search
main
0

Практика по душе

Перспективные подходы

Наставничество – важный элемент педагогической практики студентов специальности «педагогический дизайн программ естественно-научной и технической направленности» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, которая организована для студентов на базе ДТДиМ имени А.П.Гайдара.

Наставничество как форма передачи опыта может быть реализовано в совершенно разных ситуациях, возрастных периодах, в работе с разными людьми. Начиная с детского сада, где воспитатель может выступать в роли наставника, или на производстве, где молодого специалиста определяют в «подмастерья» к опытному работнику, который будет передавать свой опыт в процессе работы. Это может быть ментальный или духовный наставник, который ведет человека по его духовному пути. То есть наставник – это человек, который делится своим опытом и передает знания.

В нашем случае наставник – это руководитель педагогической практики, которая организована для студентов на базе ДТДиМ имени А.П.Гайдара. Поэтому для нас наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством опытного и квалифицированного педагога. Смысл наставничества заключается в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказании ему помощи и поддержки.

Один из базовых принципов педагогики «делай как я» работает не только с детьми, но и со студентами. У молодых педагогов, только вышедших в большую профессиональную жизнь, еще не сформирован собственный стиль проведения занятий, как правило, это сборная композиция из различных стилей, которые студент позаимствовал у своих педагогов или нашел в книгах. А наставник педагогической практики сможет провести своего подопечного «над пропастью» профессиональных трудностей, обратит его внимание на самые сложные моменты профессиональной деятельности и поможет их преодолеть.

На практику во Дворец творчества приходят студенты вузов. Магистерская программа «Педагогический дизайн» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета направлена на подготовку педагогов естественно-научной и технической направленностей. Выпускники программы в будущем могут стать администраторами или методистами образовательных учреждений, но главная цель программы – подготовка педагога, способного к реализации актуальных, передовых, наиболее продуктивных норм педагогического мастерства.

Для того чтобы представить магистрантам опыт педагогического дизайна, дать им возможность собственных практик, во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара их знакомят с наставниками – наиболее квалифицированными педагогами образовательной организации. Некоторые из этих педагогов-наставников сами стали специалистами в области педагогического дизайна, освоив соответствующую программу. Они помогают практикантам сориентироваться в мире дополнительного образования.

В чем же заключаются роль наставника и суть его работы с магистрантами по специальности «педагогический дизайн»?

Педагогический дизайн – это относительно новая в системе образования дисциплина. Педагогические дизайнеры могут квалифицированно разрабатывать современные образовательные программы, быть наставниками, помогать им адаптироваться в образовательной организации, контролировать качество занятий, разрабатывать тексты образовательных программ, в том числе содержание воспитательных разделов программ, готовить эффективные мероприятия, ключевые события, проекты для обучающихся той или иной программы.

Наставники – мастера в области педагогического дизайна могут обеспечить преемственность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ознакомительного, базового и углубленного уровней и соответствие содержания программ критериям данных уровней. Старшие методисты Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара занимаются общими вопросами развития образовательной организации как системы. Их функции в разработке целей и задач, норм и условий развития организации многогранны. Педагогический дизайнер может взять на себя практическую сторону управления в сфере разработки, обновления и реализации образовательных программ в образовательной организации.

Основные задачи педагогического дизайнера, которые решают студенты-практиканты по специальности «педагогический дизайн программ естественно-научной и технической направленности» ИНО МГПУ в ДТДиМ имени А.П.Гайдара под руководством своих педагогов-наставников, состоят в следующем:

1. Анализ целевой аудитории. Нужно понять, на что есть спрос, что нужно потенциальным обучающимся. Если потенциальные обучающиеся желают рисовать, то вряд ли занятия робототехникой будут массово востребованы в данной ОО.

2. Анализ программ. Необходимо проанализировать цели и задачи тех программ, которые предлагаются в ОО, сопоставить их с пожеланиями и желаемыми результатами освоения программы целевой аудиторией.

3. Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.

4. Выбор средств и методов обучения.

5. Работа с цифровыми средствами обучения. Поскольку программы могут быть как очными, так и дистанционными или гибридными, для каждой необходимо рассматривать различные методы и средства.

6. Работа в соответствии со ФГОС и другими требованиями образовательных организаций, соответствие нормативным документам.

7. Обеспечение результативности программы. В дополнительном образовании результатом освоения программы является участие обучающихся в конкурсах.

В практике решения этих задач формируются и компетенции магистрантов.

После анализа программ и наблюдения за проведением занятий как в очном, так и в дистанционном формате студенты получают возможность провести занятие по выбранной программе под чутким руководством своего наставника. Также с целью освоения современных инструментов и средств образования магистранты разрабатывают занятия и представляют свои наработки в библиотеке Московской электронной школы. Занятие разрабатывается тоже с помощью наставника, который следит за успехами своего практиканта. Для того чтобы понять потребности целевой аудитории и разобраться в тонкостях системы дополнительного образования, практиканты анализируют до восьми программ разных направленностей, тем самым получая возможность пообщаться не только со своим наставником, но и с другими педагогами организации дополнительного образования.

Магистранты учатся тому, как в текстах образовательных программ отражается система обучения и воспитания. Как цели и задачи приводят к заявленным результатам и связаны между собой содержанием программы. Они сами становятся организаторами и участниками воспитательной работы, соревнований, выступлений обучающихся, походов в музеи, просмотров обучающих фильмов, утренников и мероприятий с родителями детей.

Одним из новых, перспективных подходов к обновлению образовательных программ является установление содержательных связей между смежными дисциплинами и программами разных направленностей, например историей и биологией, физикой и программированием и т. д.

Каждый педагог в роли наставника ведет за собой своих учеников, а наставник практикантов – учитель учителей. Мы можем изменить все что угодно в нашей жизни, но в глубине души каждый из нас хранит то тепло, которое он получил от своего любимого педагога, своего самого важного наставника, и только от нас зависит, пойдет ли это знание, это тепло дальше.

Наставничество – своего рода эстафета. Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара к эстафете освоения и передачи наиболее значимых ценностей содержания и технологий образования подключены педагоги, обучающиеся по специальности «педагогический дизайн программ естественно-научной и технической направленности» ИНО МГПУ.

Сотрудничество учреждения дополнительного образования и университета, педагогов и студентов, практика их совместного творчества дают значительные и интересные результаты, обеспечивают развитие образовательных организаций, профессиональные перспективы студентов и успехи детей.

Елена МОЛЧАНОВА, заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;

Камила ХАЛИКОВА, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте