Анастасия Стрельцова получила высшее педагогическое образование в России. С дипломом психолога-дефектолога она могла бы работать как в обычной школе, имеющей классы коррекции, так и в школах VIII вида. Но обстоятельства сложились иначе. В каникулы перед выпускным курсом девушка приняла участие в европейском волонтерском проекте, связанном с социальной адаптацией сложных детей.
Волонтерский лагерь находился в Голландии. Чистая природа страны, ее приветливые люди произвели на Анастасию большое впечатление, и по окончании университета она вернулась в Нидерланды уже не по волонтерской, а по студенческой визе, оплатив курс голландского языка в одном из университетов. Студенческая виза дает право жить на территории страны в течение года – за это время вполне можно освоить язык, после чего сдать необходимый языковой минимум и продолжать обучение в высшей школе по одной из выбранных специальностей. Анастасия еще в России овладела на хорошем уровне немецким языком, а голландский ему близкий родственник, поэтому ей удалось довольно легко сдать экзамены на языковой минимум. Теперь она магистрантка педагогического отделения университета. Проучилась чуть больше полугода, а диплом получит через три, и после стажировки может быть принята в одну из государственных школ Голландии. В частных школах требования менее жесткие: там могут преподавать студенты старших курсов, если директор сочтет их уровень достаточно профессиональным. За время, которое провела в новой для себя стране, Анастасия многое узнала о системе образования Голландии, ее особенностях, плюсах и минусах, о том, как ощущают себя педагоги на социальной лестнице, с какими трудностями сталкиваются дети и их родители. – В Голландии совершенно другая система образования, – рассказывает Анастасия. В ней нет единообразия – к слову, здесь 150 видов школ. Сначала дети посещают начальную школу (с 4 до 12 лет), затем получают среднее образование. В зависимости от результатов тестов и успеваемости дети выбирают себе школу либо технического, либо гуманитарного направления. – Но в 12 лет немудрено ошибиться. Иногда дети одинаково одарены и в том и в другом, но чаще всего сами не знают, к чему лежит душа. Можно ли поменять вид школы? – Не ошибиться с выбором детям и родителям помогают опытные педагоги-психологи. Обычно вид школы подбирается под каждого ученика и его возможности, поэтому ошибки редки. Но школу сменить можно, если есть горячее желание. Нужно лишь быть готовым к вступительной беседе, на которой обязательно посмотрят результаты тестов предыдущего года. Поскольку каждый вид школы имеет свой уровень требований, ему нужно соответствовать. – А тестирование дети проходят ежегодно? В каждом классе? Это напоминает наш ЕГЭ или все-таки менее волнительная процедура? – В Голландии 10-балльная система оценки, чтобы сдать зачет или тест, нужно набрать не меньше 5,5 балла. Тестирование, конечно же, волнительный момент для детей. Потому что баллы ставят заслуженно, если не справился, запросто оставляют на второй год. И в средней школе можно оставаться до тех пор, пока не получишь диплом. Но нужно понимать, что их среднее образование не то, что наше. Оно имеет разные профили: где-то большее внимание уделяется практике, где-то – теоретической подготовке. Но в любом случае среднее образование очень практико-ориентированное на тот профиль, который выбран. Отличие голландского среднего образования от нашего еще и в том, что в Голландии очень большой процент жителей останавливается именно на среднем образовании, так как для получения высшего образования приходится брать заем у государства и потом в течение 30 лет отдавать его. – Как это? Можно подробнее?- Высшее образование стоит в среднем около 2000 евро в год. Студентам платят стипендию, которой хватает на скромную жизнь и оплату стоимости учебы по частям. По окончании учебы специалист в течение 30 лет ежемесячно выплачивает государству всю сумму за учебу – получается примерно по 20 евро в месяц.- С одной стороны, жестко, а с другой – вполне справедливо: государство тебя выучило за свой счет, но ты будь добр отдай долг. – Но вообще к студентам в Европе хорошее отношение. И проявляется оно не только в музеях и на выставках. Например, в Голландии студенты имеют право в будние дни на бесплатный проезд в автобусе и электричке. Это открывает им большие возможности. Студент может подрабатывать, но количество рабочих часов не должно превышать строго определенной нормы. Я, например, подрабатываю бебиситтерством. Для меня это еще и педпрактика.- Но давай вернемся к школе, средней и начальной. В чем их особенности по сравнению с нашей?- На уроках дети гораздо больше работают в небольших группках – так им прививается навык взаимодействия в коллективе (они учатся распределению ролей и функций, ответственности, добросовестности). В то же время много внимания уделяется самостоятельной работе на компьютере. Дети самостоятельно делают доклады, презентации, но здесь в отличие от России с начальной школы жестко пресекается всякий плагиат, компиляции без ссылок, так как безнаказанное использование чужого труда считается благодатной почвой для коррупции.На уроках тоже в основном работают на планшете; даже лекции редко пишут в тетради, в основном все фиксируется на компьютере. В процессе обучения дети, так же как и студенты, много часов проводят на практике. В зависимости от профиля она может быть оплачиваемой или бесплатной. В Голландии никогда не учатся по субботам. Выходные дети с родителями проводят в путешествиях и активных занятиях спортом или творчеством. Но и в школах в сравнении с Россией проводится довольно много экскурсий и активных дней, дней политики и других тематических занятий. Дети организуют что-то сами или смотрят представления, подготовленные взрослыми или сверстниками. Уделяется большое внимание теме толерантности и уважения каждого. Связано это с тем, что в Голландии много мигрантов. В школе имеется, как правило, психолог, которому дети говорят о своих проблемах. Я должна также отметить, что в голландских школах большое внимание уделяется детям с гиперактивностью и дислексией. Для таких детей создаются облегченные программы, дается больше времени на выполнение заданий. Очень развито специальное образование – большое количество школ практического профиля для детей и подростков с особенностями в развитии. Здесь многое делается для их успешной социализации и адаптации. Когда я впервые попала в Голландию, я удивлялась, как много здесь аутистов, детей с другими нарушениями – зрения, слуха, двигательной функции, детей с синдромом Дауна. Потом поняла: не больше, чем у нас. Но наши сидят дома или в закрытых спецучреждениях, а здесь им все доступно, они наделены всеми правами и возможностями для нормальной жизни. Преобладают здесь школы государственные, кроме, пожалуй, школ Монтессори и языковых школ, создающихся для детей мигрантов, которых много. Для них и на государственном уровне пытаются создавать специальные программы, выделяют отдельных работников для индивидуальных занятий, в преподавании используют пиктограммы и прочие вспомогательные средства.- Что, на твой взгляд, составляет главную отличительную особенность голландского подхода к детям?- Здесь более четкое и гораздо более раннее разделение на практиков и теоретиков. Теоретический путь труден, поэтому не всем доступен, практический открыт всем, и на этом пути каждый может успешно реализоваться. Работники среднего звена, получившие практическое образование, не являются людьми второго сорта, они имеют хорошие карьерные возможности. Это первое. А второе – это гораздо большая индивидуализация обучения: есть программы для детей-дислексиков и детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания – в Голландии на это делают очень большой упор. В то же время появляется много школ с использованием различных инноваций, например, школы так называемого свободного обучения, где каждый ребенок сам определяет свой путь, сам выбирает то, что он хочет учить. Строгости в таких школах мало, все уроки проводятся в свободной форме, но из-за такой избалованности дети часто совершенно не понимают, что такое учить наизусть. Для них тесты и зачеты становятся еще большим стрессом, чем для детей из обычных школ. А они необходимы для определения уровня освоения программы. – С детьми все понятно. А как в Голландии живут учителя? Сколько они получают? – Педагоги относятся к высокооплачиваемым категориям работников. Они более уважаемы и более свободны, чем у нас. Зарплата учителя зависит от возраста и стажа, к тому же есть разница между доходами учителя начальной школы, преподавателя колледжа и университета – обычно сумма колеблется от 2000 до 4000 евро в месяц, но с этой суммы еще идет вычет 33 процентов на налоги. На безбедную жизнь хватает. К тому же в Голландии власть следит за тем, чтобы не было слишком большого расслоения в доходах граждан. Не приветствуется, если учитель ведет намного больше ставки. Репетиторство здесь тоже частое дело, но этим занимаются специально выделенные учителя от школы.
Комментарии