search
main
0

Правда, которую не скоро поймут Необходимо изменить негативное отношение к творчеству Горького Урок-семинар

Тема: Горький – великий пролетарский писатель? (На основе анализа его творчества).
Цель: изменить негативное отношение к творчеству А.М.Горького; выявить отношение Горького к делу борьбы рабочего класса с общественной системой и участие писателя в нем.
План семинара:
1. Слово учителя.
2. Анализ творчества Горького:
а) раннее творчество Горького;
б) творчество первой революции;
в) творчество Горького периода Октябрьской революции.
3. Заключительное слово учителя.

Слово учителя
В Горках умирал Горький. Кислород, привозимый из Москвы, уже был не нужен. Алексей Максимович умирал тихо. Задыхался. Через несколько дней, вопреки воле писателя (он хотел быть похороненным на Новодевичьем кладбище рядом с сыном), по решению правительства, тело его сожгут, и вдова великого человека будет просить Сталина выделить ей горсть родного пепла. Но и прах, и память пролетарского писателя уже не принадлежала ни народу, ни семье, ни былым возлюбленным, лишь тому, кому в стране социалистического реализма принадлежало все, – Единому Государству. Оно, государство, хотело владеть не только душой, но и мозгом Буревестника революции. И тогда прямо на даче, на стоявшем в спальне столе, врачи стали вскрывать труп, и мозг Горького бросили в ведро. И его нес к машине Петр Крючков, доверенный человек Ягоды, состоявший при писателе в качестве личного секретаря. “Неприятно было нести это ведро с мозгами еще недавно живого человека╩, – запишет он 30 июля 1936 года. Мозг Горького, по распоряжению Сталина, доставили в институт мозга. Государство, построенное на тотальном контроле, хотело владеть не только гением живых, но и секретом гениальности мертвых.
Алексей Максимович Горький – одна из самых великих и трагических фигур русской литературы XX века.
Горького всегда оценивали неоднозначно. Но после его возвращения в 28-м году из заграницы в России к нему было сформировано однозначное отношение как к пролетарскому писателю. Несмотря на это, существует несколько точек зрения по отношению к творчеству Горького:
В.И.Ленин: “А.М.Горький – пролетарский писатель, несомненный авторитет в пролетарской литературе╩.
Ф.Э.Дзержинский: “Он является поэтом пролетариата – выразителем его коллективной души╩.
К.Радек (критик, современник Горького): “Горький – больной и шатающийся то в одну, то в другую сторону зуб, но зубу этому не место в пролетарской челюсти… Горький был полезен пролетариату, но не всякий писатель, который полезен пролетариату, – пролетарский писатель╩.
Горбов (считающий себя марксистом и близким большевикам критиком): “Горький является пролетарским писателем, но у Горького множество заблуждений, которые, это удивительно, не увидел и не понял Ленин, хотя теперь они ясны всякому рабфаковцу╩.
А.В.Луначарский: “Горького мы признаем первым по времени и первым по рангу пролетарским писателем, но еще до самого последнего времени живет сомнение: Пролетарский ли писатель Горький?╩
Ромен Ролан: “Что меня и теперь, как и тогда, больше всего поражает в искусстве Горького – удивительная ясность взора, отличающая его среди других больших русских писателей… В то время, как сердце и чувства постоянно сотрясены внутренними и внешними бурями, – ибо немногие художники так подвержены острой восприимчивости событий и давлению противоречивых ощущений, – видение остается пластичным по-прежнему. Никогда не знал он того состояния безразличия, которое, как туча, тяготеет над столь многими из лучших умов Запада╩.
Наша задача – проанализировать произведения Горького, проследить его причастность к формированию идей борьбы пролетариата, ответить на главный вопрос: только ли пролетарский писатель Горький?
Справка: Пролетарский – относящийся к пролетариату.
Пролетариат: рабочий класс – основной революционный класс современной эпохи, главная производительная сила общества. При капитализме – класс наемных работников, лишенных средств производства, живущих продажей своей рабочей силы и эксплуатируемых капиталом.
В творчестве Горького, как и в развитии пролетариата, можно выделить несколько периодов, тесно связанных с историей России и с историей пролетариата.

Выступления учеников
1. Рассказы 90-х годов.
А.М.Горький – Е.П.Пешковой, 25 февраля 1896 г.
“У меня, Катя, есть своя правда, совершенно отличная от той, которая принята в жизни, и мне много придется страдать, потому что ее не скоро поймут…╩
Поэтому “Как художник, А.М. Горький стремился воплотить свои переживания в живые образы, а для этого ему необходим был реальный, конкретный материал, который нельзя сочинить – его дает сама жизнь. Со своими личными чувствами и мыслями подходил он как с мерилом, к различным общественным слоям, с которыми встречался в своей жизни, ища повсюду носителей этих мыслей и настроений. И здесь важно отметить, что в реальной жизни он таких носителей нигде не нашел╩ (В.В.Воровский).
Наверное, поэтому Максим Горький пытается понять, каким должен быть человек. (Каким же он рисует человека?)
2. Героев рассказа Горького “Старуха Изергиль╩ объединяют красота, молодость, сила, энергия, талантливость, любовь к свободе, независимость. Но, несмотря на это, они такие разные.
Образы героев двух легенд о Ларре и о Данко построены на противопоставлении. Здесь сталкиваются высшая степень альтруизма (служение людям) и безграничное себялюбие, ни с чем не считающееся самоутверждение и столь же безграничное жертвенное служение людям.
Симпатии самого Горького, конечно же, на стороне Данко. Жизнь во имя людей – это одно из правил самого писателя.
3. В рассказе “Макар Чудра╩ Горький воспевает свободную жизнь цыган. Лойко Забар и Рада погибают, но они погибают свободными. Наверное, стремление влюбленных к свободе преувеличено, но для них она важнее жизни, важнее счастья. А, вернее, свобода для них и есть жизнь и счастье.
4. Горький продолжает поиск людей, которые могли бы воплотить мечту о счастье, свободе, любви. Он понял, что только в презираемой среде отверженных можно встретить наряду с пороками и преступлениями такие ценные моральные черты, которые вы напрасно бы искали в так называемом культурном обществе.
5. Горький создает цикл рассказов о босяках. Все босяки у Горького – люди с теми духовными чертами, которые должны бы являться украшением человека – смелость и гордость, свободолюбие и презрение власти денег, сильные чувства и искренние порывы. Правда, эти черты, разрозненные и нередко парализуемые пороком, делают из босяков хулиганов, достойных представителей общества. Но характерно, что эти ценные черты встречаются только в их среде.
Таков “Челкаш╩. В.Г.Короленко говорил об этом рассказе Горького: “Вы написали недурную вещь. Даже прямо-таки хороший рассказ. Из целого куска сделано… Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете не вмешиваться в течение их мысли, игру чувств. Это не каждому дается!
А самое хорошее, что вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил вам, что вы реалист. Но, подумав и усмехаясь, он добавил: “Но в то же время – романтик!╩
6. Подобных героев мы видим в рассказе “Дед Архип и Ленька╩. Эти черты героев писатель вскрывает по побуждениям объективным, а его симпатии тянут его к другим, более психологическим чертам: к проявлению доброты, альтруизма, мягкости, гуманности.
7. Поиск Горького не заканчивается на образах и жизни босяков. “Фома Гордеев╩ – повесть о человеке из купеческой среды – трагедия человека, опередившего время. Он был другим героем, по характеру, по чувствам. Отщепенец в своем роде, сломленный, с изувеченной душой и сердцем, Гордеев был чужим среди своих…
Почему? Потому что он был человеком, способным видеть страдания других, нищету, болезни женщин и детей, изнуряющий труд рабочих, который уносит человеческие жизни… Он был человеком… Его взгляды и принципы не вписывались в философию купеческого класса. Сам он не захотел уступать – результат печален: сумасшедший дом…
Кредом человеческой и писательской деятельности становится поэма “Человек╩.
8. Мысль автора революционизировала, и прежнее романтическое представление о мире босяков сглаживалось, принимало более реалистические тона. В результате появилась пьеса “На дне╩, где прежние герои – “бывшие люди╩ – оказываются несчастными, жалкими, выбитыми из колеи и сломленными жизнью людьми.
Но можно ли героев босяцких рассказов назвать пролетариатом? Почему же судьбы этих людей так будоражили социальное сознание и толкали толпы на манифестации? Да потому что это народ, а Горький его летописец и биограф!
9. Немного позже, после Революции, Горький упрекает Ленина в том, что последний не знает жизни, мыслей и души народа, что он учил ее по книгам. На это Ленин отвечал, что он учил жизнь народа по книгам Горького о босяках.
Но сам Горький писал книги не только о босяках.
10. Если сказать о Горьком, что он только пролетарский писатель, значит, ничего не сказать. Потому что он пытается осознать и постичь жизнь всех социальных слоев: босяков, рабочих, купечества, дворянства, капиталистов, интеллигенции.
Последним произведением А.М. Горького был роман-эпопея “Жизнь Клима Самгина╩, в котором писатель изобразил жизнь России в самое тяжелое, переломное время через судьбу молодого интеллигента, который мог быть революционером или анархистом, патриотом или эмигрантом, ученым или плебеем, мужем и отцом, он мог бы быть, но стал простым наблюдателем, созерцателем жизни: чужих страстей, чувств, идей, желаний, побед и поражений, сам не испытывая ничего искренне и до конца. Такая позиция сделала его филером, не способным взять на себя ответственность за содеянное.
Учитель: Так только ли пролетарским писателем был Горький?
Лучше будет сказать иначе: Горький – народный писатель.
Марина ПУГОВКИНА,
преподаватель русского языка и литературы лицея N 1
Усолье-Сибирское,
Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте