В этом году исполняется три года экспертизе дополнительных профессиональных программ для педагогических работников Москвы. За этот период на экспертизу поступило более 3500 программ. Старт экспертизе был дан в 2014 году по инициативе Департамента образования города Москвы.
Большинство действовавших на тот момент программ были достаточно архаичны по форме и содержанию, не соответствовали требованиям компетентностного подхода.- Содержание программ и методика обучения явно устарели и стали неактуальными для современной образовательной системы столицы. Подчас слушатель оказывался невольно обманутым, получив услугу ненадлежащего качества, – отмечает Оксана Ганабова, учитель русского языка и литературы лицея №1581, председатель Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».Три слагаемых экспертизыКритерии, процедура и эксперты – составляющие любой экспертизы. Ее объективность напрямую зависит от обоснованности и точности критериев, прозрачности процедуры и квалификации экспертов. В 2014 году был создан Экспертный совет – общественно-государственный орган, объединивший представителей вузов и организаций ДПО столицы. Именно Экспертный совет разработал и утвердил критерии, а также регламент экспертизы.Экспертное оценивание программ осуществляется комплексно. При этом ведущая роль в экспертизе программ отведена педагогам лучших образовательных организаций Москвы (Топ-100). Сегодня программы экспертируют 138 педагогов. Они оценивают программы с точки зрения их практической значимости, актуальности и продвижения проектов Департамента образования. Эксперты из системы ДПО анализируют программы прежде всего с позиции их соответствия нормативной базе. Суждение о программе выносится на основании утвержденных критериев, поэтому субъективный подход практически исключается. Окончательное решение принимает Экспертный совет. Рекомендованные к реализации программы включаются в Региональный реестр и размещаются на портале dpomos.ru. Сегодня в реестре программы 69 организаций. Страница каждой программы содержит информацию об экспертах и их заключении, что для многих слушателей служит навигацией при выборе обучения. Как изменились дополнительные профессиональные программы По мнению профессионального сообщества, экспертиза программ существенным образом повлияла на их качество. – Программы стали конкретнее, в них значительно увеличилась практическая часть. Важным для учителей является процесс создания в ходе обучения конкретного продукта, который в дальнейшем может быть использован в реальном учебном процессе, – говорит Игорь Шевченко из школы №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский».- Экспертиза позволила отсечь программы, мимикрирующие под образовательный запрос, – добавляет Оксана Ганабова. – Значительно меньше стало программ со слишком обобщенным и теоретическим содержанием без практико-ориентированных компонентов, – подчеркивает педагог-психолог школы №1251 Анастасия Агрис.Ценность экспертизы Практически все эксперты-учителя считают, что экспертная деятельность активизирует процесс рефлексии собственного педагогического опыта, позволяет его переосмыслить, осознать дефициты и выработать стратегию профессионального развития.- Учитель видит все поле современных направлений развития московского образования и свое место в этом пространстве. Это невольно заставляет оценивать границы собственного знания-незнания и стараться их расширить. К тому же данная работа все время подвигает оценивать структуру собственных учебных курсов, видеть их достоинства и недостатки. С другой стороны, работа над экспертными заключениями развивает точность формулировок, что так необходимо в общении с учащимися, – говорит И.В.Шевченко.Экспертиза помогает слушателям делать осознанный выбор программ. В последние три года способ их представления на портале существенно изменился. Если раньше заинтересованный педагог мог ознакомиться только с краткой аннотацией, мало отражающей реальное содержание программы, то теперь в его распоряжении полный текст. На сегодня этой возможностью воспользовались более 80 процентов посетителей портала. Экспертиза высвечивает дефициты реестра программ и позволяет сформулировать запрос к системе ДПО. Эксперты-учителя отмечают, что сегодня существует ощутимый дефицит программ с качественным предметным содержанием. И это на сегодняшний день серьезная образовательная проблема: нельзя обучать беспредметно, зная «как», но не зная «чему». Хотелось бы, чтобы новое содержание образования было связано не только с совершенствованием образовательных подходов и технологий, но и с обновлением представлений учительства о современном предметном содержании.- Хотелось бы предложить внедрить практику разработки специальных курсов ПК под нужды конкретной образовательной организации. Школы должны не выбирать курсы, а заказывать их создание и реализацию на своей базе. Тогда само содержание курсов ПК будет конкретизировано под данный коллектив, учитывать его особенности и возможности, – констатирует Игорь Шевченко.- К сожалению, не встречала программ по основам теории познания (это очень актуально для современного учителя), методологии педагогического исследования (современный учитель должен быть исследователем в области своей профессиональной деятельности, иначе как он будет вводить инновации и оценивать их эффективность), – дополняет коллегу Ирина Шульгина, учитель биологии школы №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский».За три года экспертиза доказала свою жизнеспособность и полезность московской системе образования, задала вектор качеству дополнительного профессионального образования.Татьяна РАСТАШАНСКАЯ, проректор Московского института открытого образования
Комментарии