search
main
0

Практический голод. Новые стандарты основаны на компетентностном подходе

Когда директор образовательного учреждения рассказывает о своей школе или детском саде, он обычно с гордостью упоминает о том, что на его базе проходят практику студенты педагогического вуза или колледжа. Сами студенты, по уверению Натальи ЛИСОВСКОЙ, заместителя декана психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (РГПУ), кандидата психологических наук, доцента, тоже относятся к практике с большой симпатией. По результатам ежегодного мониторинга, проводимого факультетом, у них это время ассоциируется в большей степени с формированием себя как профессионала. Наталья Борисовна также пояснила, как организуется практика и каковы ее виды.

– Система практической подготовки студентов зависит от факультета, от направления подготовки, поэтому на каждом направлении подготовки свои виды и количество практик. Все это определяется государственным образовательным стандартом. Сегодня мы работаем по старому образовательному стандарту. Стандарты нового поколения, в разработке которых наш вуз принимал участие, только начинают вступать в действие. То, что разработаны новые стандарты, свидетельствует о том, что предыдущие стандарты уже не отражали требования реальности, и в том числе требования к практической подготовке. Старые стандарты выполнены в так называемом ЗУНовском подходе (знания, умения, навыки) и в большей своей части уделяли внимание теоретической подготовке. Когда мы проводим анкетирование студентов и работодателей, касающееся качества образования, то они традиционно в течение нескольких лет указывают, что удовлетворены уровнем теоретической подготовки, но практических умений и навыков им не хватает. Студенты утверждают, что они ощущают недостаток практики, а работодатели говорят, что им в выпускниках не хватает практического опыта. Отсюда вытекает вывод о том, что необходимо весь процесс подготовки специалистов выстраивать в сторону увеличения доли практической подготовки. Но радикальная корректировка возможна только с изменением стандарта. Он определяет виды практик. Новые стандарты основаны на компетентностном подходе. Это значит, что наш студент, получая знания, умения, навыки, способен применить их на практике.Компетентностный подход дает возможность молодым специалистам реализовать на практике свой теоретический и практический потенциал. В настоящее время уже приняты государственные образовательные стандарты ВПО нового поколения, и в течение ближайших лет переход на них будет осуществлен.- Наталья Борисовна, если говорить о вашем факультете, какие виды практик и какой продолжительности существуют?- В настоящее время в структуре подготовки бакалавров и специалистов существует два вида практики: учебная и производственная. Все начинается с учебно-ознакомительной практики, которая, к примеру, у психологов-первокурсников проходит в сентябре и длится одну неделю. Наш первокурсник сразу глубоко погружается в специфику своей профессиональной деятельности. Ребята выходят в реальные учреждения, где знакомятся с деятельностью психологов разных профилей. Скажем, психолог обязательно выходит в школы, в медицинские учреждения, в общественные организации, на предприятия. У него возникает общее представление о профессии. Кроме того, практика подразумевает, что студенту даются определенные задания, к примеру, наблюдения и их анализ. То есть студент на своей первой практике не статист, а активный участник и выполняет профессиональную задачу. По итогам ознакомительной практики студенты пишут эссе, как они себя видят в профессии.Следующая практика – педагогическая. Ее длительность – шесть недель за весь период обучения. Начинается она на четвертом курсе и проходит в образовательных учреждениях. Цели и задачи данной практики: сформировать готовность участвовать в решении педагогических и производственных задач, приобрести навыки профессиональной деятельности в области практической психологии в образовании, научиться организовывать учебно-воспитательную, просветительскую работу, развить активность исследовательской и педагогической позиции. Результатами педпрактики являются: расширение навыков исследования проблем организации учебно-воспитательного процесса; отбор адекватных методов психодиагностического исследования; совершенствование способностей к выявлению учащихся, имеющих психологические проблемы, обусловленные особенностями учебно-воспитательного процесса, и нуждающихся в специальных психологических занятиях или углубленных консультациях; получение опыта консультативной и психопрофилактической работы; разработка комплекса рекомендаций по изученной проблеме; грамотное планирование занятий по психологии с учетом возрастных особенностей слушателей и специфики организации; использование разнообразных форм, способов взаимодействия с обучающимся и корректный самоанализ собственной профессиональной деятельности в период практики.- Кто помогает студенту на практике?- Мы работаем по договорам с образовательными учреждениями, и на время практики учреждение несет ответственность за студента. У каждого студента есть руководитель любой практики со стороны факультета и со стороны учреждения, будь то ознакомительная или педагогическая. У каждого из руководителей есть свои обязанности. Например, преподаватель со стороны вуза должен обеспечить студента программой практики, заданиями, помочь методически. Он консультирует студента в процессе практики, планирует его деятельность в учреждении. Руководитель со стороны учреждения решает организационные вопросы, разрабатывает план прохождения практики, устанавливает график посещения занятий и т. д. Он также может давать консультации и формулировать вопросы. Педпрактика состоит из трех блоков: наблюдение за уроком, проведение урока и участие в решении проблем самого учреждения, допустим, проведение тренинга в классе, где плохой психологический климат.- Наталья Борисовна, студенты вольны сами выбрать учреждение?- Да, мы не возражаем, если студент хочет проходить практику в школе, где учился. Школа в этом случае должна представить документы, что обеспечит ему возможность прохождения практики. Если студент не знает, где будет проходить практику, то ему назначается база. Как правило, это школы, с которыми мы давно сотрудничаем. Кстати, во многих школах уже разработаны целые программы работы с нашими студентами. Это партнерство очень эффективно. После того как студент определился с местом прохождения практики, следует установочная конференция в школе. На ней ребята представляют сферу своих интересов, выходят с готовыми наработками. Учителя школы выступают экспертами. Если оценка программы положительная, то студент реализует ее на практике. В конце практики коллектив школы собирается и анализирует результаты практики данного студента.Производственная практика длится шесть недель и тоже проходит на старших курсах. На ней можно пробовать себя в профессиональной роли в тех местах, где возможно трудоустройство. Она тоже организуется с учетом пожеланий студентов и с учетом возможностей тех учреждений, которые готовы их взять. Зачастую студенты после окончания вуза трудоустраиваются в эти учреждения. Производственная, в том числе педагогическая, практика выступает в случае трудоустройства большим помощником. Когда студент проходит практику в школе и там видят активного, мотивированного человека, коллектив школы проявляет к такому специалисту интерес.Что касается научно-исследовательской и квалификационной практики, то она подразумевает подготовку диплома и длится десять недель. В рамках этой практики проводится квалификационное исследование и готовится дипломная работа.- Известно, что за рубежом выпускник после окончания вуза некоторое время стажируется. Как обстоят дела с этим у нас?- Я считаю такую модель практической подготовки специалиста прекрасной. Но наша модель подготовки тех же психологов и педагогов отличается от моделей подготовки за рубежом. Почему наши выпускники боятся идти работать после окончания вуза? Потому что нет опыта. Практикой, которая существует сегодня, эту проблему не решить. Было бы полезно для психолога или педагога и для качества предоставляемых ими услуг пройти ряд ступеней, наработать часы, собрать отзывы о своей работе, а потом уже получить разрешение на ведение самостоятельной деятельности.Насколько я знаю, в настоящее время рассматриваются такие возможности.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте