Прекрасными были еще недавно колыванские синие озера с доверчивыми кувшинками, торжественно-царственные хвойные леса с недавним же обилием ягод, грибов, лосей, глухарей, медведей и даже таких редких теперь видов живности, как соболь, куница, горностай. Все это буйно праздновало жизнь, когда сегодняшние фотокорреспонденты и юнкоры детской колыванской студии “Дебют” еще учились читать по слогам. Студия тогда одерживала первые победы на фотовыставках: музыкой тишины пленяли на фотографиях колыванские рощи, храм, вольные кони на светлом лугу, кукушкины слезки, сон-трава и Марьины коренья. Трогательный, хрупкий мир доверия и нежности, на который наступала “нецивилизованная цивилизация” неграмотных и безответственных “хозяев жизни”. Высокохудожественные фотографии словно кричали: “Полюби нас! Сбереги! Остановись!” Фотографам пришлось стать журналистами, правозащитниками, чтобы в результате десятилетней многообразной деятельности детской студии “Дебют” под руководством Сергея Витальевича Акулова голос крепнущего гражданства был услышан чиновниками районных и областных структур.
Дело, как говорится, сдвинулось. Солнце и светила, как известно, любовью движутся, а дело любовью освещается. И здесь двигателем была любовь. Сначала то была романтическая любовь студентов педагогического института, которым предстояло стать прекрасными учителями сельской школы. Любить друг друга – это вместе смотреть в одну сторону, на одно и то же одинаково. Так и случилось с Любовью Александровной и Сергеем Витальевичем Акуловыми: они одинаково смотрели на свою профессию, на двоих своих сыновей, на древнюю колыванскую заповедную красоту, на свой человеческий долг перед малой родиной и дорогими сердцу людьми.
Любовь Александровна выбрала подвижническую долю: она заместитель директора по воспитательной работе в Колыванской коррекционной школе. Ребятишек с разными формами умственной отсталости и задержкой психического развития свозят сюда из разных сел Новосибирской области. Недавно из Тогучинского района привезли пять необучавшихся подростков – сестер и братьев из одной семьи. В школе условия нелегкие (идет капитальный ремонт), но в семьях еще хуже. У Тарзана было больше шансов получить высшее образование, чем у этих детей – среднее. Но педагогический коллектив творит буквально чудеса со многими детьми: любовь и вдохновение, новые методики лечения и коррекционная педагогика, а главное – сила искусства, погружение в творчество преображают личность ребенка волшебным образом. Они не называют себя новаторами, не претендуют на Нобелевскую премию в номинации “Будущее человечества”, но самоотверженно и неукротимо сжигают себя ради того, чтобы предотвратить катастрофу. Называют они себя скромно: кружок “Умелые руки” (а он дает в руки детям все изобразительные техники), швейный (костюмы спорят с коллекционными по фантазии авторов), театральный кружок и музыкальный… Но они развивают талант у детей, которые до попадания в ту творческую среду были некоммуникабельны, не ориентировались в пространстве и событиях, часто считались необучаемыми. Как бьется школа – при щемящей бедности своей – за каждого из них. Бьется в одиночку: воспитываются здесь в основном социальные сироты, для которых опасность представляют их собственные родители. Впрочем, нет – не в одиночку: великая душа не бывает одинокой, так же и великое дело.
К светлым талантам тянутся талантливые люди. И режиссер школьного театра, известная в области искусства Ольга Аркадьевна Моисеева, и воспитатель Татьяна Николаевна Зубрицкая, поэтический дар которой не иссушило высшее техническое образование, и психолог Ирина Владимировна Цуканова, в тренингах которой дети проживают свои театральные роли березки, одуванчика, дождя, солнца, весны, и дизайнер Елена Андреевна Ени. Они привлекли не только коллег из других школ и домов детского творчества, но свои собственные семьи. Прекрасным журналистом обещает стать дочь Татьяны Николаевны, а муж Людмилы Александровны, расставшись на пике перестройки с комсомольской работой, создал в школе фотокружок, восхитивший детей тем, что там не надо было много говорить и можно было быстро видеть результат своих усилий, а потом и постичь тайны светотени и цвета. Постепенно кружок расширился, стал районной студией, известной своими художественными работами далеко за пределами Колывани.
У детей обнаруживалось не только чувство прекрасного, но и чувство юмора, чувство сострадания. Фотографии редких цветов и растений, смешных животных и зверюшек, драка петухов или дружба кошки с собакой. Постепенно складывалось свое направление, близкое чистой и доверчивой душе ребенка. Первые призеры и лауреаты областных конкурсов принесли настоящую популярность: снимки “дебютантов” стали появляться в газетах, а видеофильмы – на разных телевизионных каналах. В 2000 году “Дебют” занял первое место на Всероссийском фестивале аудиовизуальных искусств в Москве. Лауреаты стажировались в Останкино, попали на международную школу журналистики в Италии. Воспитанники студии, закончившие средние колыванские школы, стали поступать на факультеты журналистики, увлеклись экологией, правоведением, социологией – профессионально определиться помогла студия и первые успехи в ней.
На областном конкурсе социально значимых проектов студия вскоре получила грант. Обзавелась хорошим оборудованием, получила помещение в редакции районной газеты.
Прекрасный организатор и пропагандист экологического движения, Сергей Витальевич находил поддержку среди людей, встревоженных состоянием культуры и природы родного края. Юнкоры провели массу блицопросов, исследований почвы, воды и воздуха, побывали на десятках предприятий, стали “своими людьми” в музеях и библиотеках, в лабораториях и школах, где проводили “круглые столы”. Выставки, конференции, дискуссии, экологические открытые уроки для общественности. Круг друзей ширился. Спонсорами проекта “Юнкоры за экологию” стали корпорация “Энергия”, фирма “Сибирский успех”, акционерное общество “Тара”. Источниками новых знаний и финансовой помощи стали региональный экологический фонд “ИСАР-Сибирь”. Сибирский центр поддержки общественных инициатив и – сосед по планете – “Глобул Грин фонд”. Они обеспечили исследование юными экологами малых рек района, системы озер, заповедного бора, погибающего от недальновидности строителей. Все пробы обрабатывались по современным методикам и – заставляли содрогнуться.
“На исследуемых территориях гибнет мир пернатых и животных. Пробы воды показывают превышение ПДК по нефтепродуктам, тяжелым металлам и фенолу в десятки раз, по железу – в 26 раз. Увеличилась частота онкологических, аллергических и хромосомных заболеваний. Фенол – грозная опасность для умственного развития детей – проникает всюду в катастрофических размерах!” – информация, которая в дачной местности замалчивалась десятилетиями, была юнкорами предана гласности. Не слышать детей, которые превращались в журналистов, экологов, юристов, политиков нового поколения, было уже невозможно. Сессия территориального Совета депутатов Колыванского района после жарких дебатов вокруг страшной информации, собранной школьниками, приняла решение “Об экологической обстановке в районе и мерах по охране окружающей среды”. Комиссия, в состав которой вошла и студия “Дебют” со своим руководителем Сергеем Витальевичем Акуловым, начала разрабатывать программы “экологической безопасности района”.
Но программ и законов в стране ежедневно разрабатывается великое множество, однако часто они остаются пустым бумаготворчеством. Как быть? Одного контроля юнкоров недостаточно, тем более что большинство из них готовится поступать в университет и у них нет времени. По выходным ребята ездят на подготовительные курсы в Новосибирск. Есть один способ заставить программу работать: привлечь к ней все слои населения. Такую задачу и поставили перед собой педагоги коррекционной школы, объединившись вокруг детского театра. Потрясающие костюмы, фитодизайн, сценография, декорации, грим, антураж. Готовились к премьере дети, для которых подчас не только движение, но и слово, переживание, просто взгляд постороннего человека – огромная проблема. Но как запел шестиклассник Алеша, который при поступлении не разговаривал! Какие батики и задник для сцены, изображающий речку и летний изумрудный луг, сделал Володя, не державший до того в руках карандаш! А яркое панно “Лето в деревне”, выполненное в лоскутной технике Юлей Борщ, украсило бы и картинную галерею. Радостью, солнцем, доброй энергетикой напоена работа девочки, которую от мира здоровых людей отделили тяжелые страдания. В радостных красках и звуках рождаются и сами постановки.
Первая – музыкальная сказка “Свадьба Солнца и Весны”, где знаменитый в начале века поэт Михаил Кузмин становится всем известен как композитор, автор спокойной, нежной, прозрачной музыки, – найдена в журнале “Тропинка” за 1907 год. Она понравилась всем своей радостной тональностью, тем, что в ней действуют 37 персонажей, реплики краткие, ясные, все участники танцуют и поют. Занята почти вся школа – два состава артистов. На занятиях театрального кружка ребенок вместе с психологом, воспитателем, музыкантом и режиссером буквально проживает свою роль – одуванчика, березки, стрекозы, Солнца, Весны – это самое лучшее экологическое образование и развитие личности. Дети осваивают способы общения, работу в коллективе, становятся контактными и спокойными. Если бы не страшные диагнозы в истории болезни каждого из них, в момент творческой радости никаких особенностей в их поведении заподозрить было бы невозможно.
Вторая постановка – поэтическая и музыкальная тоже – по сценарию Татьяны Николаевны Зубрицкой, экологической же направленности – “Сказ про то, как Иванушка царство спасал” – полна примет современности и мудрых народных советов. Дети коррекционной школы и раньше выступали на областных смотрах, участвовали в фестивалях народного творчества. В жизни многих из них роковую роль сыграл тот самый фенол, который предпочитают не замечать многие хозяйственники и чиновники. Вместе со студией “Дебют” театр коррекционной школы взывает собственным искусством ко всем взрослым: любите, спасайте свою малую родину ради собственной жизни и ясного ума!
…Всю дорогу, пока возвращалась я из Колывани, сквозь кружево светлых берез и величественных елей, таящих вечную печаль, все звучал мне серебряный альт мальчика, поступившего в школу год назад с диагнозом “олигофрения”: “Я не один, пока я с вами, деревья, травы, облака…” Так хочется, чтоб облака его не обманули, не пали на него кислотными дождями. Да будет услышан слабый детский голос сильными мира. Впрочем, студия “Дебют” уже доказала, что у власти прорезался слух. Пора вести диалог на равных.
Галина ФРОЛОВА
Комментарии