стороны регионального, а также местного бюджета.
– У области квота – 107 школ в год могут победить в конкурсном отборе на получение миллиона рублей для развития своих инновационных разработок. На сегодняшний день в Подмосковье таких 214. Вы и сам как эксперт принимали участие в оценке качества их деятельности. Как вы считаете, все ли замыслы победивших образовательных учреждений актуальны и достойны воплощения?
– Прежде всего все они действительно заслуживают поощрения. Поэтому область им дала со своей стороны еще 500 тысяч на покупку оборудования, которое позволит этим школам стать еще сильнее. В этом году было принято, на мой взгляд, очень приятное решение, неплохо было бы, чтобы ему последовали главы других регионов. Не раз проговаривали, что победа школы – это в большей степени заслуга ее директора, но при распределении средств он оказывался как бы ни при чем. Борис Всеволодович решил, что директоров поощрять необходимо: все директора победивших за эти два года школ получили по 115 тысяч рублей. Стоит ли говорить, насколько этот знак внимания губернатора был весьма положительно воспринят директорским корпусом Подмосковья?!
На этой почве при поддержке нашей академии, Министерства образования области родилась идея создать ассоциацию лидеров образования Подмосковья, куда первыми как раз вошли школы – победители нацпроекта. Она только начинает разворачиваться, но по потенциалу видно, что в перспективе это самостоятельное сообщество станет весьма значимой общественной силой, которая будет работать для образования.
По нашей квоте 359 учителей смогли победить в конкурсе нацпроекта. Конечно же, это вызвало очень большой интерес у педагогов, 100 тысяч рублей – сама по себе цифра приятная и немалая, и по линии региона каждый из них, и даже те, кто не выиграл на федеральном уровне, а только подал заявки – таких было в оба года по 585, получили по 60 тысяч из областного бюджета: премия сложилась из расчета добавочных 5 тысяч в месяц.
– Да, это существенно подняло настроение педагогам…
– Безусловно, эти деньги можно воспринимать как поощрение, но выделены они с тем, чтобы талантливые учителя могли расширять распространение своего опыта, осуществляли методическую работу. Педагоги получили возможность приобрести для своих классов современные пособия, в частности сейчас стали очень широко применяться интерактивные доски, и мы стараемся очень быстро, в опережающем темпе обучать людей использовать технику в полную ее мощь, так как эти приспособления в состоянии гораздо больше обогатить урок.
Педагог вообще склонен к соревновательности: все учителя по психологии – отличники. Поэтому бонус за их труд оказывается для них огромным стимулом развивать свои таланты дальше. Это же касается улучшения содержания воспитательной работы: классные руководители не столь ярко отмечаются за свои достижения, но стоит их похвалить и поддержать – горы сворачивают.
– А как в регионе способствуют росту качества их деятельности?
– Здесь много путей. Немаловажно и то, что ученые области стараются обеспечивать классных руководителей современными пособиями, в которых они находят рекомендации, как и какие новейшие технологии использовать в работе с ребятами. Эта линия, когда в одном пакете решаются задачи, связанные с ростом качества образования и ростом статуса и материального положения учителей, красной линией проходит через региональный комплексный проект модернизации образования. Идея комплексной модернизации родилась достаточно давно: ряд проектов, очень серьезных, по обновлению содержания и улучшению форм образования осуществлялись уже несколько лет, и стало очевидным – мозаичная работа, разбитая по кусочкам, не в состоянии изменить ситуации в целом. В одном регионе начали вводить нормативное финансирование, в другом весьма глобально занимались сетью образовательных учреждений, делая ее укрупненной, более современной, давая детям возможность перемещаться с помощью школьных автобусов туда, где для них созданы лучшие условия. Все эти детали пазла не складывались в единую картину прорыва. Модернизация меняет школьные программы. Это тоже важная составляющая. Сейчас появляются уже стандарты нового поколения. Но это вещи менее популярные, потому что меняются правила игры. Это очень тяжело воспринимать как данность, ведь мы всегда жили вот так-то, а теперь что? Привычная уравниловка в оплате труда уходит в небытие. Родители и дети становятся полноправными участниками образовательного процесса. Общество ждет от школ широкого освещения деятельности.
– Вот мы коснулись взаимоотношений школы и общества, ее сегодняшней открытости публичной оценке. Тут и там звучит – «управляющий совет то», «управляющий совет это», а для чего он предназначен на самом деле?
– Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Что это на самом деле значит?
Управление школой – это особая деятельность, в ходе которой управляющие с помощью продуманных действий по планированию, организации, руководству и контролю общей, совместной деятельности всех участников образовательного процесса (ребят, родителей, педагогов, администраторов) сознательно добиваются достижения целей, поставленных перед школой. Управляющие определяют цели и задачи своей организации, планы их достижения, организуют работу по их выполнению, руководят, воздействуя на людей, их сознание и поведение, совместными усилиями устанавливают, все ли получилось точно по намеченному плану, если нет – вносят коррективы. На протяжении всей этой работы управляющие, наделяемые необходимыми правами и властными полномочиями, принимают конкретные решения, выполняемые всем «школьным населением».
Очень важный признак реального участия в управлении – возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.
В управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них – как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства – носят стратегический характер, то есть они принципиально важны для выживания и успеха школы, другие вопросы не столь судьбоносны, но требуют квалифицированного оперативного вмешательства управляющих и предполагают профессиональный характер их действий.
– Значит ли это, что школьный управляющий совет только определяет стратегическую линию школы и контролирует ее выполнение директором школы и педагогами?
– С одной стороны, управляющий совет мыслится именно как орган стратегического управления, собирающийся в полном составе на свои заседания достаточно редко и для решения главных проблем школы и определения принципиальных «рамок» и направлений ее работы. С другой – рабочие органы, создаваемые им, могут работать в школе на постоянной основе, привлекать для решения общих задач силы всех участников образовательного процесса. Иными словами, оформление классной комнаты к празднику или организация экскурсии – не масштаб для работы управляющего совета, но через свои рабочие органы он, конечно, не в ущерб своей основной работе может влиять и на решение таких конкретных задач. Это не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
– Александр Матвеевич, почему же раньше школы жили без управляющих советов?
– Их наличие – это признак школы, устроенной на демократических началах, когда в управлении, принятии управленческих решений участвует не только узкий круг штатных «начальников», но и представители «широких школьных масс», всего школьного населения – родителей, педагогов, самих школьников. В прежние годы школы в нашей стране управлялись жестко централизованно, учили детей по единому для всей огромной страны учебному плану и программе. В школах действовали, посильно помогая учителям, родительские комитеты, большие силы тратились на создание и организацию работы ученических комитетов, советов старост, немало полезного делали школьные пионерские и комсомольские организации… На пике демократических преобразований периода перестройки, в конце 80-х годов, стали появляться и школьные советы. Сегодня профессиональное сообщество педагогов стало ощущать реальную потребность диалога, потребность сделать школу более открытой и «прозрачной», ощутило невозможность решать вопросы обучения и воспитания только силами профессионалов. Наиболее активные представители общественности изъявили готовность включиться в решение школьных задач, а также приобрести опыт участия в управлении школами. Было организовано также изучение мирового опыта создания и работы школьных управляющих советов и его соотнесение с российскими особенностями.
Уж поверьте мне, управляющие советы могут стать сердцевиной демократической российской школы и движущей силой ее создания.
Комментарии