Быть просвещенным никогда не помешает. Тем более в правовых вопросах. Особенно детям. Поэтому мероприятия, касающиеся правового ликбеза, следуют одно за другим. Не успел закончиться Общероссийский единый день правовой помощи детям, как на смену ему пришел форум «Правовое просвещение и социализация несовершеннолетних как эффективный инструмент формирования будущих лидеров». В преддверии данного события состоялась пресс-конференция, на которой эксперты обсудили различные варианты правового просвещения в формировании правовой культуры у несовершеннолетних и создание условий для их эффективной социализации как в Москве, так и в России в целом.
Прежде всего уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская заметила, что если говорить о воспитании будущих лидеров, а именно такими многие видят своих детей и внуков, то нужно понимать, что ребенок не может быть успешным, выходя за рамки правового поля. Но интересна ли ребятам тема правового просвещения? Как раз с этим большие проблемы. Вступили в силу обновленные ФГОС, и в них отражено формирование правовых знаний, однако язык учебника сухой, в то время как речь идет о насущных проблемах. Правовое просвещение, по мнению московского детского омбудсмена, – это социальная гигиена человека. Как использовать право в жизни – вот что важно для подростка.
Часто взрослым кажется, что дети воспринимают право плоско – право на жизнь, на семью, на образование, однако это большое заблуждение. Нынешнее поколение интересуют разные виды права, например авторское, трудовое, на свободу слова и др. Поэтому запрос ребят на правовое просвещение отличается от видения его взрослыми, которое должно предлагаться в образовательном процессе. Но если постоянно опаздывать в отклике на этот запрос, то работа по правовому просвещению не будет эффективной.
По словам председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты города Москвы Марии Лазутовой, результаты правового просвещения трудно измерить сразу, оно «оружие дальнего действия». С учетом этого и нужно выстраивать работу, она в первую очередь должна быть связана с социально-гуманитарными дисциплинами.
Сейчас, к сожалению, принцип такой: прошел урок, и то, что изучалось на нем, потом не развивается или развивается в ограниченном формате. Кроме того, во многих учебниках социально-гуманитарного цикла ответов на те вопросы, которые должны в процессе обучения получать школьники, нет. Также нет педагогических технологий, которые помогали бы спроецировать какое-либо правовое действие на школьника.
Эксперт отметила, что не случайно в этом году обозначились большие проблемы с ЕГЭ по обществознанию. Содержание предмета выстроено таким образом, что оно неадекватно тем процессам, которые происходят в жизни любого подростка и могут происходить в его будущей деятельности.
Впрочем, результативная практика в плане правового просвещения все же есть. Например, в столице уже два года реализуется программа «Школа правовой социализации», как сказала директор школы №1360 Татьяна Кувшинова, главная ценность участия в данном проекте – это получение ребятами знаний не только от профессионалов, но и от практически их ровесников. Например, школа тесно взаимодействует с Московским городским педагогическим университетом, со школьниками с высокой включенностью работают студенты, получается, что знания передает равный равному. В свою очередь подростки, узнавая новое, приходят к ученикам младших классов и проводят интересные занятия, моделируя разные жизненные ситуации. При этом при подготовке к занятию ребята получают консультации студентов и экспертов Школы правовой социализации. Инициатива масштабируется, распространяется, и уже в соседних школах старшеклассники выступают наставниками у младшеклассников. Очень важный эффект от такого взаимодействия – это изменение отношения. Школьники стали внимательнее друг к другу, начали ответственнее подходить к решению задач не только учебных, но и житейских, а это значит, что дети теперь более защищены.
В Петербурге правовому просвещению тоже уделяется большое внимание. Еще 10 лет назад город включился в Единый день правовой помощи детям, и одним из самых активных участников проекта является аппарат уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Петербургский детский омбудсмен Анна Митянина объяснила, что говорить о правовой помощи нужно, исходя из возрастной группы ребенка. Дети сегодня другие, с ними важно общаться на их языке. Чтобы быть понятыми, аппаратом омбудсмена разработана интересная акция «Правовой марафон». Он проводится на базе одной из школ города один раз в две недели, сюда приглашаются разные социальные партнеры, чтобы в интерактивной форме рассказать ребятам о правовых нормах и ответить на их вопросы.
К слову, если в динамике наблюдать за обращениями несовершеннолетних в аппарат омбудсмена, то детей-сирот, как правило, волнуют вопросы обеспечения жильем, подростков интересуют вопросы трудоустройства и кратковременной занятости или поступление в профессиональные учебные заведения. Законные представители задают вопросы, связанные с медицинской помощью, с образовательной деятельностью. Увы, как подчеркнула Анна Митянина, растет количество вопросов, связанных с конфликтами в детской среде, в образовательной организации. Поэтому есть большой запрос общества на развитие психологической помощи, причем эта помощь должна быть не только в школах, детских садах, учреждениях СПО, но и в центрах социальной помощи. Поэтому остро стоит проблема подготовки высококвалифицированных психологов.
С этим согласен президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Вячеслав Тенишев. По его словам, когда молодые адвокаты принимали участие в проекте «Правовой марафон», то их поразила откровенность школьников. Очень много рассказов было связано с конфликтами между одноклассниками, с педагогами, родителями. Эти конфликты часто приобретают правовой характер, поэтому любые возникающие проблемные вопросы нужно решать деликатно. И очень важно, чтобы с детьми в этом случае работали профессионалы.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии