В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования стало совершенствование контроля и управления качеством образования, что стало актуальным на всех уровнях образовательной системы: от учреждения до образовательной системы Российской Федерации. Ее внедрение напрямую связано с воплощением в жизнь других направлений комплексного проекта и вместе с ними нацелено на улучшение качества образования в наших школах. В Дубне сложилась своя муниципальная система оценки качества образования, адаптированная к особенностям образовательных учреждений наукограда. Идея мониторинга качества образования родилась здесь десять лет назад.
Для обеспечения независимой экспертизы и открытости образования в городе с сентября 1998 года была разработана и внедрена целевая программа «Мониторинг среднего образования», позволяющая оценить в полной мере состояние системы общего образования, в том числе:
качество результатов образовательного процесса;
качество реализации образовательного процесса;
качество условий образовательного процесса.
В то время основной акцент был сделан на диагностику качества обученности учащихся и выпускников.
В данной программе основным внешним экспертом является педагогическая общественность, обеспечивающая профессиональный мониторинг. Функционирование в муниципальной системе общего образования Экспертного совета и составляющих его экспертных групп, в состав которых входят руководители общеобразовательных учреждений, наиболее опытные и квалифицированные учителя, позволяет сделать эту диагностику независимой. Экспертиза образовательных результатов осуществляется под руководством управления народного образования администрации города, методическое обеспечение осуществляют сотрудники отдела развития и методического обеспечения муниципального учреждения «Центр развития образования Дубны».
В первый год проведения мониторинга качества образования участие в нем было добровольным. Однако реализация программы «Мониторинг среднего образования» изменила ментальность руководителей общеобразовательных учреждений: многие из них почувствовали необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и муниципальной системы образования в целом, что стало стимулом для дальнейшего расширения практики. На сегодняшний день в реализацию данной программы включены педагогические коллективы всех школ города.
В 2003 году мы приступили к апробации системы независимой экспертизы знаний выпускников 9-х классов при поступлении в профильный класс. Инновационной находкой в организации внешней экспертизы знаний выпускников, поступающих в профильный класс, стала деятельность независимых экзаменационных предметных комиссий, созданных на основании приказа городского управления народного образования. В состав комиссий входят: председатель – специалист городского управления народного образования; учитель и два ассистента – из числа педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию и преподающих предмет, по которому сдавался экзамен. А с июня 2006 года все выпускники 9-х классов школ города экзамены по русскому языку и алгебре сдают по новой форме.
Кроме того, в циклограмму мониторинга включено обследование школьников в рамках международных и общероссийских исследований по различным предметам. Именно желание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стало основанием для поддержки руководителями общеобразовательных учреждений введения ЕГЭ для всех выпускников школ. Практика независимой оценки знаний обучающихся используется нами также при проведении контрольно-оценочных процедур знаний выпускников 4-х классов.
Таким образом, ведущей составляющей системы управления качеством стала независимая оценка знаний выпускников. Однако мы всегда помним об одной простой мысли, выраженной в английском афоризме, что никто еще не стал выше оттого, что его измеряли: мониторинг качества обученности, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Для принятия управленческих решений этого недостаточно. Есть необходимость в дополнительных мероприятиях, когда при оценивании качества организации образования, например, на уровне школы, оценивается весь комплекс вопросов, начиная от организации питания и досуга учащихся до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, активно выясняется отношение потребителей образовательных услуг – учреждений профессионального образования, самих выпускников школ. Педагогический маркетинг, направленный на изучение спроса на образовательные услуги, создание соответствующей спросу образовательной среды, стал важной составляющей муниципальной системы оценки качества образования.
В муниципалитете сложилась муниципальная система оценки качества образования.
Концепция ее построения и функционирования основывается на следующих основных принципах:
профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития.
Главная цель – совершенствование муниципальной системы оценки качества, модернизация на ее основе системы управления качеством образования, что в итоге будет способствовать повышению качества и эффективности образования.
Циклограмма муниципальных мониторинговых исследований включает:
1. Мониторинговые исследования учебных достижений.
2. Мониторинговые исследования внеучебных достижений.
3. Мониторинговые исследования состояния образовательных систем (школьных, муниципальной).
4. Мониторинговые исследования профессиональной деятельности учителя.
5. Специальные мониторинговые исследования отдельных аспектов качества образования (состояние обучения в области прав человека, состояние библиотечного фонда).
Принципы отбора показателей согласуются с принципами отбора создаваемой общероссийской системы оценки качества образования, системой оценки качества образования, используемой в Московской области:
– ориентация на требования внешних пользователей;
– учет потребностей системы образования;
– минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
– инструментальность и технологичность используемых показателей;
– оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;
– сопоставимость системы показателей с региональными аналогами.
В целом оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в системе образования города, а также в каждом отдельном образовательном учреждении.
Составляющей в структуре муниципальной системы оценки качества образования стали внутришкольные системы.
Основные задачи, решаемые ими:
– обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений образовательного учреждения в целях коррекции учебного процесса и учебной активности обучающихся и выпускников;
– индивидуализация учебного процесса на основе результатов контроля, обеспечивающая условия для практической реализации личностно ориентированной, развивающей и других технологий обучения;
– получение объективной информации об уровне и качестве подготовки обучающихся для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения с помощью новых форм, методов и средств контроля;
– обеспечение условий для самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности учащихся;
– проведение внутришкольного мониторинга учебных достижений по основным дисциплинам;
– определение потребности в повышении квалификации преподавателей, качества преподавания и обучения.
Я глубоко уверена, что созданная в городском округе система оценки качества призвана помочь школе решить ее собственные проблемы, при этом нас интересует не то, какие результаты показывают ученики этой школы в данное время, а как школа оценивает эти результаты, как она строит стратегии по их улучшению. То есть мы должны помочь качественной самооценке педагогического коллектива этой школы вместе с родительским сообществом. Комплексные, иногда выборочные обследования дают нам, управленцам и школам, информацию для анализа ситуации и организации работы по результатам.
В 2007 году педагогическое сообщество Московской области получило от Министерства образования Московской области рекомендации по организации процедур оценки качества образования, методик и технологий, которые разработаны Академией социального управления, прошли адаптацию к условиям муниципальной системы образования Дубны и апробированы в школах нашего города. Методика оценки качества системы общего образования предполагает оценку трех основных составляющих качества образования: условий, процесса и результата. Расчеты интегрированных показателей по блокам позволили в рамках каждого кластера ранжировать общеобразовательные учреждения по основным составляющим образовательного процесса. Это позволяет каждой школе определить свои сильные и слабые стороны и на этой основе уточнить приоритеты образовательной политики, выявить причины тех или иных проблем. При формировании сводного рейтинга результатов можно в зависимости от приоритетов образовательной политики менять вес отдельных составляющих и таким образом влиять на управленческие решения. Для руководителей школ представлены примеры принятия управленческих решений, формируемых на основе анализа результатов городских исследований и реализуемых в системе образования Дубны. В настоящее время работаем над задачей внедрения автоматизированной технологии сбора, обработки и анализа информации о состоянии и развитии системы образования, использование которой позволяет осуществлять мониторинг развития каждого учащегося.
В свое время академик Лев Ландау сказал: «Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе тратить время на решение задач, которые не ведут к новым результатам». Созданная нами модель муниципальной системы оценки качества образования позволяет оперативно идентифицировать тот ресурс, воздействие на который улучшает качество образования. Преимущества данной модели МСОКО подтверждаются результатами. По итогам внешней экспертизы, проведенной Центром качества образования Академии социального управления, муниципальная система общего образования Дубны в 2007, 2008 годах была отнесена к самому высокому кластеру: высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса соответствует высоким результатам обучающихся.
Татьяна ВИНОГРАДОВА, начальник управления народного образования администрации Дубны
Комментарии