search
main
0

ППК – человек будущего, или Организация единого развивающего образовательного пространства в школе XXI века

Образование – стратегический курс общества. Оно является определяющим фактором, дающим возможность технологического прорыва.
Но образование, как специально организованный процесс постоянной передачи социально значимого опыта, может быть эффективным, если протекает в условиях, адекватных современным запросам социума, если образовательное пространство соответствует запросам пользователей услугами образования и по форме, и по содержанию, и по условиям.
Наиболее теоретически проработанным в отечественной педагогике и психологии представляется подход В.И.Слободчикова к определению развивающего образования, который вписывает образовательную среду в механизм развития ребенка и тем самым определяет ее цели и функциональные назначения, выделяет истоки образовательной среды в предметности культуры общества.
Новый “образ образования” тесно связан с инновационными процессами в образовательной системе.
Инновационное движение внедрило в обиход школы такие понятия, как “авторская программа”, “авторский учебник”, “авторская школа”; оно явилось каналом проникновения новых идей, заставивших переосмыслить содержание учебных программ, организационных форм совместной жизни детей и взрослых.
Практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в развитии инновационных процессов и готовностью педагогов к их реализации, многозначностью понятий и отсутствием критериев новаций.
Чтобы решить эти противоречия, необходимо было утвердиться в общности основных понятий сферы образования и ее структурных компонентов: “образовательная среда”, “развиваюшее образовательное пространство”, “проектная деятельность”, “дополнительное образование”, “инновационные образовательные институты”.
В научной литературе (исследования А.И.Кочетова, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова и др.) “инновация” рассматривается как целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее выход на указанный уровень, как средство и процесс введения чего-либо нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию деятельности учителя и учащегося. Обобщая, мы отмечаем, что инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Инновации своим существованием определяют инновационные процессы, которые протекают лишь в контексте инновационной технологии; инновационные методики создаются на конкретных сочетаниях новшеств, а использование в работе инновационных технологий возможно при организации инновационной деятельности, которую можно полноценно реализовать лишь в образовательном учреждении, работающем в инновационном режиме.
Все взаимодействия и взаимоотношения представляются нам в виде цепочки: инновация ≈> инновационный процесс ≈> инновационные методики и технологии ≈> инновационная деятельность ≈> инновационный режим.
Нельзя понять теоретическое и практическое значение возникающих педагогических новшеств без выявления их реальности и ценности, без выделения критериев новизны. На наш взгляд, наиболее значимыми являются следующие критерии:
1. Наличие инновационной идеи, программы ее реализации и научная аргументация инновации.
2. Моделирование взаимодействия субъектов педагогического процесса в инновационном режиме.
3. Конструктивное для развития личности содержание вариативной части школьного компонента с учетом субкультуры, на основе взаимодействия общего и дополнительного образования в едином образовательном пространстве.
4. Научная организация труда учителя и ученика.
5. Демократизация сферы управления с выходом на научно-исследовательский уровень.
6. Позитивность инновационных внедрений, ведущих к определенным качественным изменениям личности ученика и учителя.
Все эти критерии отличают инновационную школу как качественно новый объект с особым образовательным пространством, включающим в себя общее и дополнительное образование.
Все мы свидетели того, как изменяется система образования и по содержанию, и по типу учебного заведения. К сожалению, не все инновации ведут к новым высоким результатам. Как показал опыт, внедрение нового требует тщательной подготовки управленческих кадров, нового научного педагогического мышления, определенной материально-технической базы.
В новом образовательном пространстве инновации становятся базой развития творческой, здоровой, высокообразованной личности, если представляют собой целостную теоретическую, технологическую концепцию обновления.
Здесь нужно подчеркнуть, что, рассматривая общую парадигму создания развивающего образовательного пространства, мы учитываем, что “образование”, “развитие”, “воспитание” и “здоровье” по отдельности в ней функционировать не могут.
В современной научной литературе “образовательное пространство” рассматривается как существующее в социуме “место”, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность различных систем (как государственных, общественных, так и смешанных) по развитию личности и ее социализации. Также возможно и внутреннее самодвижение, формирующее индивидуальное образовательное пространство.
Опираясь на основные идеи и принципы современных педагогов-новаторов – идею открытости в создании образовательной среды, идею комплексного подхода к развитию воспитанников, идею личностной направленности в образовательном процессе, идею сотрудничества с детьми, другими педагогами и родителями воспитанников, принцип гуманистической направленности, принцип целостности и др., мы сформулировали общее определение развивающего образовательного пространства. Развивающее образовательное пространство – это специально смоделированное место и условия, которые обеспечивают разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом данное многомерное социальное пространство позволяет: детям – самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами; педагогам – создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте; родителям – участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг; организаторам и управленцам – принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных интересов и условий.
В основу управления новой школой положен принцип демократизации и гуманизации, поскольку в центр учебной, воспитательной, трудовой, творческой деятельности поставлен ученик с его личностными особенностями, свободой выбора, мотивацией, познавательными потребностями, умением найти себя в системе непрерывного развивающего образования. Школа ХХI века – это новая структурно-функциональная модель, опирающаяся на современные механизмы управления. Специфика структуры новой школы определяется ее миссией – обеспечением образовательного процесса с высокой степенью вариативности и интегративности, что обусловлено широкими образовательными функциями, которые определены ее объемными показателями. Руководство научно-исследовательской и методической деятельностью в новой школе строится по единой сквозной программе и носит программно-целевой характер. Новая школа имеет интегративную образовательную систему и развивается в направлении ее дифференциации. Обновление управления связано и с системой информационно-аналитической деятельности школы как основного инструмента управления. Эффективность механизма управления отслеживается на основе рейтинговой системы и педагогического мониторинга.
Работа основных структурных звеньев управления подкрепляется деятельностью служб и центров, чрезвычайно важных для школьного образования: информационно-диагностического и психолого-педагогического центров, валеологической и методической службы и службы содействия развитию личности.
Помимо вертикальных, для координации работы в новой школе широко используются и горизонтальные связи. Это позволяет повысить уровень компетентности управленцев, эффективность и гибкость всего процесса руководства и контроля.
Особенности управления обеспечивают четкое взаимодействие всех учителей-предметников, педагогов-психологов-координаторов, педагогов дополнительного образования и одновременно включают педагогический коллектив в работу научно-методических кафедр, педагогических консилиумов, временных творческих коллективов, образуя структуру, позволяющую существенно повысить гибкость управления.
Модель новой школы основана на концептуальной идее: становление творческой, свободной, духовно и физически богатой личности в условиях нового, насыщенного культурным содержанием образовательного пространства. Это определяет и выбор генеральной цели школы.
Содержательную основу концепции могут составить следующие основные позиции:
1. Обновление содержания образования, построенного на новом педагогическом мировоззрении, предполагающем развитие целостной картины мира учащихся на основе междисциплинарной интеграционной системы, где учебные дисциплины не выступают в качестве отдельных предметов, а являются проекциями целостной рациональной картины мира.
2. Развитие способностей и талантов в системе полного – общего и дополнительного – образования через создание детских научных объединений: эстетического, экологического и культурного центров, технологических мастерских в структуре школы.
3. Модульное образование как ступень в системе непрерывного образования.
4. Вхождение Сибири в мировое образовательное пространство через международное сотрудничество.
Эта модель скорее дискурсивная, чем интуитивная, она создана на основе многолетнего опыта, тщательного анализа результатов апробации отдельных направлений (как в сельских, так и в городских школах).
В процессе создания модели новой школы необходимо разработать комплексно-целевые диагностики, создать программы непрерывного образования “Одаренные дети”, “Здоровье школьника и педагога” и т.д., а также определить подходы к обновлению содержания образования, основные точки соприкосновения и взаимодействия общего и дополнительного образования, смоделировать портрет выпускника с учетом требований времени и выделить основные условия формирования этого портрета.
К таким условиям мы относим:
1. Создание образовательного пространства, где общее и дополнительное образование представляют собой единое взаимодополняющее и взаимопроникающее целое. Так, например, дополнительное образование, будучи менее инерционным, чем программное, урочное преподавание, задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов, технологий, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиске истины. На таких занятиях больше действует и говорит ученик, все время находясь в поисковой ситуации. Дополнительное образование становится своеобразной лабораторией сотворчества, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с наукой, искусством, культурой, технической и производственной деятельностью.
2. Предоставление одаренному школьнику свободы выбора темпа, содержания, форм и типа образования в соответствии с его интересами и дарованиями.
3. Медико-психолого-педагогическое обеспечение образовательного пространства для каждого ученика, для чего разрабатывается программа комплексного изучения личности учащихся и создается служба содействия развитию личности.
В условиях работы новой школы, создания единого развивающего и здоровьеохранного образовательного пространства возникает необходимость координации деятельности детей в учебное и внеурочное время, а также в процессе сотрудничества с различными творческими объединениями и внешкольными структурами, учреждениями дополнительного образования.
Функции классного руководителя-воспитателя, определенные Положением Министерства образования РФ, в традиционном варианте не дают сегодня возможность полностью реализовать комплексную программу воспитания в едином воспитательном пространстве. В связи с этим возникла потребность введения специальности педагога-психолога-координатора (ППК).
Единство трех аспектов в функциональных обязанностях педагога-психолога-координатора и составляет предмет этой принципиально новой специальности. На наш взгляд, это профессионально компетентный, высокого общекультурного уровня специалист, который является координатором воздействия развивающей среды и посредником между средой и ребенком, помогающий детям познать себя, гармонично и активно войти в сегодняшнюю жизнь, в сложный мир отношений, стать личностью деятельной, способной к реализации своих творческих сил, талантов и возможностей. Это педагог, знающий современные психолого-педагогические технологии работы с детьми на каждом возрастном этапе, с хорошо развитыми коммуникативными, гностическими, конструктивными и организаторскими способностями, владеющий искусством эмпатии, общения, педагогической интуицией и импровизацией, методами и формами индивидуального подхода к детям и родителям, приемами психологической поддержки и коррекции, умеющий врачевать детскую душу. Это координатор детского развития и взросления, знающий оптимальные способы содействия психическому, личностному и индивидуальному развитию ребенка; это творческая, энергичная личность, способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самообразованию, самоуважению и уважению других.
Талант такого воспитателя, на наш взгляд, – талант терпеливой любви, полной преданности. Такой педагог-воспитатель предпочитает не пользоваться наказанием, он умеет найти дорогу к сердцу ученика без окриков и разносов, без вызовов родителей в школу.
Поэтому приоритетным в его работе является обеспечение разностороннего развития личности, защита прав детства, охрана психического, физического и духовно-нравственного состояния ребенка.
Уже разработана системно-функциональная модель деятельности ППК, где определены функции, основные направления воспитательной деятельности и критерии оценки. С нашей точки зрения именно такого специалиста должны готовить вузы для новой школы.
В ходе экспериментальной работы уже апробирована в Иркутске новая модель школы – “Школа Развития, Взросления, Здоровья”.
Подготовлены рекомендации и нормативные документы по организации и внедрению нового развивающего образовательного пространства, которые могут быть использованы в условиях развития новой школы ХХI века.
Валерий СТЕПАНОВ

Валерий Матвеевич СТЕПАНОВ – учитель в России известный. Он создал и возглавил в Иркутске экспериментальную 47-ю школу с гуманитарно-эстетической направленностью. Эта яркая авторская школа стала экспериментальной площадкой классического, педагогического, лингвистического университетов Иркутска и базовой школой Института педагогических инноваций РАО. Уже пять лет она входит в состав ассоциированных школ ЮНЕСКО, а также имеет полномочия регионального координационного центра международной Соросовской образовательной программы в области точных наук. Два года назад по итогам конкурсов школе присвоено звание “Красивая школа” и статус федеральной экспериментальной площадки.
Впору бы директору года и заслуженному учителю, награжденному премией президента и орденом “За заслуги перед Отечеством”, автору многих научных трудов, семи монографий и научно-методических пособий, почивать на лаврах, но не в характере Валерия Матвеевича останавливаться на достигнутом. В прошлом году он защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и принял приглашение перейти на должность заместителя начальника ГУОПО администрации области. Сегодня на столе педагога-ученого новая увесистая рукопись – “Система развития научно-методической и инновационной деятельности образовательных учреждений Иркутской области”. Степанов создал – ни много ни мало – “Доктрину научно-методического развития инновационной деятельности”, а также “Программу ГУОПО по развитию системы научно-методической и инновационной деятельности в Иркутской области на период до 2005 года”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте