Сегодня в школах начиная с начального общего образования реализуется комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся. Профориентация осуществляется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с детьми. В свою очередь для вуза профориентационная деятельность заключается прежде всего в сотрудничестве с потенциальными работодателями, которые заинтересованы в новых подготовленных кадрах. Традиционно этот процесс условно сводится к типовой схеме «школьник – абитуриент – студент – вуз – работодатель». И очень важно активизировать этот процесс через более тесные связи всех перечисленных участников схемы.
С началом реализации городского проекта «Медиакласс в московской школе» в школе №1547 был сформирован предпрофессиональный 10‑й медиакласс и выстроена эффективная модель взаимодействия с вузами – партнерами проекта. Например, взаимовыгодное сотрудничество осуществляется с МПГУ, а именно с Институтом журналистики, коммуникаций и медиаобразования, и ВШЭ. Стороны объединяют свои усилия, направленные на организацию и проведение учебной и производственной практики студентов, предусмотренной учебным планом вуза. В школе за студентами-практикантами закрепляются специалисты, которые координируют практику, осуществляют консультационную поддержку и методическую помощь в организации и проведении мероприятий. Такого рода кооперация дает положительный результат как для студентов, так и для школьников.
Конечно, немаловажным аспектом практики является знакомство с потенциальным работодателем. Согласно статье 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» студенты вузов по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», успешно прошедшие промежуточную аттестацию, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам соответствующих направленностей.
За время осенней и весенней практик студенты двух вузов – МПГУ и ВШЭ – изучили специфику медиаобразовательных программ и программ с медиакомпонентом, реализуемых в медиаклассе: углубленное изучение предметов «Русский язык» и «Литература», «Обществознание», «Иностранный язык (английский)»; спецкурсы «Риторика», «Журналистика и медиа», «Тележурналистика», «Медиакоммуникации в социальных сетях». После знакомства с программами студенты самостоятельно провели для школьников несколько прикладных мастер-классов: «Как распознать фейки», «Сторителлинг: методы и техники», «Медиаэтика и закон», а также совместно поработали над развитием школьных СМИ, ознакомили обучающихся с основами профессий, связанных с журналистикой и медиакоммуникациями.
В рамках одной из таких практик студенты 2‑го курса МПГУ (направленность «МХК и дополнительное образование «журналистика») Екатерина Палуева, Анастасия Харламова, Анна Поликашина и Анна Ященко взяли шефство над группой обучающихся медиакласса. Подобное взаимодействие стало особенно эффективным: с одной стороны, студенты смогли закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые коммуникативные навыки и развить такие лидерские компетенции, как самостоятельное принятие решений, самоконтроль, управление конфликтами, а с другой – школьникам было комфортно общение с молодежью. Уроки, которые проводили студенты, по словам обучающихся медиаклассов, были динамичными, занимательными и интересными. Не только в урочные часы, но и в каникулярное время студенты организовывали мероприятия, тем самым обеспечивая занятость и досуг школьников в этот период. Также студенты активно включились в реализацию школьного профориентированного образовательного проекта «Умные каникулы», направленного на профориентацию и развитие soft skills обучающихся, профориентационную и просветительскую работу с родителями и педагогами.
По словам Ксении Владимировны Марчан, доцента кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, именно то, что студенты практически в самом начале своего обучения могут поделиться первоначальным опытом знакомства с профессией и, главное, своими личными впечатлениями со школьниками, которые только определяются с выбором, играет важную роль в профориентационном процессе.
Тема сотрудничества школы и вуза не нова, но продолжает оставаться актуальной. Формы взаимодействия могут быть разнообразными и зависят от цели и поставленных задач. Но можно с уверенностью сказать, что школа выполняет роль стартовой площадки в карьере студента, а студенты умножают эффективность профориентационной работы среди школьников.
Мария ШАБЕЛЬНИК, руководитель медиаобразования, медиапедагог школы №1547
Комментарии