20 декабря отмечается международный (хотя и неформальный) праздник – День настольных игр. Правда, учрежден он был британцами в 1975 году и отмечается преимущественно именно в Великобритании, но когда и кого из нас это останавливало, если речь заходит о каком-нибудь замечательном поводе отметить славную (и – очень круглую!) дату, приобщившись к прекрасному?

– В настольные игры я начала с самого раннего детства, – рассказывает менеджер Проектного офиса Российского нового университета Полина Шереметьева. – Сначала это были банальные карты, потом добавились лото, домино, нарды, «монополия» и т.п. А вот то, что мы сегодня понимаем под «настолками», для меня открылось только здесь, в университете, с самого первого курса, благодаря руководителю Проектного офиса Игорю Евгеньевичу Мытько, которого по праву можно назвать «гуру игр». За это время лично я освоила тут не менее ста настолок. Из наиболее запомнившихся – «Дуэль», по «Властелину колец», тоже «Дуэль», но уже по «Гарри Поттеру», очень понравились игры типа «Покертаун» и «Флот», где надо что-то зачеркивать и что-то рисовать. Нравится «ТАК», она более абстрактная… Очень много игр, на любой вкус! Есть командные, есть парные, есть и такие, в которые можно играть в одиночку – они приобрели большую популярность в период ковидной самоизоляции. Хотя я одна предпочитаю не играть, мне интереснее делать это в компании. Тем более что мы в офисе как раз представляем собой команду людей, заинтересованных в развитии настольных игр.
По словам Полины, если проанализировать игры в плане происхождения, то большинство создано иностранцами – по крайней мере, даже если их делают у нас, идея все равно их. Но в последние годы и отечественные разработчики интенсивно наполняют рынок весьма качественными изделиями. Конечно, порой попадаются весьма сомнительные и просто неинтересные игры, но они есть как у нас, так и у иностранцев. Хотя зарубежный продукт, как правило, проработан во всех смыслах заметно лучше, по причине большего опыта и наличия ресурсов, да и закупаем мы, в основном, то, что уже зарекомендовало себя самым положительным образом. А многие российские игры – это часто пробные варианты, и тут уже как в русской рулетке: либо попадется хорошая, интересная, либо так, не очень.
– Было ли у меня желание придумать самой какую-нибудь игру? Нет, я не креативщик, но в нашей команде уже давно зреет идея создать собственную игру «от РосНОУ», которая бы помогала продвигать бренд нашего университета в массы, а также привлекала к нам абитуриентов. В целом это вполне реально, – убеждена Полина. – А вообще, как я успела понять, хорошая игра та, в которую хочется сыграть повторно, и не раз. Именно потому, что прекрасно усвоил ее правила.
…И вот что думают по этому поводу представители других вузов нашей страны.
Лира Абдрахманова, студентка 3 курса юридического факультета Казанского инновационного университета имени. В.Г.Тимирясова.
– Для меня настольные игры – это не только развлечение, но и образовательный инструмент. Они развивают стратегическое мышление и навыки командной работы, которые ценятся в любой профессии. Лично я, например, очень люблю детективные игры, они отлично прокачивают логику и аналитические способности, что является важными умениями для меня, как для будущего юриста.
В нашем университете настольные игры нередко интегрируются в обучение студентов. Например, они особенно полезны для отработки коммуникационного и педагогического навыка на факультете психологии и педагогики, а на факультете менеджмента большой популярностью пользуются игры, которые способствуют командообразованию и формированию руководящих навыков. Они превращают сложные дисциплины в увлекательный процесс, где информация усваивается не хуже, чем на всем привычных лекциях и семинарах. Настольные игры позволяют на практике понять, как принимать решения и нести за них ответственность, а также предоставляют студентам возможность посмотреть на изучаемую дисциплину с совершенно другой стороны.
Полина Кавдейкина, председатель Студенческого совета Международного Юридического Института, член президиума Московского Студенческого Совета
– Я обожаю настольные игры! Они потрясающе развивают и мышление, и моторику. Застолья с настольными играми часто становятся яркими центрами наших дружеских вечеров, поэтому могу смело сказать: они еще и прекрасно сплачивают. Мы даже творчески интегрировали игры в наш образовательный процесс! Например, по пройденной теме играли в «Морской бой»: бьешь в точку, и если попадаешь в корабль – тебе задают вопрос. Если отвечаешь верно – получаешь бонусный плюс, если нет – остаешься на месте. Это невероятно интересно, и, что самое главное, материал запоминается гораздо легче. Поэтому уверена: включать игры в образовательный процесс для разнообразия учебных будней можно и нужно!
Наталья Федотова, преподаватель Московской международной академии, член Российской ассоциации по связям с общественностью и Ассоциации директоров по развитию, МВА
– Это весьма ценный инструмент, который я использую при моделировании бизнес‑кейсов в рамках дисциплин по менеджменту, деловым коммуникациям и управлению продажами. Игры создают динамичный контекст, где студенты, отрабатывают переговорные техники и аргументацию, учатся принимать решения в условиях ограниченных ресурсов и времени, а также развивают навыки командной работы и распределения задач.
Помимо прочего, они помогают снизить психологический барьер: в игровой форме студенты допускают и анализируют ошибки, общаясь в более непринужденной атмосфере. Это особенно ценно для дисциплин, в которых важны коммуникативные навыки.
Кроме того, настольные игры позволяют наглядно продемонстрировать теоретические концепции – например, модели лидерства, дают преподавателю возможность наблюдать за студентами и направлять их в процессе командной работы.
Например, на семинарах по дизайн‑мышлению мы работаем с конструкторами, моделируем и отрабатываем ситуации, представляем итоговые концепции.
Словом, грамотно подобранные настольные игры становятся эффективным «мостиком» между теорией и практикой.
Игорь Михайлов, студент 4 курса биолого-химического факультета Ивановского государственного университета
– Не знаю, считаются ли «настолками» игры в слова – когда из одного длинного слова надо составить как можно больше других, коротких. Или когда надо придумать какой-нибудь кроссворд из слов на заданную тему. Если да, то я их обожаю. Они реально спасают на занятиях, когда идет ну очень неинтересная и скучная лекция. Лучше уж играть, чем спать.
А вообще в свободное от учебы время мы с друзьями играем и в шахматы, и в домино, и в бильярд… Чем не настольная игра?!!
Арина Севрюгина, студентка 2 курса сценарного факультета Института кино и телевидения (ГИТР)
– Люблю игры, рассчитанные как на маленькую компанию («Коуднеймс»), так и на большую («Монополия», «Уно», «Клуедо»). Игры типа «Бункер» способствуют сплочению коллектива. В образовательной деятельности это была бы своего рода находка: можно оставить правила игры, но поменять ее суть, сделав упор на образование.
В той же «Монополии» хорошо учиться стратегическому планированию, думая над тем, куда вложить деньги, чтобы развить свой бизнес быстрее остальных. Это очень хорошо развивает функциональную финансовую грамотность.
А «Диксит» позволяет лучше узнать игроков и улучшить свое воображение. В приложении к образовательному процессу она является хорошим вариантом для запоминания какой-то информации, ее повторения и усвоения.
P.S. А какие любимые настольные игры вы можете назвать? И для каких целей вы их используете? (Ну ведь не только же развлечения ради!..)

Комментарии