search
main
0

Правда Андрея Ростоцкого

Андрей Ростоцкий погиб в 45 лет. И сегодня, когда отзвучали прощальные слова, траурные речи, у меня все-таки осталось впечатление, что он ушел… не насовсем. Он вновь возвращается к нам и с экрана ведет с нами разговор о доблести его героев, о совести и чести…

“Они сражались за Родину”, “Конец императора тайги”, “Дни Турбиных”, “Графиня Шереметева”, “Тот, кто нежнее”. Это только самые известные фильмы, в которых снимался актер. Больше всего он запомнился по роли Дениса Давыдова в картине “Эскадрон гусар летучих”. С героем его объединили талант, благородство и чувство чести. Он всегда хотел играть героев. Чтобы его персонажи выглядели на экране смелыми, сильными, справедливыми. И сам Ростоцкий-младший в жизни был таким же, как на экране, действовал по сформулированному для себя правилу: “Знать и уметь все, что знают и умеют мои герои”.
Сложнейшие трюки в кино он выполнял всегда сам. И когда шла подготовка его новой кинокартины “Моя граница” о жизни пограничников, он сам проверял места будущих съемок. Трагедия произошла в районе Красной Поляны недалеко от Сочи у водопада с символическим названием “Девичьи слезы” 5 мая нынешнего года. Подъем к живописнейшему горному уголку был очень сложным, осматривать это место должны были каскадеры со специальным снаряжением. Андрей решил и здесь все сделать самостоятельно. И сорвался с высоты более 20 метров…
В 90-е годы Ростоцкий почти не снимался в кино. Среди последних работ актера – роль царя Николая II в фильме “Мать”.
Андрей преподавал в Московском институте современного искусства сценическое движение и бой, руководил в Новогорске театром конных каскадеров. Как режиссер-постановщик дебютировал в 1990 году – поставил фильм по роману Купера “Зверобой”. Двумя годами позже снял боевик “Мужская компания”.
Вернул Ростоцкого в кино режиссер Олег Фомин: в его сериале “Спасатели” Андрей сыграл командира спасотряда МЧС. В канун 10-летия МЧС фильм был показан по ТВ. Что-то стало меняться в его судьбе. Если раньше он играл героев положительных, то уже в “Дуэте для фаталиста” и в “Дронго” его персонажи – киллеры. По этому поводу Ростоцкий не раз шутил…
Он давно ждал новой интересной работы. Ею стали съемки фильма “Моя граница”. Деньги на съемки собственной картины Ростоцкому добывать было непросто. Просить за себя он не умел. Поэтому фильмы старался делать “кассовыми”. На широкую публику. На вопросы, почему он вдруг решил снимать картину о военных, о пограничниках, он отвечал коротко: “Это – моя тема!”
Наверное, это и в самом деле так. В интервью, опубликованном в октябре 1984 года, Ростоцкий заметил: “Люди, снимающие фильмы, живут по-военному. Дома бывают в среднем четыре-пять месяцев в году… Сложная работа, нередко связанная с ситуациями, требующими недюжинного мужества, даже отваги…”.
Андрей вырос в семье кинорежиссера Станислава Ростоцкого и киноактрисы Нины Меньшиковой, поэтому сложность и привлекательность труда кинематографистов остро прочувствовал с детства. Одно из самых сильных впечатлений – когда отец взял его, 14-летнего подростка, на съемки фильма “А зори здесь тихие…”.
Прежде чем пришлось самому играть роли мужественных и сильных духом героев, Андрей прошел службу в рядах Советской Армии, в том самом кавалерийском полку, где в годы войны служил его отец. Еще во ВГИКе студент Ростоцкий увлекался верховой ездой, фехтованием, стрельбой, мечтая сниматься в картинах героико-приключенческого жанра. Служба в армии дала ему крепкую физическую закалку, помогла стать хорошим кавалеристом, что потом так пригодилось на съемках фильма “Эскадрон гусар летучих”. Здесь нельзя было сфальшивить, Андрею хотелось, чтобы его Дениса Давыдова зрители полюбили так же сильно, как и он сам.
Ростоцкий шел к съемкам своего последнего фильма о людях в погонах через свою маленькую роль юного ефрейтора Кочетыгова, который бросается с гранатой под вражеский танк в “Они сражались за Родину” Сергея Бондарчука, через дорогую для него работу – Гайдар в фильме “Конец императора тайги”, храбрый партизанский командир, человек редкой силы духа и дерзкой, острой мысли. В Аркадии Голикове – Гайдаре живет яростная воля к победе над таежными бандитами, она помогает превозмочь трудности, вдохновить на подвиги бойцов отряда. Тема личного мужества продолжена была и в фильме “Правда лейтенанта Климова”. За исполнение в нем главной роли Ростоцкий был награжден серебряной медалью имени А.П. Довженко. В картине речь шла об офицерской чести, умении человека достойно ответить за свои поступки.
В уже упоминавшемся интервью Андрей говорил: “Различая личную и общественную жизнь человека, нельзя, по-моему, резко разграничивать их: одна продолжает другую, ведь двух правд – маленькой и большой – не бывает. А правда, какой бы трудной она ни была, – это важнейший критерий в нашем разговоре со зрителями”.
Правда Андрея Ростоцкого – это самозабвенный творческий труд и жизнь по законам чести. И тот свет души, который еще очень долго будут с экрана нести всем нам его герои.

Ирина ПАВЛЮТКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте