Тема “От обычая к закону”
Человеку удалось выжить во многом благодаря умению договариваться, жить по правилам. Но ведь жизнь не стоит на месте, новые условия требуют новых правил. Посмотрим, как человек справлялся с этой задачей. Тысячелетия сменяли друг друга, сменялись поколения, и мало-помалу в жизни первобытного общества стали появляться изменения. Родовую общину сменила соседская, на смену большой семье пришла небольшая, такая же, как у нас с вами: папа, мама, дети. Теперь каждая семья вела хозяйство самостоятельно: пахала землю, выращивала скот, отец семейства ходил на охоту, а мать готовила обед, пряла, ткала, следила за хозяйством. Среди этих семей кто-то оказывался более удачливым, кто-то более трудолюбивым, кто-то получал лучший кусок земли или больше добычи после военных походов. Таким образом, вместе с родовой общиной ушло в прошлое и равенство людей, появились бедные и богатые. Одни могли нанять работников для обработки своего поля, могли оставить у себя захваченного в бою противника: пусть работает в хозяйстве победителя. Другие же, тяжело вздыхая, вынуждены были идти к богатому соседу за мешком зерна, чтобы протянуть до нового урожая. Однако долг надо было отдавать большей мерой или трудом на поле благодетеля.
Новым было и то, что в соседской общине наряду с общинной собственностью уже появилась собственность семьи, то есть то, о чем ее владельцы могли сказать: “Это мое, и никто, кроме меня, не имеет права пользоваться и распоряжаться этим!” Собственность, которой полностью владеет один человек, называется частной. Наличие собственности позволяло людям проявить свои способности, почувствовать независимость от общины. В то же время разбогатевшие соседи стали подчинять своих менее удачливых соплеменников, они получили власть, которую не хотели терять. Впрочем, об этом вы знаете из учебников истории. А мы поговорим о том, как теперь, в новых условиях, стали регулироваться отношения между членами общества.
Почему обычай ушел в прошлое? Вы знаете, что вместе с неравенством и частной собственностью в жизнь людей вторглись и такие неприятные вещи, как рабство, зависть, ненависть, обида, ложь, воровство, притеснения одного человека другим… В этих изменившихся условиях отношения между людьми становились все более напряженными. Появилась необходимость защищать права собственников имущества. Кроме того, понятия “собственность” и “власть” довольно сильно переплелись. Ведь чем большей собственностью владел человек, тем сильнее было его господство над людьми, которые от него зависели. Ну а тем, кого притесняли, разве не нужны были новые способы регулирования общественных отношений? Конечно, им тоже необходимо было защититься от всех тех, кто захочет посягнуть на них самих и их весьма скромное имущество. Обычай не мог справиться с этими проблемами. Ушла в прошлое непререкаемая власть вождя, которая была основана на авторитете, теперь же нужны были сила, новые методы наказания – словом, то, что должно было заставить людей бояться, вселять в них готовность подчиняться.
1. Как вы думаете, только ли богатые люди нуждались в защите?
2. Нужны ли были какие-то правила беднякам? Если да, то какие? Если нет, то почему?
Регулировать отношения в обществе только с помощью обычая стало невозможно, на помощь ему пришли закон и право. Однако об этом разговор впереди.
Вопросы и задания
1. Какие изменения происходили в жизни первобытного общества, как это повлияло на отношения между людьми?
2. Какая связь существует между появлением частной собственности и появлением законов?
3. Изменяются ли со временем обычаи? Почему?
4. Изменяются ли со временем представления о справедливости? Почему?
5. Мы выяснили, что обычай уже не мог регулировать все отношения людей и на помощь ему пришли законы. Постарайтесь объяснить своими словами, почему это происходило.
Ищем ответ на главный вопрос. После прочтения шестого параграфа у вас прибавилось знаний о том, как человек становился человеком, что помогло ему на этом пути, что помогло ему выжить. Откройте тетрадь и дополните свой ответ на этот вопрос.
Путешествие по занимательным страницам
Миф о Пандоре
Узнав о том, что людям передан божественный огонь, Зевс не ограничился страшным наказанием Прометея. Он решил отомстить людям и позвал Гефеста.
– Вот, – сказал Зевс, показывая на глину. – Возьми и вылепи прекрасную деву, чтобы она была не хуже богини.
Гефест почесал затылок.
– Тебе что-нибудь неясно? – спросил Зевс, нахмурив брови.
– Ты говоришь – не хуже богини? Но какой? Ведь если речь о моей супруге (супругой Гефеста была Афродита), Гера и Афина могут обидеться.
– Это верно! – согласился Зевс. – Чтобы не было ссоры, возьми у Афродиты губы, у Афины – руки, и у Геры… Впрочем, у Геры ничего не бери.
Через день Гефест явился со своей работой. Боги и богини уже ожидали его появления. Дождавшись, когда каждый из богов вручил глиняной девушке свой дар, Зевс пододвинул к себе плоское блюдо, на котором, скрючившись, как раки, лежали какие-то существа, и сказал:
– Каждый из вас одарил эту девушку всем, чем счел нужным. Теперь мой черед.
Вкладывая в мягкую глиняную грудь первого рачка, он сказал:
– Это хитрость!
Вставляя остальных рачков, он приговаривал:
– Это коварство! Это зависть! Это заносчивость! Это предательство!
– Зачем же такому чудовищу такая красивая внешность? – возмутилась Афродита.
– Тем вернее она привлечет смертных! – сказал Зевс.
– Ведь их взгляд поверхностен. Красота для них – как яркий свет для мотыльков. Они летят на нее и гибнут.
Сказав это, он обнял глиняную девушку, приложив к ее губам свои уста, и выдохнул воздух из могучей груди.
Глиняная дева открыла глаза и улыбнулась.
– Иди ко мне, Пандора! – сказал Зевс.
Дева обернулась. “А что это значит – Пандора?” – спросила она.
– Одаренная всеми! – отозвался Зевс. – Каждый из нас вложил в тебя свой дар. Но я приготовил для тебя еще вот что. – Он поднял сосуд, накрытый крышкой, и пояснил:
– Это твое приданое.
– А кто мой будущий муж? – поинтересовалась Пандора.
– Он сын титана. Его зовут Эпиметей. Найди его и вручи этот сосуд неприкосновенным.
Пандора нашла Эпиметея. Он был восхищен ее красотой и согласился взять ее в жены. Сосуд же, который вручила ему Пандора, явился для Эпиметея неожиданностью.
– Откуда он у тебя? – встревоженно спросил титан.
– Его передал мне Зевс.
Лицо Эпиметея испуганно вытянулось. Он вспомнил, что Прометей умолял его не брать от Зевса никаких даров. Взяв сосуд, он решил, что посоветуется с Прометеем, как быть. Пандора же все время помнила о приданом, любопытство не давало ей покоя. Дождавшись, когда супруг уснул, Пандора сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей Земле те бедствия, которые были в нем заключены. Раньше люди жили счастливо, не зная зла, зависти, жадности, губительных болезней. Теперь злом наполнились и земля, и море. Незваными, днем и ночью приходят к людям болезни, страдания. Они приходят неслышными шагами, так как Зевс лишил их дара речи. Крышка сосуда снова захлопнулась, и только одна надежда не вылетела из дома Эпиметея.
1. О чем этот миф?
2. Как данный миф объясняет, откуда берутся все невзгоды и тяготы человеческой жизни?
3. Согласны ли вы с утверждением Зевса: “Взгляд людей поверхностен. Красота для них – как яркий свет для мотыльков. Они летят на нее и гибнут?”
4. Вы, вероятно, слышали фразу: “Надежда умирает последней?” Как вы ее понимаете? Попытайтесь объяснить, как связана эта фраза с мифом о Пандоре?
Частная собственность – это имущество, которое принадлежит какому-либо человеку, и он может владеть, пользоваться и распоряжаться этим.
Владеть – обладать вещью, иметь над ней власть, независимо от того, где находится человек и сама вещь. Например, вы сидите в классе, а ваше пальто висит в школьной раздевалке. И никто не вправе воспользоваться им.
Пользоваться – извлекать полезные свойства вещи: книгу – читать, телевизор – смотреть, костюм – носить, из чашки – пить и так далее.
Распоряжаться – изменять судьбу вещи, например, дарить, продавать, уничтожать.
Подумайте, что еще хотелось бы вам узнать о том, почему благодаря обычаю не всегда удавалось договориться. Продолжите свой список вопросов в тетради.
Тема “Закон, право”. 5-й класс
Как возникли законы. Итак, новые времена принесли новые способы решения общественных проблем, споров и конфликтов. На смену обычаю пришли право и закон. Но что означают эти два слова? Разве это не одно и то же? Попробуем разобраться.
На уроках математики вы не раз встречались со словом “закон”. Вспомните, что называют законом в этой науке?
Сначала поговорим о законе. Невозможно точно сказать, когда он появился. Считается, что предшественниками законов были древние агрокалендари. Их стали составлять в IV-III тысячелетиях до нашей эры в Месопотамии, Египте, Индии на основе знаний о расположении звезд, заходах и восходах солнца и луны. В календарях по дням расписывалось, когда и что должны делать земледельцы. За соблюдением агрокалендарей строго следили жрецы и наказывали нарушителей. Но эта версия о происхождении законов – лишь предположение. Точно известно, что законы появились вместе с возникновением неравенства среди людей и зарождением государства. Чем глубже становилось неравенство среди людей, тем больше они нуждались в защите жизни, своего имущества. Закон стал просто необходим. Он мог защитить интересы отдельного человека, группы лиц, всего государства.
Итак, законы своим рождением обязаны развитию человеческого общества и появлению государства. Всякий раз, когда тот или иной народ переходил от общинного строя к государству, у него появлялись законы. Самыми древними из дошедших до нас считаются законы правителя Шумеро-Аккадского царства Ур-Намму, жившего в 2112-2094 годах до нашей эры.
Законы устанавливали правила поведения во многих областях общественной жизни: рабовладении, частной собственности, браке, семье, наследовании, борьбе с преступлениями. При этом одни законы закрепляли сложившиеся обычаи, а другие, наоборот, изменяли их. В чем же отличие закона от обычая?
Отличие вот в чем… Одно отличие вы, вероятно, назовете сами. Обычаю люди следовали добровольно: они считали, что должны поступать так, как поступали их отцы и деды. И дело вовсе не в том, что тогда люди были очень сознательными. Просто в первобытном обществе у людей не было частной собственности, никто никого не угнетал. Общиной управлял совет старейшин, принимая решения согласно обычаю. Именно старейшины решали: кому и на ком жениться, когда проводить праздник посвящения в мужчины, наказывать или нет провинившегося, кому достанется лучший кусочек добычи охотника, мстить или не мстить другому роду, а также разрешали мелкие конфликты, которые возникали на почве обид, и многое другое.
С появлением неравенства никто не хотел добровольно подчиняться и становиться рабом своего соседа, отдавать две меры зерна, если брал всего одну. А как делить наследство? А как быть с тем, кто украл какую-то вещь? Значит, надо заставить человека подчиниться. Вот вам и другое отличие: обычай опирался на авторитет вождя и старейшин, а закон – на силу государства, которое могло принудить человека, прибегнув к помощи стражников, назначить суровое наказание или заключить его в тюрьму. Третьим отличием было то, что в первобытном обществе правила передавались из уст в уста, кроме того, часто они рождались стихийно. Законы же специально разрабатывались, люди сознательно их составляли. Более того, законы обязательно записывались и помещались в общественных местах, чтобы о них знали все. Так, например, законы Хаммурапи были высечены на черном базальтовом столбе, стоявшем на самом видном месте древнего Вавилона. Законы должен был знать каждый житель государства, так как они устанавливали правила поведения, обязательные для всех. И это еще одно отличие законов от обычая. Если совет старейшин иногда, в виде исключения, мог нарушить обычай, то закону должны были следовать все и всегда. За неисполнение законов существовала угроза наказания.
Чем вы можете объяснить, что и в древности и в наше время законы обязательно записывают?
Древние законы были очень суровыми: преступников сажали на кол, им отсекали руки, язык, уши, нередко применялась и смертная казнь. И все же появление законов – великое достижение культуры. Почему? А вы представьте, например, что каждый шахматист или каждая хоккейная команда играет по своим правилам. Получится игра? Конечно же, нет! Благодаря законам люди научились соблюдать обязательные для всех нормы поведения, мирно решать способы и конфликты. Еще законы обеспечивают стабильность в обществе: благодаря им люди могут быть уверенными в завтрашнем дне. Неуверенность, тревога возникают тогда, когда законы нарушаются. Современные законы оберегают людей от действий, которые могли бы привести к гибели человечества. И еще, именно законы способствовали появлению у людей чувства справедливости.
А теперь выясним, что же такое право.
Загадочный мир права. Однозначно ответить на вопрос, что такое право, не так просто. Философы спорят об этом уже тысячелетия. Дело в том, что мир права весьма загадочный. Книга, в которой напечатан закон, – это еще не право. И судья тоже не право. А где же право? Можно ли его увидеть?
Право – это не просто закон. Право – это совокупность законов, то есть все-все законы, существующие в государстве. Собранные вместе, они определяют характер государства: чьи интересы оно защищает, какое оно – справедливое или нет, жестокое или нет по отношению к своим гражданам. Каждый отдельно взятый закон не всегда может ответить на эти вопросы, а вот все вместе они очень многое расскажут о том государстве, в котором они существовали или существуют.
Но почему право называется правом? Давайте воспользуемся теми знаниями, которые вы получаете на уроках русского языка. Выделим в слове “право” корень. Да, конечно же, это – “прав”. Тогда однокоренными словами будут: правда, правильный, правдивый. Значит, в самом понятии “право” заключена идея справедливости и правды. Другое дело, что справедливость всеми понимается по-разному. Так, например, царь Хаммурапи в предисловии к своим очень жестоким и далеко не справедливым, с нашей точки зрения, законам писал: “Я начертал эти законы, чтобы воссияла справедливость в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого”. Но мы же сказали, что нет однозначного ответа на вопрос, что такое право. У этого понятия есть и другое значение. Вспомните, ведь мы его очень часто употребляем, когда хотим настоять на чем-то. “А я имею право…” – нередко говорите вы родителям, другу или подруге. Значит, у этого слова есть еще одно значение: право – это то, что определяет наши с вами права. Какое загадочное понятие “право”!
Вопросы и задания
1. Когда появились первые законы?
2. Попытайтесь объяснить, с чем связано появление законов?
3. Назовите три обязательных условия существования закона. Почему без соблюдения этих условий закон не будет законом?
4. Чем отличаются законы от обычаев?
5. Могли ли законы появиться до изобретения письменности?
6. Что такое право? Чем отличается закон от права?
7. Существует ли связь между появлением частной собственности, появлением законов и зарождением права?
8. Мы выяснили, что благодаря законам люди научились цивилизованно решать споры и конфликты. Попытайтесь объяснить, почему это было легче сделать с помощью законов, чем с помощью обычаев.
9. Приведите примеры, в каких значениях употребляется понятие “право”.
Евгения КОРОЛЬКОВА,
Надежда СУВОРОВА,
кандидаты педагогических наук
Комментарии