Цель: научить учеников использовать полученные знания для анализа фактов. Задачи: закрепить навыки и умения самостоятельно осмысливать и оценивать социальные явления. Содержание практикума: познакомить подростков с судебным делом, которое позволяет рассмотреть различные виды нарушений (норм морали, административного и гражданского права), отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Для проведения практикума класс делится на группы (по три человека).
Каждая группа получает: судебное дело (одно для двух команд); задания для работы с делом; рабочие листы.
В начале урока учитель сообщает о его целях; представляет экспертов; предлагает группам выбрать название своей команды и капитана; знакомит с содержанием работы; формулирует задание: познакомиться с судебным делом; заполнить рабочие листы и подписать их (название команды, роспись капитана); распределить работу между членами группы.
Учащиеся знакомятся с обстоятельствами преступления.
Судебное дело
Октябрьским вечером группа подростков собралась в подъезде дома. Они громко смеялись, нецензурно выражались, курили. В 20.00 в подъезд зашла гражданка Н., проживавшая в этом доме. Проходя мимо ребят, она попросила их вести себя потише и не сорить. Один из них грубо посоветовал ей оставить свое мнение при себе.
В 21.00 из квартиры вышел гражданин В. и попросил ребят выйти из подъезда, объяснив, что надо укладывать спать детей.
Подростки не отреагировали на просьбу, шум в подъезде не прекратился.
В 21.20 В. снова вышел из квартиры, схватил за шиворот 15-летнего Дениса и вывел его из подъезда. Остальных предупредил, что вызовет милицию. Ребята молча вышли на улицу. На стоянке возле дома стояла автомашина ВАЗ 2103, принадлежащая гражданину В. Денис узнал ее и, вытащив нож, проколол колесо. При этом он сказал, что это «плата за то, что В. распускал руки».
Около 22.00 подростки пошли по параллельной улице и встретили 20-летнего знакомого Сергея К., ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Обнаружив, что веранда закрыта, подростки выбили дверь. Угостив ребят вином и сигаретами, К. сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада. К киоску отправили 13-летнего Олега С., 12-летнего Максима Р., 15-летнего Юрия Г. По дороге к киоску Максим Р. заскочил домой за сумкой, сказав матери, что она ему нужна для спортивной формы, которую он забыл в спортзале.
Проходя по улице, Олег, Максим, Юрий встретили гулявшего с собакой 11-летнего Андрея Ю. Олег снял с него импортную спортивную шапку, Андрей не оказал сопротивления.
Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец спит. Максим Р. остался на улице, а Юрий Г. и Олег С. стали складывать в сумку спиртное, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца. Он попытался схватить Юрия. Он ударил продавца ногой в пах, тот упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим Р. заглянул в киоск и услышал, как продавец звал на помощь. Подростки убежали.
Возвращаясь в садик, Максим Р. сказал, что ему надо домой. Там он застал скандал между матерью и отчимом. Пьяный отчим наносил удары по голове и лицу своей жене. Видя кровь на лице матери, Максим схватил бутылку и ударил ею по голове отчима, после чего тот упал, получив тяжелую черепно-мозговую травму.
Крики и шум в квартире напугали соседей, которые вызвали милицию. Максим рассказал им обо всем, в том числе и о том, как провел вечер. Наряд милиции поехал к детскому саду. Там после очередной дозы спиртного все участники пьянки пытались раздеть 15-летних Веру И. и Светлану Д., которых они силой затащили на веранду. На всех задержанных заведено уголовное дело.
Каждый член группы работает над одним из пяти рабочих листов.
Рабочие листы 1, 2, 3
Виды нарушений
Задание: выпишите из дела примеры видов нарушений.
Рабочий лист №1
Аморальные поступки
Рабочий лист №2
Административные проступки
Рабочий лист №3
Преступления
Задание: найдите в деле отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Рабочий лист №4
Отягчающие обстоятельства
Рабочий лист №5
Смягчающие обстоятельства.
Проверка и оценка работы групп. К доске с рабочими листами приглашаются по одному представителю от группы. Они знакомят класс с содержанием рабочего листа. Остальные оценивают его ответ, вносят дополнения, исправления или соглашаются с ними. Если мнения ребят расходятся, то заключительную оценку дает учитель или эксперт.
Рабочий лист 1
1. Подростки шумели в подъезде.
2. Нагрубили женщине.
3. Максим обманул мать, сказав, что сумка нужна для спортивной одежды.
4. Крики и шум в квартире Максима.
Рабочий лист 2
1. Нецензурная брань.
2. Курение в подъезде.
3. Загрязнение подъезда.
4. Распитие спиртных напитков на веранде.
5. Вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков.
Рабочий лист 3
1. Повреждение колеса автомобиля.
2. Повреждение двери веранды.
3. Вовлечение несовершеннолетних в преступление.
4. Ограбление подростка (сняли шапочку).
5. Ограбление киоска.
6. Неоказание помощи продавцу.
7. Нанесение телесных повреждений матери Максима.
8. Нанесение тяжелой травмы отчиму Максима.
Рабочий лист 4
1. Групповые преступные действия.
2. Привлечение несовершеннолетних к преступлению.
3. Совершение преступления лицом, ранее судимым.
Рабочий лист 5
1. Несовершеннолетний возраст.
2. Чистосердечное признание Максима.
3. Максим защищал свою мать.
4. Преступление совершено впервые.
Задания для обсуждения
Определите характер правонарушения в каждой из ситуаций.
Какое из них будет наказано строже?
Ответ обоснуйте.
Ситуация 1
Юноша решил покатать любимую девушку по городу. Он угнал чужую машину и подъехал к дому, в котором она жила.
Ситуация 2
Группа подростков угнала чужой автомобиль и каталась по ночному городу.
Ситуация 3
Юноша угнал чужой автомобиль и поехал кататься по ночному городу. Вскоре в машине кончился бензин, и ему пришлось поставить ее. Домой добирался пешком. Понимая, что утром автомобиль будут искать, он заявил в милицию о содеянном.
Выслушав мнения ребят, учитель подчеркивает: во всех трех ситуациях совершено одинаковое преступление (угон автомобиля). Но наказания будут разными: суд учтет, что во второй ситуации имеется обстоятельство, отягчающее наказание, а в третьей ситуации – обстоятельство, его смягчающее.
Ирина Кутузова, учитель граждановедения, Тверская область
найдите в деле отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Комментарии