“Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше”.
Ф.Ларошфуко
На доске: рисунок корабля.
Схема путешествия.
Острова с названием города, страны, берега.
1-й остров “Общение”.
2-й остров “Заповеди”.
Залив “Откровенность”.
Страна “Зависимость”.
Берег “Первенство”.
Техническое оснащение:
магнитофон, записи песен из кинофильма “Дети капитана Гранта”: звуки природы;
сундучок;
карточки.
Оформление класса
Класс оформлен в виде корабля. Мостик капитана.
Углом поставлены парты.
Класс разбит на кают-компании – 2-3 группы ребят.
Ход урока
Сегодня на нашем острове “Школа”, где мы с вами живем, я нашла в речке “Тьма” бутылку с посланием от одного человека, Гулливера – вы, вероятно, о нем слышали и о его удивительных приключениях.
Письмо
Дорогие мои друзья!
На карте я нашел ваш остров “Школа”, где вы живете вместе с вашими мамами и папами, с сестренками и братишками, с любимыми животными. Но, к сожалению так будет не всегда, вы подрастете, и вам придется покинуть свой остров и посетить другие места, где есть другие люди, не похожие на вас, и живут они по другим законам. Как вы сможете с ними общаться, поймут ли они вас, сможете ли вы вступить с ними в разговор и контакт? Предлагаю вам уже сейчас, не откладывая на завтра, совершить первое путешествие с целью благородной – познать общество вокруг вас.
Ваш друг Гулливер”
Учитель: Вот такое письмо ребята. Принимаем приглашение Гулливера? Тогда быстро собираемся и отправляемся в путешествие. Все на корабль! Ребята занимают места. Звучит музыка из кинофильма “Дети капитана Гранта”. Нам придется встречать очень много неожиданного, а мы с вами знаем, что такое общество, куда мы плывем. Итак, первое наше препятствие – это надо знать и выяснить срочно. В кают-компаниях должны подумать, что это такое, сдать своему командиру и собрать по звуку ринга на мостике капитанов.
(Ребята пишут, что такое общество).
Капитаны зачитывают их ответы. Ребята записывают это в своих дневниках впечатлений.
Учитель: Внимание, справа по борту плывет еще одна бутылка. Достать ее второй команде. Зачитать. Ребята зачитывают текст Робинзона.
Текст Робинзона
“Где я найду слова, чтобы передать ту страстную тоску, те горячие желания, которые овладели мною, когда я увидел корабль! С моих губ помимо моей воли беспрестанно слетали слова! Если бы два или 3 человека… нет, хоть бы один из них спасся и приплыл ко мне! Тогда у меня был бы товарищ, был бы живой человек, с которым я мог бы разговаривать. Ни разу за все долгие годы моей жизни отшельнической не испытывал я такой настоятельной потребности в обществе людей и ни разу не почувствовал так больно своего одиночества.
Робинзон”
Учитель: Вот письмо одинокого человека. Итак, вам задание. Давайте попробуем понять “свои ощущения”, если бы вы жили на острове только с одноклассниками.
Составьте таблицу “Моя жизнь на острове”. В одной колонке – положительные ощущения, в другой – отрицательные.
Итак, вы видите, как страшно быть одиноким, боль одиночества невыносима, постоянное пребывание в обществе одноклассников не может обеспечить всей полноты общения. Каждому хочется побыть с другими, друзьями, родными, увидеть сложный и прекрасный мир. А мы с вами приближаемся к острову “Общение”, на нем надпись:
“Единственная роскошь на этом острове – это роскошь человеческого общения”.
Что ж, действительно роскошный остров, давайте сойдем на него.
Задание на карточке.
(Учебное пособие Я. Соколова, стр. 23. Текст читать в группах.)
Вопросы: 1) Что происходит с человеком вне общества?
2) Как вы думаете, был ли счастлив Маугли в обществе волков?
А теперь напишите в своих дневниках отрицательные и положительные качества общения, какие есть на острове.
(Ребята пишут в дневниках)
А теперь выделите одно качество, которое помогает жить таким разным людям на этом острове.
(Ребята выделяют понятие “терпимость”).
Вывод учителя: Именно терпимое отношение друг к другу помогает избежать конфликтов, понять друг друга. Придумайте историю, если бы у людей не было этого качества.
Ребята сочиняют мини-истории. Зачитывают на капитанском мостике.
Звучит музыка. Учитель сообщает: мы подплываем к острову “Заповеди”.
Это старый остров, здесь живут очень древние народы, давайте прочитаем, что написано у них на скалах для путешественников.
Заповеди:
1. Доверие к тому, с кем общаешься.
2. Вера в то, что человек, с которым ты общаешься, хороший человек, что он расположен к тебе и готов с тобой общаться.
Уважение к собеседнику, признание его прав на равенство в общении, проявление готовности уступить и никогда не демонстрировать свое превосходство.
Дальше мы проплываем залив “Откровенность”. А теперь, что бы его проплыть, каждый должен записать в своем дневнике впечатлений, “что лично мне мешает общению и помогает”.
Звучит музыка:
Игра на общение
“Ассоциация”
“Сэва-нап”
“Интервью”.
Учитель: Гонг. Внимание, мы подплываем к стране “Зависимость”
Задание группам
Выполнить задание “От чего мы зависим”.
мама зависит от…
учитель зависит от…
спортсмен зависит…
директор школы от…
друг от…
Ирина ЩЕПЕТОВА,
учитель граждановедения школа N 52, Тверь
Комментарии